Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является совершенствование системы планирования прибыли и повышение рентабельности производства на предприятии на примере ОАО Гостиница «Венец». В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности.
Определить понятие рентабельности, как относительного показателя прибыльности.
Дать организационно-экономическую характеристику ОАО гостиница «Венец».
Провести анализ балансовой прибыли на предприятии.
Провезти оценку рентабельности производства предприятия.
Дать рекомендации по совершенствованию системы планирования прибыли на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения прибыли и рентабельности производства5
1.1. Сущность и значение прибыли и рентабельности как экономической категории ………………………………………………………………..………..5
1.2. Рентабельность как относительный показатель прибыльности………….8
1.3. Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………12
2. Анализ прибыли и рентабельности производства в ОАО гостиница «Венец»…………………………………………………..……16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…..……..16
2.2. Анализ балансовой прибыли и факторов, влияющих на прибыль…...….20
2.3. Анализ рентабельности производства ……………………………………24
3. Пути повышения прибыли и рентабельности производства в ОАО гостиница «Венец»………………………………………………………..27
3.1 Повышение экономической эффективности производства основных видов продукции предприятия……………………………………………………….31
3.2 Мероприятия по увеличению суммы прибыли и рентабельности…….34
3.3. Расчет эффективности предложенных мероприятий……………………35
Заключение…………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………
Организационная структура ОАО «Гостиница Венец» представлена в приложении 4. Данная организационная структура относится к типу линейно-функциоанльных. В такой структуре линейный руководитель участка разделяет общее управление своим подразделением по функциям. Он оказывает линейное воздействие на функциональных руководителей, а те в свою очередь осуществляют технологическое содействие исполнителям в выполняемых работах. В линейно-функциональной структуре внутри подразделения функции управления полностью разделены и на руководителе лежит вся полнота ответственности за результаты работы. Ее использование способствует улучшению качества принятия управленческих решений в результате углубления специализации. В то же время применение такой структуры подразумевает усложнение и увеличение численности управленческого штата.
Динамика основных финансово-хозяйственных показателей представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Основные финансово-
ОАО «Гостинца Венец»» за 2009-2011 гг.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп прироста в % | ||
2010/ 2009гг. |
2011/ 2010гг. |
2010/2009гг. |
2011/2010гг. | ||||
Выручка в действующих ценах (в тыс. руб.) |
113056 |
108294 |
130055 |
-4762 |
21761 |
-4,21 |
20,09 |
Себестоимость продукции (в тыс. руб.) |
97045 |
92949 |
111116 |
-4096 |
18167 |
-4,22 |
19,54 |
Уровень затрат на 1 рубль (в процентах) |
85,83 |
85,83 |
85,43 |
0 |
-0,4 |
0- |
-0,46 |
Валовая прибыль (в тыс. руб.) |
16011 |
15345 |
18939 |
-666 |
3594 |
-4,15 |
23,42 |
Прибыль от продаж (в тыс. руб.) |
16011 |
15345 |
18939 |
-666 |
3594 |
-4,15 |
23,42 |
Прибыль до налогообложения (в тыс. руб.) |
14144 |
13669 |
13501 |
-475 |
-168 |
-3,35 |
-1,23 |
Чистая прибыль (в тыс. руб.) |
10390 |
10622 |
10235 |
232 |
-369 |
2,23 |
-3,64 |
Рентабельность продаж (в %) |
14,16 |
14,16 |
14,56 |
0 |
0,4 |
0 |
2,82 |
Рентабельность чистой прибыли (в %) |
9,19 |
9,8 |
7,86 |
0 |
-1,94 |
0 |
-19,79 |
Среднегодовая стоимость основных средств (в тыс. руб.) |
35669,5 |
34724,5 |
37778 |
-945 |
3053,5 |
-2,64 |
8,79 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств (в тыс. руб.) |
17924 |
19156,5 |
19991 |
1232,5 |
834,5 |
6,87 |
4,35 |
ССЧ ( в чел.) |
160 |
165 |
167 |
5 |
2 |
3,12 |
1,21 |
Численность размещенных лиц (в чел.) |
19963 |
16903 |
20793 |
-3060 |
3890 |
-15,32 |
23,01 |
Средняя загрузка номерного фонда ( в %) |
34,3 |
28 |
31,3 |
-6,3 |
3,3 |
-18,36 |
11,78 |
За рассматриваемый период выручка предприятия снизилась в 2010 году на 4,21% вследствие снижения средней загрузки номерного фонда за 2010 на 6,3%.
За 2010 год снизилась численность размещенных лиц - на 15,3%. Это обусловлено влиянием факторов, которые оказывают негативное влияние на деятельность Общества. К ним относятся: открытие новых отелей на рынке гостиничных услуг г. Ульяновска и сложившаяся экономическая ситуация в регионе.
Не смотря на эти отрицательные факторы ОАО «Гостиница Цетральная» увеличило чистую прибыль на 2,23% вследствие чего, уровень рентабельности производства остался неизменным.
Общие тенденции развития гостиничной отрасли в г. Барнауле в 2011 году несколько увеличились, что связано с проведением мероприятий всероссийского и международного масштаба, а также ростом потока гостей, прибывающих в регион с деловой и профессиональной целью. В 2011 году тенденция развития ОАО «Гостиница Венец» в целом соответствует общеотраслевым тенденциям рынка гостиничных услуг в г. Барнауле. Численность размещенных лиц в 2011 году на 23%. Загрузка номерного фонда увеличилась на 11%. Это обусловило увеличении выручки на 20%, что является положительным показателем в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Кроме того в 2011 году снизился уровень затрат на 1 рубль выпускаемой продукции, что говорит об эффективности управления издержками производства.
В целом по таблице можно
сделать вывод, что предприятие
эффективно функционирует и имеет
положительный экономический
В данной главе была рассмотрена
организационно-экономическая
Тенденция развития предприятия в целом соответствует общеотраслевым тенденциям рынка гостиничных услуг в г. Барнауле. Численность размещенных лиц в 2011 году на 23%. Загрузка номерного фонда увеличилась на 11%. Это обусловило увеличении выручки на 20%, что является положительным показателем в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
2.2. Анализ балансовой прибыли и факторов влияющих на прибыль
В условиях рыночной экономики
целью любого производства является
получение максимально
Они неизбежно разоряются и прекращают свое существование. Следовательно, на каждом предприятии необходимо выявлять наличие фактов бесхозяйственности, непроизводительных потерь, неразумного вложения средств и т. п. для их устранения.
Результаты финансово-
В исследуемый период ОАО «Гостиница Венец» осуществляло свою финансово-хозяйственную деятельность на основании Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона «Об акционерных обществах» и иных нормативно-правовых актов действующего гражданского законодательства.
Текущая хозяйственная деятельность ОАО «Гостиница Венец» осуществлялась на основе договоров купли-продажи, поставки, подряда, возмездного оказания услуг.
В отчетном году финансовые показатели характеризуются следующими данными представленными в таблице 2.2.:
Таблица 2.2.
Финансовых показатели ОАО «Гостиница «Венец» за 2009-2011 гг.
№пп |
Показатели в тыс. руб. |
2011 |
2010 |
2009 |
% роста (снижения) | |
2011/2010 гг. |
2010/2009 гг. | |||||
1. |
Выручка от реализации услуг - всего, в т.ч.: Основная деятельность Арендная плата, коммунальные услуги Услуги питания Прочие услуги |
130055
102307
16196
10317 1235 |
108294
81673
15891
9913 817 |
113056
86971
16407
8547 1131 |
+20,09
+25,26
+1,9
+4,1 +51 |
-4,2
-6,1
-3,1
+16,0 -27,8 |
2. |
Себестоимость услуг - всего, в т.ч.: Основная деятельность Арендная плата, коммунальных услуг Услуги питания Прочие услуги |
111116
92610
10367
7324 815 |
92949
73265
10289
8695 700 |
97045
79049
9493
7693 810 |
+19,5
+26,4
+0,75
-15,7 +16,4 |
-4,2
-7,3
+8,4
+13,0 -13,6 |
3. |
Валовая прибыль |
18939 |
15345 |
16011 |
+23 |
-4,2 |
Анализ финансовых показателей показывает, что выручка от реализации услуг снизилась в 2010 году и повысилась в 2011 году на 4,2 и 20,09 % соответственно. Наибольшее влияние на рост выручки в 2011 году оказала увеличении доходов от основной деятельности, показатель вырос на 25,26%. Положительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность оказывает так же увеличение выручки по остальным составляющим и снижение себестоимости услуг питания, что в конечном итоге приводит к увеличению валовой прибыли на 23% в 2011 гг.
Структура себестоимости услуг в отчетном периоде характеризуется следующими данными (табл.2.3.):
Таблица 2.3.
Структура себестоимости услуг ОАО «Гостиница «Венец» за 2009-2011 гг.
№ п |
Показатели ( в тыс. руб.) |
2011 г. |
2010 г. |
2009 г.. |
% роста | |
1.
|
Материальные затраты, в т.ч.: электроэнергия; теплоэнергия; водоснабжение; комплектация номерного фонда; строительные материалы; инвентарь; запасные части и ГСМ услуги питания товары для продажи прочие |
42459
6809 5040 920
8449 3709 5087 700 8325 2840 580 |
37889
5895 4194 709
7213 4225 5642 464 5766 3351 430 |
38418
6133 3521 678
8628 3732 5497 564 6488 2867 310 |
+12,1
+15,5 +20,2 +29,8
+17,1 -12,2 -9,8 +50,9 +44,4 -15,22 +34,9 |
-1,4
-3,9 +19,1 +4,6
-16,4 +13,2 +2,6 -17,7 -11,1 +16,9 +38,7 |
2. |
Расходы на оплату труда |
35632 |
31088 |
34285 |
+14,6 |
-9,3 |
3. |
Начисления на заработную плату |
12035 |
8021 |
8886 |
+50 |
-9,7 |
4. |
Амортизация |
1352 |
1489 |
1685 |
-9,2 |
-11,6 |
5. |
Прочие затраты - всего, в т. ч.: - услуги сторонних организаций - налоги - связь - прочие |
18738
13375
1975 1104 2284 |
14462
10041
2045 674 1702 |
13771
8005
2103 1257 2406 |
+29
+33
-3 +63 +34 |
+5,0
+25,4
-2,7 -46,4 -29,3 |
ИТОГО: |
111116 |
92949 |
97045 |
+19 |
-4,2 |
Таким образом произошло увеличение расходов почти по всем составляющим кроме расходов на инвентарь, запасные части, и амортизацию и налоги. Наибольшее увеличение расходов связано с выплатами начислений на заработную плату.
Динамика прибыли по результатам
основной деятельности имеет отрицательную
тенденцию (см. табл.2.1.), на ее уменьшение
оказывают влияние
Налоговые перечисления за 2011 год составили 28469 тыс. рублей, в т.ч.:
Чистая прибыль в 2011 году с учетом показателей, полученных по ПБУ-18/02, составила 10235 тыс. рублей, что на 3,64% меньше чем в 2010 (см. табл.2.1.).
Поскольку в структуре
балансовой прибыли наибольший удельный
вес имеет прибыль от реализации
товарной продукции (работ, услуг), основное
внимание в процессе анализа должно
быть уделено исследованию факторов
изменения именно этого показателя.
К таковым относятся:
1) рост или снижение отпускных цен на реализованную
продукцию, тарифов на услуги и работы;
2) динамика себестоимости реализованной
продукции (работ, услуг);
3) увеличение или уменьшение объема реализованной
продукции (работ, услуг);
4) изменение структуры (состава) реализованной
продукции (работ, услуг).
Для выявления степени влияния этих факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактически реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода.
Таблица 2.4
Факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции (работ, услуг) в 2011 году
Показатель |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. руб. | ||
объем реализации |
цена |
себестоимость |
||
2010 г. - 43317 |
2010 г.- 2,5 |
2010 г.- 92949 |
43317*2,5-92949 |
15344 |
2011г. -48168 |
2010 г.- 2,5 |
2010 г.- 92949 |
48168*2,5-92949 |
27471 |
2011г. - 48168 |
2011 г.- 2,7 |
2010 г.- 92949 |
48168*2,7-92949 |
37105 |
2011г. - 48158 |
2011 г.- 2,7 |
2011 г.- 111116 |
48168*2,7-111116 |
18938 |
Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности производства в ОАО гостиница «Венец»