Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является совершенствование системы планирования прибыли и повышение рентабельности производства на предприятии на примере ОАО Гостиница «Венец». В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности.
Определить понятие рентабельности, как относительного показателя прибыльности.
Дать организационно-экономическую характеристику ОАО гостиница «Венец».
Провести анализ балансовой прибыли на предприятии.
Провезти оценку рентабельности производства предприятия.
Дать рекомендации по совершенствованию системы планирования прибыли на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения прибыли и рентабельности производства5
1.1. Сущность и значение прибыли и рентабельности как экономической категории ………………………………………………………………..………..5
1.2. Рентабельность как относительный показатель прибыльности………….8
1.3. Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………12
2. Анализ прибыли и рентабельности производства в ОАО гостиница «Венец»…………………………………………………..……16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…..……..16
2.2. Анализ балансовой прибыли и факторов, влияющих на прибыль…...….20
2.3. Анализ рентабельности производства ……………………………………24
3. Пути повышения прибыли и рентабельности производства в ОАО гостиница «Венец»………………………………………………………..27
3.1 Повышение экономической эффективности производства основных видов продукции предприятия……………………………………………………….31
3.2 Мероприятия по увеличению суммы прибыли и рентабельности…….34
3.3. Расчет эффективности предложенных мероприятий……………………35
Заключение…………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………
где: ROS – рентабельность продаж (Return on Sales);
Прп – прибыль от реализации;
В – выручка от реализации.
Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю при-были в выручке от реализации, следовательно, соотношения в ней при-были и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятия может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или уве-личивать объем производства.
Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или инвестиций):
где:
ROA – рентабельность активов;
Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.
Этот показатель может встречаться под названием ROI – Return on investment, т.е. рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.
Предприятия может аналогичным путем рассчитывать рентабельность и необоротных активов (основных средств и нематериальных активов), т.е. первого раздела актива баланса.
Наряду с рентабельностью необоротных активов следует рассчитывать их фондоотдачу:
где: ФО А1 – фондоотдача внеоборотных активов;
А 1ср – средняя величина внеоборотных активов.
Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств (формула 6).
где:
RОЕ – рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);
СК – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.
Особенность этого показателя
в том, что он, во-первых, показывает
эффективность собственных
На основе ROE предприятие
может прогнозировать темпы роста
своей прибыли. Прирост прибыли
в планируемом периоде
где: П – прирост прибыли в планируемом году;
Крн – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли; отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.
К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций. Прибыль на 1 акцию рассчитывается по формуле:
где: ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам;
КА – среднее число обращающихся за год акций [19].
Таким образом, рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
1.3. Методика анализа прибыли и рентабельности
Обобщающая оценка финансового
состояния предприятия
Анализ формирования и
использования прибыли
Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.
В анализе используются следующие показатели прибыли : балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена в приложении 1.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую таблицу (приложение 2).
Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УД i ); себестоимости (З i ) и уровня среднереализационных цен (Ц i ) [15].
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (приложение 3)
Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦ кач ) можно определить следующим образом:
, (10)
где, Ц н и Ц п – соответственно цена изделия нового и прежнего качества;
VРПн – объем реализации продукции нового качества;
VРПобщ – общий объем продаж i -го вида за отчетный период.
Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.
Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:
Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю: убытки от выплаты штрафов, от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях [15].
Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности [20].
Показатели рентабельности
более полно, чем прибыль, характеризуют
окончательные результаты хозяйствования,
потому что их величина показывает
соотношение эффекта с
После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия [14].
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника.
2. Анализ прибыли и рентабельности производства в
ОАО «Гостиница «Венец» »
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество «Гостиница Венец».
Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ОАО «Гостиница Венец». Юридический адрес: 656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Бенина, 57.
Основным видом деятельности Общества является оказание гостиничных услуг, дополнительные услуги, сдача имущества в аренду под офисы и жилье. Гостиница размещена в пяти этажном здании в центре города Барнаула. Номерной фонд составляет: 116 номеров на 168 место. Из них одноместные высшей категории 39 номер, двухместные высшей категории- 15 номеров, одноместные стандартные- 25 и двухместные стандартные- 37.
ОАО «Гостиница Венец» соответствует категории три звезды по государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения. ОАО Гостиница «Венец» расположена в самом центре города Барнаул, на главном городском проспекте, вблизи административных и культурных объектов: Администрации Алтайского края, театров, ЦУМа, большинства корпусов алтайских ВУЗов, крупнейшего краевого спорткомплекса, Алтайского Краевого Диагностического Центра и др.
ОАО «Гостиница «Венец» соответствует всем новым требованиям в сфере гостиничных услуг. В течение последних лет в ней была проведена полная реконструкция номеров и всего интерьера в целом, расширился спектр дополнительных услуг, предоставляемых гостям. Номерной фонд – 120 комфортабельных номеров различных категорий - от категории «стандарт» до роскошных апартаментов. Во всех номерах есть ванная комната, телефон, телевизор, кондиционер, возможность выхода в Интернет по технологии Wi-Fi и другие атрибуты современной гостиницы. Кроме того, всегда к услугам гостей прекрасный ресторан с превосходным сервисом, уютное кафе, а также оснащенный самым современным оборудованием конференц-зал.
Миссия ОАО «Гостиница Венец» - постоянная готовность и желание радушно принимать Гостей, предоставляя им уютные и комфортные номера, безопасные условия для отдыха и временного проживания, удовлетворяя при этом их бытовые потребности таким образом, чтобы они чувствовали и долго сохраняли в своей памяти теплоту нашего гостеприимства. Высокий уровень обслуживания, профессионализм персонала и умение создать уютную атмосферу для своих гостей были неоднократно отмечены дипломами национальных и федеральных конкурсов.
На сегодняшний день ОАО «Гостиница Венец» является крупнейшей гостиницей г. Барнаула, прошедшей сертификацию, согласно Положению о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения и имеющую категорию «три звезды». Основной целью Общества в условиях рыночной экономики является сохранение, расширение позиций на своем сегменте рынка с целью максимизации прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности и реализация приоритетных направлений деятельности.
Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности производства в ОАО гостиница «Венец»