Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является совершенствование системы планирования прибыли и повышение рентабельности производства на предприятии на примере ОАО Гостиница «Венец». В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности.
Определить понятие рентабельности, как относительного показателя прибыльности.
Дать организационно-экономическую характеристику ОАО гостиница «Венец».
Провести анализ балансовой прибыли на предприятии.
Провезти оценку рентабельности производства предприятия.
Дать рекомендации по совершенствованию системы планирования прибыли на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения прибыли и рентабельности производства5
1.1. Сущность и значение прибыли и рентабельности как экономической категории ………………………………………………………………..………..5
1.2. Рентабельность как относительный показатель прибыльности………….8
1.3. Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………12
2. Анализ прибыли и рентабельности производства в ОАО гостиница «Венец»…………………………………………………..……16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…..……..16
2.2. Анализ балансовой прибыли и факторов, влияющих на прибыль…...….20
2.3. Анализ рентабельности производства ……………………………………24
3. Пути повышения прибыли и рентабельности производства в ОАО гостиница «Венец»………………………………………………………..27
3.1 Повышение экономической эффективности производства основных видов продукции предприятия……………………………………………………….31
3.2 Мероприятия по увеличению суммы прибыли и рентабельности…….34
3.3. Расчет эффективности предложенных мероприятий……………………35
Заключение…………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………
Прибыль от реализации продукции увеличилась на 3594 тыс. руб.
1. Влияние изменения объема продукции: 27471-15344=12128 тыс. руб.
2. Влияние изменения цены на продукцию: 37105-27471= 9634
3. Влияние изменения
Данные показывают, что сумма прибыли увеличилась главным образом вследствие изменения объема и цены реализованной продукции. Общее изменение прибыли составило +3594 тыс. руб.
2.3. Анализ рентабельности производства продукции
Существует два типа показателей
рентабельности. Показатели первого
вида оценивают рентабельность по отношению
к продажам и затратам, а показатели
- по отношению к инвестициям. Рассматриваемые
вместе, они дают представление об
эффективности хозяйственной
Произведем расчет следующих видов рентабельности:
1) Рентабельность активов - относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период.
2) Коэффициент рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала.
3) Рентабельность продаж вычисляется как отношение чистой прибыли к выручке (нетто) от всех видов продаж.
4) Рентабельность внеоборотных активов характеризует эффективность использования внеоборотных активов.
5) Коэффициент рентабельность затрат характеризует окупаемость издержек производства и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (табл. 2.5)
Таблица 2.5
Динамика показателей рентабельности деятельности
ОАО «Гостиница «Венец»
Показатели |
Года |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010/ 2009 гг |
2011 \2010 гг |
2010/ 2009 |
2011/ 2010 | |
Рентабельность активов |
20 |
19 |
16 |
-1 |
-3 |
95,00 |
84,21 |
Рентабельность собственного капитала |
21 |
20 |
18 |
-1 |
-2 |
95,24 |
90,00 |
Рентабельность продаж |
9,6 |
9,8 |
7,8 |
0,2 |
-2 |
102,08 |
79,59 |
Рентабельность внеобортных активов |
31 |
30,4 |
24,8 |
-0,6 |
-5,6 |
98,06 |
81,58 |
Рентабельность затрат |
11,2 |
11,4 |
9,21 |
0,2 |
-2,19 |
101,79 |
80,79 |
Коэффициент рентабельность активов показывает способность активов компании порождать прибыль или другими словами - сколько прибыли приходится на каждый рубль вложенный в имущество организации. Рентабельность активов - индикатор общей доходности и эффективности деятельности компании. Отрицательная динамика данного показателя свидетельствует об не эффективном использовании средств предприятия.
Коэффициент рентабельность
капитала характеризует эффективность
использования капитала и показывает,
сколько предприятие имеет
Коэффициент рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
По данной главе можно сделать вывод, что снижение рентабельности деятельности предприятия является следствием неэффективного управления собственными средствами.
3. Пути повышения прибыли и рентабельности производства в ОАО «Гостиница «Венец»
3.1 Повышение экономической эффективности производства основных видов продукции предприятия
В условиях перехода к рыночной экономике и ее становления изменяется трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержания и характеристики. Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, доход, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечения их конкурентоспособности. Рассматриваемое предприятие относится к сфере услуг, где главным показателем качества является уровень обслуживания персонала.
На сегодняшний
разработано множество систем
повышения уровня квалификации работников,
но в большинстве случаев
Поэтому для ОАО «Гостиница «Венец» предлагается принять проект системы оплаты труда ОЗК.
Американские специалисты
Существенные факторы
внедрения ОЗК — наличие
Механизм этой системы включает в себя понятие «единица квалификации», определяющее сумму знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения новой, дополнительной работы и получения очередной надбавки.
По общему мнению, на всех предприятиях, внедривших систему ОЗК, резко возросли расходы на обучение персонала, а в связи с тем, что обучение осуществляется в рабочее время, соответственно увеличились потери производственного времени. Тем не менее, специалисты считают, что дополнительные расходы на рабочую силу компенсируются ростом производительности труда и снижением издержек производства (по некоторым данным, они на 30—50% ниже, чем при традиционной оплате), что в свою очередь дает возможность до 10—15% фонда рабочего времени затрачивать на подготовку и переподготовку работников (при обычной системе — 3—4%).
Опрос позволил установить основные преимущества ОЗК:
Последовательность
1.Выявление навыков и
определение уровней
2.Группировка навыков по блокам. После того как навыки идентифицированы, их необходимо сгруппировать по блокам. В основу группировки можно положить степень их технической глубины, логическую последовательность их применения в работе и т.д.
3. Установка максимального и минимального числа навыков. Если идентифицировано большое число навыков и (или) такими навыками трудно овладеть и их трудно сохранить, то организациям следует установить их максимальный предел. Это поддерживает должный уровень владения навыками и является основанием для вознаграждения работников. В дополнение к некоему максимуму навыков организации могут установить и обязательный их минимум.
4. Установление последовательности овладения навыками.
5. Установление срока работы по одному блоку навыков. Организации должны решить, будет ли существовать минимальный срок обязательной работы по одному блоку навыков, по истечении которого работник должен овладеть следующим.
6. Определение качества владения навыками. Компетентность работника можно определить с помощью тестирования, оценки его деятельности коллегами и рейтингов, присваиваемых ему руководителем.
7. Организация вознаграждения работников за овладение новыми навыками и специальностями. Существует четыре основных подхода, которые используют организации при вознаграждении работников за овладение дополнительными навыками [9]:
а) организация увязывает повышение заработной платы с овладением определенными навыками;
б) организация создает широкую шкалу заработков, позволяющую работникам получать существенные прибавки по мере овладения дополнительными навыками. Вместо того чтобы ставить людей в узкие рамки оплаты труда, когда максимальный заработок примерно на 50%превосходит минимальный, организация может поднять «потолок» оплаты вдвое выше минимальной ставки. Это дает большой простор для роста заработков, по мере того как работники продолжают обучаться;
в) организация единовременно премирует работников за овладение новыми навыками. Это особенно подходит для тех случаев, когда навыки используются краткосрочно или когда заработная плата уже достаточно высока и организация не может позволить себе постоянные дополнительные издержки;
г) организация увязывает продвижение по службе или изменение категорий оплаты с повышением квалификации. Этот подход основан на схемах стимулирования руководителей за их компетентность [7].
В целом система ОЗК
считается эффективной и
При этом работник лучше понимает и оценивает свой вклад в результативность производственного процесса, повышается степень ответственности, преодолевается отчуждение, что, безусловно, сказывается на росте его мотивации, удовлетворенности трудом. В конечном счете все это отражается на качестве работы и социальном статусе непосредственного производителя.
Предложенные меры по совершенствованию методов мотивации труда могут окажут непосредственное влияние на эффективности деятельности работников, что приведет к повышению качества оказываемых услуг.
3.2 Мероприятия по увеличению суммы прибыли и рентабельности
Прибыль является самым главным назначением предприятия. Задача любого предприятия увеличение прибыли.
Для того чтобы определить пути, направленные на увеличение прибыли, начнем со следующего равенства: прибыль = выручка – затраты. Для того чтобы увеличить прибыльность, необходимо увеличить выручку, (при этом стараясь не увеличивать затраты), или одновременно увеличивать заработок и уменьшать затраты. Снижение затрат может быть достигнуто уменьшением себестоимости товара. Введение в эксплуатацию продукции высоких технологий, которые эффективно решают эту проблему.
Суммам затрат ОАО гостиница «Венец»» представлена в табл.3.1.
Таблица 3.1.
Анализ статей затрат себестоимости услуг гостиницы за 2010-2011 гг.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
(+/-) |
Тр, % |
Заработная плата |
29 111,0 |
36 724,8 |
7613,8 |
126 |
Социальный налог |
5876,2 |
8871,3 |
3055,1 |
150 |
Амортизация |
2922,3 |
2759,8 |
-162,5 |
94 |
Электроэнергия |
419,5 |
642,1 |
222,6 |
153 |
Вода, канализация |
123,7 |
154,1 |
30,4 |
124,5 |
Отопление, горячая вода |
731,9 |
980,3 |
248,4 |
133 |
Налоги, входящие в себестоимость |
736,6 |
742,1 |
5,5 |
100,7 |
Текущий ремонт |
715,9 |
2162,9 |
1447 |
302 |
Прочие расходы |
4456,5 |
5378,6 |
922,1 |
120 |
Материалы |
3039,8 |
3322,6 |
282,2 |
109,3 |
Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности производства в ОАО гостиница «Венец»