Пути повышения деловой активности и рентабельности ФКП «УТ БФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 03:08, курсовая работа

Краткое описание

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….............................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа деловой активности и рентабельности…………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность деловой активности и рентабельности как показатель эффективности бизнеса…………………………………………………….………..….5
1.2. Методы анализа и оценки деловой активности и рентабельности предприятия …………………………………………………………………………………………...11
Глава 2. Анализ деловой активности и рентабельности ФКП «Управление торговли Балтийского флота»…………………………...……………..……………...19
2.1 Технико-экономическая характеристика ФКП «Управление торговли Балтийского флота»……………………………………………….......................................................19
2.2 Основные показатели финансово-экономической деятельности ФКП «УТ БФ……………………………………………………...………………………………...22
2.3 Анализ и оценка деловой активности предприятия ..………………...................24
2.4 Анализ рентабельности и прибыльности ФКП «УТ БФ»……………….……………………………………………………………………...29
Глава 3 Пути повышения деловой активности и рентабельности ФКП «УТ БФ»………...……………………………………………………………………..……...34
Заключение……………………………………………………….……………………..39
Список литературы……………………………………………………………..............

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИН....doc

— 720.50 Кб (Скачать)

Современные компьютеры позволяют производить более сложные и точные вычисления, которые выполнить вручную невозможно. Кроме того появилась возможно представлять информацию в наглядном виде (таблицы и графики), а самое главное производить анализ чаще и тратить при этом минимум времени, а это в настоящее время является очень важным моментом для многих предприятий, деятельность которых требует мгновенной реакции на изменяющиеся факторы внешней среды.

Следующим показателем, характеризующим, эффективность работы предприятия является рентабельность.

Рентабельность – это показатель, который выражается в относительных величинах и показывает доходность бизнеса, выраженную в процентах. Иногда под рентабельностью в некоммерческих предприятиях подразумевают эффективность. Определяется рентабельность соотношением затрат и прибыли. Полученный коэффициент показывает, как результат предпринимательской деятельности фирмы покрывает расходы.

Необходимо понимать, что прибыль и рентабельность – это разные понятия. Полученная прибыль для одного предприятия может считаться громадной, а для другого – незначительной. Существуют критерии рентабельности, которые определяют прибыль с учетом величины предприятия. Таким образом, рассчитывается рентабельность. Это отношение доходов к капиталу, который инвестирован в предприятие. Одним из показателей рентабельности можно считать отношение прибыли (чистой, как в балансе) до уплаты налогов (процентов) к общей сумме долгосрочных финансов. Второй показатель рассчитывается как отношение такой же прибыли после уплаты налогов (процентов) к имеющемуся в наличии акционерному капиталу. Указанные коэффициенты достаточно успешно используются при сравнении двух однородных компаний и их показателей со средними цифрами по данной отрасли. Для корректного сравнения нужно брать показатели рентабельности обязательно не менее чем за три последних года. И сравнивать необходимо несколько показателей одновременно.

Экономическая рентабельность – это коэффициент, который рассчитывается как соотношение балансовой прибыли и стоимости капитала. Все необходимые показатели берутся с баланса. Данный коэффициент покажет величину прибыли, которую получает фирма на единицу стоимости капитала, представленного общей суммой всех ресурсов, независимо от источников финансирования их.

Рентабельность подразделяется на чистую и общую. Расчет ее коэффициентов применяется как к отдельной выпускаемой продукции, так и к результатам предпринимательской деятельности предприятия в целом.

Так, общая рентабельность активов представлена величиной, отражающей количество финансов, которые привлекались предприятием для получения каждого рубля прибыли. Рассчитывается она соотношением прибыли со средней стоимостью активов за определенный период (квартал, полугодие, год).

Рентабельность производства является обобщающим показателем, который характеризует экономическую эффективность всей хозяйственной деятельности компании и ее структурных подразделений. Рассчитывается соотношением прибыли (чистого дохода) к затратам на производство готовой продукции. Рентабельность предприятия может быть только при превышении доходов над расходами.

Увеличению показателя рентабельности могут способствовать только снижение себестоимости готовой продукции при одновременном повышении ее качества.

Рентабельность продукции – это отношение полученной прибыли к соответствующим затратам на производство (себестоимость готовой продукции). Этот коэффициент показывает эффективность как производства в целом, так и реализации произведенных товаров или услуг в частности.

Рентабельность – это определение эффективности, как по всей продукции, так и отдельным видам. Современное определение экономического состояния предприятия производится и с использованием таких новых показателей, как основной коэффициент доходности и коэффициент рентабельности капитала, который определяется в бухгалтерском балансе, как собственный. Последний показатель рассчитывается путем соотношения чистой прибыли и среднего собственного капитала. Коэффициент показывает степень окупаемости собственного капитала и характеризует обязательное условие развития и удержание на рынке компании.

Таким образом, рентабельность – это показатель эффективности использования текущих и единовременных затрат.

Для достоверной оценки финансового состояния предприятия следует установить, насколько изменения, произошедшие в структуре имущества и источников его финансирования за исследуемый период, повлияли на эффективность использования имущества. Значимость этого момента обусловлена тем, что уровень деловой активности предприятия является одним из важнейших критериев для решения вопроса о целесообразности вложения средств в его развитие.

Практическое решение указанной задачи возможно через использование целой совокупности показателей деловой активности. В их составе следует выделить две основные группы: показатели рентабельности и различные показатели оборачиваемости.

 

1.2. Методы анализа и деловой активности и рентабельности предприятия

 

Прежде чем начать обсуждение методики анализа деловой активности предприятия, мне бы хотелось отметить возрастающую роль использования новых технологий для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия. Экономический анализ сопровождается выполнением большого объема разнообразных вычислений: абсолютных и относительных отклонений, средних величин, дисперсий, процентных величин и др. Кроме того, в процессе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений и сортировок исходных данных; нахождение минимального или максимального значения и ряд других операций. Результаты анализа требуют графического или табличного представления. Все это многообразие видов аналитической обработки экономической информации является объектом автоматизации с применением современных средств связи и вычислительной техники, а также новейших программных продуктов предназначенных для проведения экономического анализа. Все это позволяет производить более точные и сложные вычисления, которые невозможно выполнить вручную; представлять информацию более наглядно (в виде таблиц и графиков) и самое главное делать это чаще с минимальными затратами времени, что в настоящее время очень важно для многих предприятий, которым необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды. В настоящее время в России существует достаточно большое количество программных продуктов, которые позволяют автоматизировать процесс экономического анализа, в том числе анализа деловой активности.

Естественно использование компьютеров полностью не позволяет заменить человека, так как только он способен делать выводы, основываясь на представленной информации и принимать соответствующие решения, используя свои теоретические знания.

Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов.

Представление об эффективности работы предприятия дает финансовая отчетность. Это совокупность определенных форм отчетности, составленных на основе данных бухгалтерского учета. Финансовая отчетность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость, платежеспособность предприятия и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений.

Основными источниками информации при анализе деловой активности служат данные финансовой отчетности форма №.1, 2, 5.

Форма №1 "Баланс предприятия" – он содержит информацию, позволяющую оценить имущественное и финансовое состояние предприятия. По балансу определяют конечный финансовый результат предприятия.

Форма №2 "Отчет о прибылях и убытках" – содержит информацию о прибыли, полученной от производственной инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Этот отчет состоит из следующих разделов: Финансовые результаты, использование прибыли, платежи в бюджет, затраты и расходы учитываемые при исчисление налогу на прибыль. В сочетании с балансом позволяет рассчитать и проанализировать показатели рентабельности предприятия.

Форма №5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" – В ней приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств.

Помимо них, в периодическую отчетность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную роль, поскольку они содержат расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.

Методика аналитических действий предполагает обязательное использование специальных методов и приемов таких как:

Метод сравнения – используется для первоначальной оценки показателей. Для сравнения используется базисная и анализируемая характеристики отчетного периода (за месяц, квартал, год). В результате сравнения определяются отклонения, на основании их делается оценка показателей.

Метод цепных подстановок – используется для расчета и оценки факторов, влияющих на анализируемый показатель. Разница между последующим и предыдущим расчетом характеризует влияние одного из факторов.

Метод средних величин – используется на этапе подготовки информации, с помощью этого метода из большинства однотипных характеристик можно получить одну. В анализе чаще всего используется средняя арифметическая простая и взвешенная.

Метод группировки – используется на этапе подготовки (обработки) информации к анализу. Для упрощения информации показатели объединяются в группы по заранее выбранному признаку.

Графический метод – используется для обеспечения наглядного представления анализируемой информации.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.

Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации.

Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный "предпринимательский климат", стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот – предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций: совершенствование договорной работы, улучшения образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и др.

Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.

В ходе анализа решаются следующие задачи:

- изучение и оценка тенденции  изменения показателей деловой  активности;

- исследование влияния основных  факторов, обусловивших изменение  показателей деловой активности  и расчет величины их конкретного  влияния;

- обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий  по вовлечению в оборот выявленных  резервов.

Деловая активность характеризуется качественными и количественными показателями. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта (как внутренних, так и внешних), деловая репутация организации и ее клиентов, конкурентоспособность товара, и т.д.

Количественная оценка даётся по двум направлениям:

- исследование динамики и соотношения  темпов роста абсолютных показателей: основных оценочных показателей деятельности организации (выручка и прибыль) и средняя величина активов;

- изучение значений и динамики  относительных показателей, характеризующих  уровень эффективности использования  авансированных и потребленных  ресурсов организации.

При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название "золотого правила экономики организации":

Трчп > ТрВ > ТрА > 100%,

где Трчп – темп роста чистой прибыли;

ТрВ – темп роста выручки от продаж;

ТрА – темп роста средней величины активов (рис.1).

Выполнение первого соотношения (чистая прибыль растет опережающим темпом по сравнению с выручкой) означает повышение рентабельности деятельности (Рд): Рд = ЧП / В *100.

Выполнение второго соотношения (выручка растет опережающим темпом по сравнению с активами) означает ускорение оборачиваемости активов (Оа): Оа = В / А * 100.

Опережающие темпы увеличения чистой прибыли по сравнению с увеличением активов (ТРЧП > ТРА) означают повышение чистой рентабельности активов (ЧРа): ЧРа=ЧП / А * 100.

Выполнение последнего неравенства (увеличение средней величины активов в динамике) означает расширение имущественного потенциала. Однако его исполнение необходимо обеспечить лишь в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе (в пределах года) допустимо отклонение от этого соотношения, если, например, оно вызвано уменьшением дебиторской задолженности или оптимизацией внеоборотных активов и запасов.

Информация о работе Пути повышения деловой активности и рентабельности ФКП «УТ БФ»