Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:09, курс лекций

Краткое описание

Данный курс лекций написан в соответствии с учебной программой по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности».

Оглавление

Тема 1: Значение, содержание, задачи экономического анализа 4
Тема 2: Метод и вспомогательные приемы анализа хозяйственной деятельности 6
Тема 3: Организация и информационное обеспечение анализа
хозяйственной деятельности 15
Тема 4 Анализ объема производства и реализации продукции 17
Тема 5. «Анализ эффективности использования основных средств 26
Тема 6. Анализ использования мощности организации 32
Тема 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организации 36
Тема 8 Анализ материально технического обеспечения и использования материалов 47
Тема 9: Анализ себестоимости продукции 54
Тема:10 Анализ соотношения «издержки - объемы – прибыль» 70
Тема 11: Анализ образования прибыли (убытка) организации 77
Тема 12 Анализ рентабельности продукции 85
Тема 13 Анализ размещения и источников формирования капитала 93
Тема 14 Анализ показателей, характеризующих финансовое
состояние организации 102
Тема 15 Оценка рентабельности и деловой активности организации 108

Файлы: 1 файл

Конспектлекций АХД 2010.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

 

Как показывают данные табл. 2.17, рост себестоимости реализованной продукции обусловил снижение рентабельности реализованной продукции на 0,03 пункта, а повышение продажных цен - рост рентабельности на 0,04 пункта. В целом изменение уровня рентабельности реализованной продукции незначительно, но уровень рентабельности достаточно высокий.

Целесообразно провести анализ рентабельности реализованной  продукции и по показателю чистой прибыли. Это позволяет иметь  информацию об уровне чистой прибыли с каждого рубля проданной продукции.

 

 

Анализ  прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов

В зарубежных странах  для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с  постоянными затратами (А).

МД=П+А,

откуда 

П=МД-А.

С помощью формулы  можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального  дохода и постоянных затрат.

Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

Поскольку

,

то 

.

Данная формула успешно  применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.

При анализе прибыли  от реализации одного вида продукции  можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:

где В - переменные затраты за единицу продукции.

Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика анализа  прибыли несколько усложняется  в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

В зарубежных странах  для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель .

Средняя доля маржинального  дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

; .

После этого факторная  модель прибыли от реализации продукции  будет иметь вид 

.

Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

Методика анализа  рентабельности по системе «директ-кост» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели

.

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию  используем следующую факторную модель:

.

Последовательно заменяя  плановый (базисный) уровень каждого  факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

 

Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:

где Пб – балансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.

Аналогичным образом  производится анализ рентабельности и  в том случае, если коэффициент  оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид

Преимущество рассмотренной  методики анализа показателей прибыли  рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные.

 

Тема 13 Анализ РАЗМЕЩЕНИЯ И ИСТОЧНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА

Вопросы:

  1. Цели и задачи анализа финансового положения предприятия
  2. Баланс предприятия, его строение в современных условиях
  3. Анализ активов (средств) предприятия
  4. Задачи и последовательность анализа источников средств предприятия. Общая оценка источников средств предприятия
  5. Анализ источников формирования оборотных и внеоборотных активов

 

  1. Цели и задачи анализа финансового положения предприятия

 

Финансовое  состояние предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Финансовое положение  предприятия выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, поступающих за реализованную продукцию (товары, работы и услуги), кредитов банка и займов, временно привлеченных средств; задолженности поставщика и другим кредиторам, временно свободных средств специальных фондов. С переходом предприятий на рыночные условия работы остро встал вопрос об устойчивости его финансового положения и изыскании путей его оздоровления. Актуальность этих вопросов предопределяется необходимостью создания нормальных условий работы как отдельных предприятий, так и промышленности в целом.

Следует различать понятия  «финансовый анализ» и «анализ  финансового положения». Финансовый анализ – более широкое понятие, так как он включает наряду с анализом финансового положения еще и анализ формирования и распределения прибыли, себестоимости продукции, реализации и другие вопросы. Анализ финансового положения – это часть финансового анализа. Финансовое положение предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности предприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Способность предприятия своевременно производить платежи свидетельствует о его хорошем финансовом положении.

Финансовое состояние  предприятия, его устойчивость и  стабильность зависят от результатов  его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного и умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает  положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение  нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Анализ финансового состояния  организации предполагает следующие этапы.

1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования.

1.1. Характеристика общей направленности  финансово-хозяйственной деятельности.

1.2. Оценка надежности информации  статей отчетности.

2. Оценка и анализ экономического потенциала организации.

2.1. Оценка имущественного положения. 

2.1.1. Построение аналитического  баланса-нетто. 

2.1.2. Вертикальный анализ баланса. 

2.1.3. Горизонтальный анализ баланса. 

2.1.4. Анализ качественных изменений  в имущественном положении.

2.2. Оценка финансового положения. 

2.2.1. Оценка ликвидности. 

2.2.2. Оценка финансовой устойчивости.

3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3.1. Оценка производственной (основной) деятельности.

3.2. Анализ рентабельности.

3.3. Оценка положения на рынке  ценных бумаг. 

Основные задачи анализа:

  1. Своевременная и объективная диагностика финансового состояния.
  2. Установление болевых точек, изучение причин их образования.
  3. Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности.
  4. Разработка конкретных мероприятий направленных на эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния.
  5. Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантов использования ресурсов.

Для оценки финансового  состояния предприятия, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:

а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;

б) оптимальность структуры  пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового  риска;

в) оптимальность структуры  активов предприятия и степень  производственного риска;

г) оптимальность структуры  источников формирования оборотных активов;

д) платежеспособность и  инвестиционную  привлекательность  предприятия; 

е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;

ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).

Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель — обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

 

 

2. Баланс предприятия,  его строение в современных  условиях

 

Применяемый в настоящее время баланс предприятия приближен по своему содержанию к условиям рыночной экономики и международным стандартам, так как активы предприятия отражены в нем как стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату, а пассивы - как источники финансовых ресурсов и обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности. Информация, содержащаяся в балансе, представлена в удобном для проведения анализа виде и может применяться различными пользователями: руководителями предприятий, экономическими службами, инвесторами, кредиторами и аудиторами, налоговой службой, банками и др.

Основными особенностями, которые введены в содержание актива баланса и отражают становление рыночных отношений, являются:

• более четкая и конкретная группировка активов (внеоборотные и оборотные), которая построена по принципу возрастающей ликвидности от труднореализуемых к легкореализуемым активам, что дает возможность оценить эффективность размещения активов по стадиям кругооборота средств предприятия;

• выделение  статьи нематериальных активов, не имеющих натурально-вещественной формы, но приносящих доход предприятию или создающих условия для нормальной деятельности и получения дохода (стоимость приобретенных предприятием за плату прав пользования землей, водой, полезными ископаемыми и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием; патенты, лицензии; права на товарные знаки и торговые марки, а также иные имущественные права (в том числе на использование изобретений, «ноу-хау»); стоимость брокерских мест (приобретенных прав торговли на бирже), ценность предприятия (деловая репутация, или гудвилл); программное обеспечение, организационные расходы (по подготовке производства и др.));

Информация о работе Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"