Особенности внутреннего аудита кризисного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время на международном уровне регулирование аудиторской деятельности организаций разных стран осуществляется специалистами Палаты аудиторов. К аудиторской деятельности относятся аудит и предоставление услуг, сопутствующих ему.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..6
1.1. Организация внутреннего аудита кризисного предприятия………6
1.2. Проблема разработки регламентов при организации внутреннего
аудита………………………………………………………………...14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИИ..………………….....................................................................18
2.1. Теоретическое обоснование организации внутреннего аудита на
предприятии………………………………………………………….18
2.2. Проблемы организации внутреннего аудита………………………25
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ …………………………………….29
3.1. Задание 2……………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая аудит.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     В процессе разработки общего плана и  программы аудита определяется и  конкретная стратегия аудиторской  проверки. Вся предоставленная для проверки информация может быть поделена по отдельным участкам, классифицируемым по степени риска и размерам границ существенности. Здесь исходя из оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля следует определиться, по каким участкам проводить сплошную проверку, а по каким - выборочную.

     «После  выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем информации для  выборок. В общем случае объем  выборки определяется следующими основными  факторами:

    - степенью  риска, связанного с проведением проверки;

    - уровнем  существенности;

    - степенью  точности ожидаемых результатов;

    - оценкой  надежности системы внутреннего  контроля»4.

     Разработка  и составление программы аудита являются завершающей стадией планирования. В общем случае программа аудита представляет собой документ, содержащий детальный перечень аудиторских процедур с указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.

     Содержательный (аналитический) этап аудиторской проверки включает в себя проведение участниками  аудиторской группы указанных в плане и программе аудита проверочных процедур, которые выполняются в соответствии с требованиями соответствующих отечественных и международных правил (стандартов) аудиторской деятельности: сбор и оценка аудиторских доказательств; оценка результатов выборки и экстраполяция ее результатов на проверяемую совокупность; исследование выявляемых отклонений показателей; проверка достоверности начальных и сравнительных показателей; отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов; оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур; установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству; получение доказательств; проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента; проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами; оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур; контроль качества работы в ходе проведения аудита.

     Целями  общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей  аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться следующие вопросы:

    - планирование  аудита;

    - получение  аудиторских доказательств;

    - оценка  аудиторского риска и уровня  существенности;

    - изучение  и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

    - использование  работы экспертов;

    - организационные  вопросы, связанные с проведением  аудита;

    - другие  вопросы, связанные с подготовкой  и проведением аудита.

     В соответствии с законодательством  аудитором могут оказываться услуги, которые определяются как сопутствующие. Особую актуальность в условиях банкротства имеют следующие виды услуг: налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управленческое консультирование, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов.

     Оценка  имущества должника осуществляется при процедурах наблюдения; внешнего управления, конкурсного производства. Довольно часто встречаются случаи, когда налоговая служба является одним из основных кредиторов организации-банкрота. Для избежания споров с Федеральной налоговой службой возможно привлекать аудитора для консультирования по оптимизации налогообложения.

     К концу проверки руководитель аудиторской  группы обобщает результаты проверки на основе всех рабочих документов.

     Заключительный  этап аудиторской проверки предусматривает  обобщение полученных результатов  и формирование мнения об объекте  аудита (достоверности финансовой отчетности, правильности ведения учета и  т.д.). На этом этапе составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы.

     «По результатам аудиторской проверки выдается аудиторское заключение —  официальный документ, предназначенный  для пользователей бухгалтерской  отчетности аудируемого лица, составленный в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета Законодательству РФ.

     Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям  этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения»5.

     Цепями  общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита являются обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     На  заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться: проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита; вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия; нарушения установленного Законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность; существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения; другие вопросы, связанные с завершением аудита.

     После окончания проверки аудитор оценивает  характер и достаточность собранных  аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате выполнения отдельных аудиторских процедур. При этом необходимо определить, содержит ли годовая бухгалтерская отчетность существенные искажения и неточности, были ли допущены существенные нарушения правил учета. Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок, т.е. в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.

     Кроме заключения по итогам проведенной аудиторской  проверки внутренние аудиторы могут  разработать антикризисную программу.

     Разработка  антикризисной программы, осуществляемая службой внутреннего аудита, может  предусматривать обоснование организационных, инвестиционных и экономического проектов. Если внутренними аудиторами были самостоятельно разработаны организационные проекты, предусматривающие внедрение на предприятии современных методов управления и информационных технологий, то на этапе реализации этих проектов у аудиторов возникает дополнительная функция — обучающая. Внедрение методов бизнес-планирования, управленческого учета, автоматизированных систем управления запасами и других инноваций требует предварительного обучения сотрудников соответствующих подразделений.

     На  этапе контроля выполнения антикризисных  мероприятий внутренними аудиторами выявляются отклонения по параметрам, характеризующим фактическое и прогнозируемое состояние предприятия. В процессе анализа отклонений устанавливаются причины их возникновения: неточные, несвоевременные действия администрации предприятия или ошибки и просчеты в содержании положений антикризисной программы. Если в ходе текущего контроля будет установлено, что реализация намеченных ранее антикризисных мероприятий не дает ожидаемых результатов, то должны быть сформулированы компенсационные мероприятия. Если осуществление таких мероприятий потребует привлечения значительных дополнительных ресурсов, то их следует согласовать с собственниками предприятия. В противном случае они реализуются в оперативном порядке.

  • 1 .2. Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита. 

         В настоящее время просматривается тенденция руководства отдельных наиболее крупных организаций создавать у себя службы внутреннего аудита, вместо того чтобы прибегать к услугам внешних, независимых аудиторов для налаживания системы внутреннего контроля и поддержания ее на нужном уровне. Организация эффективно функционирующей системы внутреннего аудита — это сложный многоступенчатый процесс, состоящий из нескольких этапов.

         «Одним  из наиболее важных этапов организации  внутреннего аудита на предприятии  является разработка регламентов. К ним относятся такие документы внутрихозяйственного регулирования, как Положение о службе внутреннего аудита, должностные инструкции внутренних аудиторов, Кодекс этики внутренних аудиторов и стандарты внутреннего аудита»6.

         Положение о службе внутреннего аудита как элемент внутрифирменного регулирования является базовым, стратегическим документом. В нем должны быть определены точки приоритета, в отношении которых необходимо формирование единого подхода в рамках всей системы внутреннего аудита организации.

         В Положении отражаются структура, задачи, функции, обязанности, права, ответственность  службы внутреннего аудита, а также  особенности взаимодействия этой службы с другими структурными подразделениями.

         Так, например, структура службы внутреннего аудита может быть представлена следующими элементами: дирекция внутреннего аудита, службы внутреннего аудита, отделы внутреннего аудита и внутренние аудиторы.

         «К  основным задачам службы внутреннего  аудита можно отнести предоставление руководству обоснованных заключений по вопросам финансового состояния организации, экспертизу бухгалтерской отчетности и иной документации, оказание методической помощи специалистам и работникам аппарата управления по вопросам финансового и бухгалтерского обеспечения деятельности организации и др».7

         Основные  функции службы внутреннего аудита должны быть распределены между дирекцией, службами, отделами внутреннего аудита и внутренними аудиторами.

         В числе основных прав службы внутреннего  аудита можно выделить разработку и применение форм и методов аудиторской проверки, определение объемов, объектов и субъектов, информационной базы внутреннего аудита, проверку бухгалтерских и иных документов общества, разработку и применение форм рабочей и отчетной документации и т.д.

         Каждое структурное подразделение службы внутреннего аудита несет ответственность за обоснованность и своевременность аудиторских отчетов, рекомендаций и консультаций, а также за неразглашение информации, полученной в ходе проведения внутреннего аудита, за сохранность архива документации службы.

         Служба  внутреннего аудита делает запросы  и получает от других структурных  подразделений необходимую для  проведения проверок документацию.

         «Для  каждого работника службы внутреннего  аудита руководителем службы должны быть разработаны должностные инструкции, которые бы не противоречили действующему на предприятии Положению о службе внутреннего аудита. В инструкциях необходимо отразить квалификационные требования к работникам службы внутреннего аудита, их подчиненность, обязанности, права и ответственность.

         Кроме того, на рассматриваемом этапе организации  службы внутреннего аудита важно  разработать стандарты и Кодекс этики внутреннего аудита.

         Внутренний  аудитор должен быть независим в  своих суждениях как от своих  коллег, включая главного внутреннего аудитора, так и от других работников организации.

         Объективность требует, чтобы внутренние аудиторы выполняли свою работу независимо, квалифицированно и честно; аудиторы должны отказаться от проведения проверок структурных подразделений в случае нахождения на руководящих должностях лиц, состоящих с ними в родственных отношениях.

    Информация о работе Особенности внутреннего аудита кризисного предприятия