Пути повышения деловой активности и рентабельности ФКП «УТ БФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 03:08, курсовая работа

Краткое описание

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….............................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа деловой активности и рентабельности…………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность деловой активности и рентабельности как показатель эффективности бизнеса…………………………………………………….………..….5
1.2. Методы анализа и оценки деловой активности и рентабельности предприятия …………………………………………………………………………………………...11
Глава 2. Анализ деловой активности и рентабельности ФКП «Управление торговли Балтийского флота»…………………………...……………..……………...19
2.1 Технико-экономическая характеристика ФКП «Управление торговли Балтийского флота»……………………………………………….......................................................19
2.2 Основные показатели финансово-экономической деятельности ФКП «УТ БФ……………………………………………………...………………………………...22
2.3 Анализ и оценка деловой активности предприятия ..………………...................24
2.4 Анализ рентабельности и прибыльности ФКП «УТ БФ»……………….……………………………………………………………………...29
Глава 3 Пути повышения деловой активности и рентабельности ФКП «УТ БФ»………...……………………………………………………………………..……...34
Заключение……………………………………………………….……………………..39
Список литературы……………………………………………………………..............

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИН....doc

— 720.50 Кб (Скачать)

2.4 Анализ рентабельности и прибыльности предприятия

Результативность и экономическую целесообразность деятельности предприятия рассмотрим на основе абсолютных и относительных показателей деятельности предприятия.

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия предоставлены в форме №2 «отчет о прибылях и убытках».

Для проведения вертикального и горизонтального анализа финансовых результатов, рассчитаем таблицу, используя данные отчетности предприятия ФКП «Управление торговли Балтийского флота» за 2011 год в сравнении с 2010 годом.

Расчет аналитических показателей проводится на основании отчета о прибылях и убытках (формы № 2 баланса) Приложение В .

Поскольку получение прибыли является обязательным условием коммерческой деятельности, а финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяется размером полученной прибыли, анализ финансовых  результатов становится весьма актуальным.

Подробный анализ финансовых результатов за 2011 в сравнении с 2010 годом можно рассмотреть в таблице 5.

 

 

Таблица 5- Анализ финансовых результатов за 2011 год по сравнению к 2010 году

                                                                                                                     тыс.руб                

Наименование показателя

2010 год

2011 год

Отклонение

Удельный вес

Отклонение +/-;%

+/- руб.

%

2010

год

2011

год

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от продаж (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательств)

14438

20791

+6353

+44

100

100

-

Себестоимость реализованной продукции

12968

19187

+6219

+48

89,8

92,3

+2,5

Прибыль (убыток) от продаж

1470

1604

+134

+9,1

10,2

7,7

-2,5

Прочие операционные расходы

0

538

+538

+100

0

2,5

+2,5

Внереализационные доходы

168

115

-53

-46,1

1,2

0,6

-0,6

Внереализационные расходы

388

503

+115

+29,6

2,7

2,4

-0,3

Прибыль (убыток) до налогообложения

1250

678

-572

-45,7

8,7

3,3

-5,4

Налог на прибыль и иные аналогичные платежи

384

313

-71

-18,4

2,6

1,5

-1,1

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

866

365

-501

-57,8

6,0

1,76

-4,24


 

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

  1. Изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом (горизонтальный анализ);
  2. Структурный анализ соответствующих статей (в процентах);
  3. Исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).

Анализ финансовых результатов работы предприятия за 2011 год показал, что, несмотря на рост выручки от реализации продукции на 44%, себестоимость ее возросла на 48%.

Удельный вес затрат в стоимости реализованной продукции увеличился с 89,8% до 92,3%.

Как следствие, удельный вес прибыли в реализованной продукции сократился на 2,5% по сравнению с 2010 годом.

Балансовая прибыль также уменьшилась на 45,7% по сравнению с предыдущем годом. Это произошло вследствие роста операционных и внереализационных расходов соответственно на 100% и на 29,6% , а также вследствие сокращения внереализациооных доходов на 46,1%.

 В связи с увеличением  общих затрат предприятия и  налога на прибыль, размер которого увеличился с 30% - в 2010 году до 35% - 2011 году, чистая прибыль, остающаяся в распоряжения предприятия сократилось на 57,8%  по сравнению с предыдущим годом и составила 365 тыс. рублей против 866 тыс. рублей в 2010 году.

Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности бизнеса.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных уровней направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами.

Показатели рентабельности используют, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Для определения рентабельности предприятия применяют ряд показателей, отражающих эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовые коэффициенты и оценка рентабельности рассчитаны в таблице 6.

Расчет показателей коэффициентов рентабельности смотрите в Приложении Г.

 

Таблица 6 -Оценка рентабельности предприятия за 2011 год.

тыс.руб

Наименование

2010 год

2011 год

Отклонение

(+;-)


 

1

2

3

4

Рентабельность продаж

R1 =

10,0

8,0

-2,0

Рентабельность основной деятельности

R2 =

11,0

8,0

-3,0

Продолжение таблицы 10

Рентабельность общего капитала

R3 =

16

3,0

-13,0

Рентабельность производственного капитала

R4 =

27,0

10,0

-17

Рентабельность собственного капитала

 

R5=

45,0

14,0

-31,0

Чистая прибыль на 1 руб. оборота

6,0

2,0

-4,0


  Понижение рентабельности предприятия вызвано уменьшением балансовой и чистой прибыли из-за увеличения внереализационных  операционных расходов и недостаточностью прибыли от реализации продукции, в связи с увеличением доли затрат в стоимости реализованной продукции.

Из произведенных расчетов мы видим, что рентабельность продаж снизилась до 8,0% в 2011 год, против 10% - в предыдущем, т.е. прибыль с каждого рубля реализованной продукции снизилась на 2,0 копейки.

Рентабельность основной  деятельности уменьшилась на конец 2011 года на 3%, по сравнению с 2010 годом, т.е. прибыль, получаемая с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции, уменьшилась  на 3 копейки и составила 8 копеек.

Понижение рентабельности продаж и основной деятельности говорит о том, что руководство предприятия следует пересмотреть отпускную цену продукции в сторону увеличения или пересмотреть в сторону уменьшения расходов связанных, с производством и реализацией продукции, отнесенные на себестоимость.

 Рентабельность всего капитала  предприятия за 2011 год уменьшилась на 13,0%  по сравнению с прошлым годом и составила 3,0%, т.е. прибыль с каждого рубля, вложенного в имущество в 2011 году, уменьшилась на 13,0 копеек.

 Рентабельность производственного  капитала за предшествующий год составляла 27%, в 2011 год  10,0%, т.е. прибыль с каждого рубля, вложенного в производственный капитал, уменьшилась на 17 копеек.

 Понижение данного показателя  объясняется большим вложением средств в основные активы и недостаточной фондоотдачей, что подтверждалось ранее показателем деловой активности.

 Рентабельность собственного  капитала также понизилась. Прибыль, приходящаяся на один рубль  собственного капитала, вложенного  в производство, уменьшилась на 31 копейку и составила 14,0 копеек в 2011 году, против 45,0 копеек в 2010 году.

 Чистая прибыль на 1 рубль оборота в 2010 году составляла 6 копеек, в 2011 году 2 копейки, снизилась на 4 копейки.

 Исходя, из вышеизложенного  можно сделать вывод, что 2011 году деятельность предприятия была менее эффективна по сравнению с предыдущим годом.

 Особенно существенно понизились  показатели рентабельности производственных фондов, общего капитала и собственного.

Оценку рентабельности ФКП «Управление торговли БФ» в графическом изображении можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2 Оценка рентабельности ФКП «Управление торговли БФ» за 2011 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Пути повышения деловой активности и рентабельности ФКП «УТ БФ»

Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

Показатели деловой активности характеризуют эффективность использования оборотного капитала предприятием. Поэтому в ходе анализа деловой активности предприятия рассчитываются показатели оборачиваемости, и для оценки их уровня проводится сравнительный анализ с данными предыдущих периодов.

Неудовлетворительные результаты анализа деловой активности предприятия позволяет заинтересованным в нем лицам сделать выводы, необходимые для принятия управленческих решений о применении определенных действий для повышения деловой активности предприятия.

Основные направления повышения деловой активности предприятия:

- ускорение оборачиваемости капитала  предприятия;

- экономия оборотных средств;

- обоснованный выбор стратегии  реализации резервов экономии материальных ресурсов.

Рассмотрим все вышеперечисленные направления подробнее.

Важную роль в повышении деловой активности предприятия играет ускорение оборачиваемости капитала предприятия, так как чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие получит и реализует продукции (работ, услуг) при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств зависит от времени нахождения их на различных стадиях производственно-сбытового цикла, сокращения его длительности.

Следовательно, ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей повышения деловой активности предприятия в современных условиях и достигается различными путями.

Основные пути ускорения оборачиваемости капитала:

- сокращение продолжительности  производственного цикла за счет  интенсификации производства (использование  новейшей механизации и автоматизации  производственных процессов, повышение  уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);

- улучшение организации материально-технического  снабжения с целью бесперебойного  обеспечения производства необходимыми  материальными ресурсами и сокращения  времени нахождения капитала в запасах;

- ускорение процесса отгрузки  продукции и оформления расчетных  документов;

- сокращение времени нахождения  средств в дебиторской задолженности;

- повышение уровня маркетинговых  исследований, направленных на ускорение  продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т.п.).

Если говорить об улучшении использования оборотных средств, нельзя не сказать и об экономическом значении экономии оборотных средств, которая выражается в следующем:

- снижение удельных расходов  сырья, материалов, топлива обеспечивает  производству большие экономические  выгоды. Оно, прежде всего, дает возможность из данного количества материальных ресурсов выработать больше готовой продукции (работ, услуг) и выступает, поэтому как одна из серьезных предпосылок увеличения масштабов производства.

- стремление к экономии материальных  ресурсов побуждает к внедрению новой техники и совершенствованию технологических процессов.

- экономия в потреблении материальных  ресурсов способствует улучшению  использования производственных  мощностей и повышению общественной  производительности труда.

- экономия материальных ресурсов в огромной мере способствует снижению себестоимости продукции (работ, услуг).

- существенно влияя на снижение  себестоимости продукции, экономия  материальных ресурсов оказывает  положительное воздействие и  на финансовое состояние предприятия.

На каждом предприятии имеются резервы экономии материальных ресурсов. Под резервами следует понимать возникающие или возникшие, но еще не использованные (полностью или частично) возможности улучшения использования материальных ресурсов.

Повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия должны стать меры по наращиванию собственного капитала, прежде всего, по  увеличению прибыли, т.к. прибыль создаст базу для самофинансирования, будет являться источником погашения  обязательств предприятия перед кредиторами, что позволит уменьшить краткосрочные обязательства.

Для достижения этой цели следует уже 2014 году провести ряд мероприятий, а именно повысить оборачиваемость активов предприятия, для чего необходимо увеличить объем продаж.

Рассмотрим исходные данные для реализации этого мероприятия.

В 2011 году предприятием было приобретено и установлено новое импортное оборудование, которое должно способствовать  расширению ассортимента выпускаемой продукции, изменение ее модификации с целью улучшения  качества, а, следовательно, должно способствовать  увеличению объема продаж, т.к. в условиях уплотняющейся конкуренции предприятию с положительными финансовыми результатами необходимо сохранять и расширять свои позиции на рынке, обеспечить финансовую способность  на перспективу.

На примере таблицы 7 сравним рентабельность предприятия в 2012 году по отношению к 2011 году:

Информация о работе Пути повышения деловой активности и рентабельности ФКП «УТ БФ»