Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:09, курс лекций
Данный курс лекций написан в соответствии с учебной программой по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности».
Тема 1: Значение, содержание, задачи экономического анализа 4
Тема 2: Метод и вспомогательные приемы анализа хозяйственной деятельности 6
Тема 3: Организация и информационное обеспечение анализа
хозяйственной деятельности 15
Тема 4 Анализ объема производства и реализации продукции 17
Тема 5. «Анализ эффективности использования основных средств 26
Тема 6. Анализ использования мощности организации 32
Тема 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организации 36
Тема 8 Анализ материально технического обеспечения и использования материалов 47
Тема 9: Анализ себестоимости продукции 54
Тема:10 Анализ соотношения «издержки - объемы – прибыль» 70
Тема 11: Анализ образования прибыли (убытка) организации 77
Тема 12 Анализ рентабельности продукции 85
Тема 13 Анализ размещения и источников формирования капитала 93
Тема 14 Анализ показателей, характеризующих финансовое
состояние организации 102
Тема 15 Оценка рентабельности и деловой активности организации 108
Как показывают данные табл. 2.17, рост себестоимости реализованной продукции обусловил снижение рентабельности реализованной продукции на 0,03 пункта, а повышение продажных цен - рост рентабельности на 0,04 пункта. В целом изменение уровня рентабельности реализованной продукции незначительно, но уровень рентабельности достаточно высокий.
Целесообразно провести анализ рентабельности реализованной продукции и по показателю чистой прибыли. Это позволяет иметь информацию об уровне чистой прибыли с каждого рубля проданной продукции.
Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).
МД=П+А,
откуда
П=МД-А.
С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.
Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).
Поскольку
,
то
.
Данная формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.
При анализе прибыли
от реализации одного вида продукции
можно применять
где В - переменные затраты за единицу продукции.
Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.
Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.
В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель .
Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):
; .
После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид
.
Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.
Методика анализа рентабельности по системе «директ-кост» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели
.
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
.
Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):
Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:
где Пб – балансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности и в том случае, если коэффициент оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид
Преимущество рассмотренной методики анализа показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные.
Тема 13 Анализ РАЗМЕЩЕНИЯ И ИСТОЧНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА
Вопросы:
Финансовое состояние предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.
Финансовое положение предприятия выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, поступающих за реализованную продукцию (товары, работы и услуги), кредитов банка и займов, временно привлеченных средств; задолженности поставщика и другим кредиторам, временно свободных средств специальных фондов. С переходом предприятий на рыночные условия работы остро встал вопрос об устойчивости его финансового положения и изыскании путей его оздоровления. Актуальность этих вопросов предопределяется необходимостью создания нормальных условий работы как отдельных предприятий, так и промышленности в целом.
Следует различать понятия «финансовый анализ» и «анализ финансового положения». Финансовый анализ – более широкое понятие, так как он включает наряду с анализом финансового положения еще и анализ формирования и распределения прибыли, себестоимости продукции, реализации и другие вопросы. Анализ финансового положения – это часть финансового анализа. Финансовое положение предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности предприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Способность предприятия своевременно производить платежи свидетельствует о его хорошем финансовом положении.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного и умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Анализ финансового состояния организации предполагает следующие этапы.
1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования.
1.1. Характеристика общей
1.2. Оценка надежности информации статей отчетности.
2. Оценка и анализ экономического потенциала организации.
2.1. Оценка имущественного
2.1.1. Построение аналитического баланса-нетто.
2.1.2. Вертикальный анализ баланса.
2.1.3. Горизонтальный анализ баланса.
2.1.4. Анализ качественных изменений в имущественном положении.
2.2. Оценка финансового положения.
2.2.1. Оценка ликвидности.
2.2.2. Оценка финансовой
3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3.1. Оценка производственной (основной) деятельности.
3.2. Анализ рентабельности.
3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг.
Основные задачи анализа:
Для оценки финансового состояния предприятия, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:
а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;
б) оптимальность структуры
пассивов предприятия, его финансовую
независимость и степень
в) оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;
г) оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;
д) платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;
е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;
ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.
Анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель — обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
2. Баланс предприятия, его строение в современных условиях
Применяемый в настоящее время баланс предприятия приближен по своему содержанию к условиям рыночной экономики и международным стандартам, так как активы предприятия отражены в нем как стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату, а пассивы - как источники финансовых ресурсов и обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности. Информация, содержащаяся в балансе, представлена в удобном для проведения анализа виде и может применяться различными пользователями: руководителями предприятий, экономическими службами, инвесторами, кредиторами и аудиторами, налоговой службой, банками и др.
Основными особенностями, которые введены в содержание актива баланса и отражают становление рыночных отношений, являются:
• более четкая и конкретная группировка активов (внеоборотные и оборотные), которая построена по принципу возрастающей ликвидности от труднореализуемых к легкореализуемым активам, что дает возможность оценить эффективность размещения активов по стадиям кругооборота средств предприятия;
• выделение статьи нематериальных активов, не имеющих натурально-вещественной формы, но приносящих доход предприятию или создающих условия для нормальной деятельности и получения дохода (стоимость приобретенных предприятием за плату прав пользования землей, водой, полезными ископаемыми и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием; патенты, лицензии; права на товарные знаки и торговые марки, а также иные имущественные права (в том числе на использование изобретений, «ноу-хау»); стоимость брокерских мест (приобретенных прав торговли на бирже), ценность предприятия (деловая репутация, или гудвилл); программное обеспечение, организационные расходы (по подготовке производства и др.));
Информация о работе Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"