Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:09, курс лекций
Данный курс лекций написан в соответствии с учебной программой по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности».
Тема 1: Значение, содержание, задачи экономического анализа 4
Тема 2: Метод и вспомогательные приемы анализа хозяйственной деятельности 6
Тема 3: Организация и информационное обеспечение анализа
хозяйственной деятельности 15
Тема 4 Анализ объема производства и реализации продукции 17
Тема 5. «Анализ эффективности использования основных средств 26
Тема 6. Анализ использования мощности организации 32
Тема 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организации 36
Тема 8 Анализ материально технического обеспечения и использования материалов 47
Тема 9: Анализ себестоимости продукции 54
Тема:10 Анализ соотношения «издержки - объемы – прибыль» 70
Тема 11: Анализ образования прибыли (убытка) организации 77
Тема 12 Анализ рентабельности продукции 85
Тема 13 Анализ размещения и источников формирования капитала 93
Тема 14 Анализ показателей, характеризующих финансовое
состояние организации 102
Тема 15 Оценка рентабельности и деловой активности организации 108
Купонные выплаты процентов по облигациям выросли на 300 тыс. руб. только за счет количества облигаций.
Процентный доход по депозитам возрос на 360 тыс. руб., в том числе за счет:
а) увеличения суммы депозитных вкладов:
(3600 - 3000) ´30 : 100 = 180 тыс. руб.;
б) уровня процентных ставок по депозитам:
(35% - 30%) ´3600 = 180 тыс. руб.
Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок. Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях, нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежной
дебиторской задолженности
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Тема 12 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Вопросы:
Известны два подхода
к расчету показателей
Затратный используется для расчета показателей рентабельности продукции: произведенной, реализованной, единицы отдельных видов или групп продукции, услуг, работ, товаров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли и соответствующих затрат. В качестве показателей прибыли могут быть использованы: балансовая, чистая, от реализации продукции (товаров, работ, услуг), на единицу продукции (товаров, работ, услуг). В качестве затрат: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), осуществление других видов деятельности; полная себестоимость произведенной продукции; полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг); полная себестоимость единицы продукции (товаров, работ, услуг).
Показатели рентабельности,
рассчитанные по данному методу, характеризуют
эффективность использования
Показатели рентабельности могут рассчитываться и по отдельным структурным подразделениям, видам деятельности.
По затратному методу рассчитывается и рентабельность инвестиционных проектов как отношение ожидаемой прибыли и суммы инвестиций в данный проект.
Показатели рентабельности используются для оценки результатов деятельности предприятия, его структурных подразделений, в ценообразовании, инвестиционной политике, выборе вариантов при формировании ассортимента и структуры продукции и т. п.
Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в числителе используются показатели балансовой, чистой или прибыли от реализации, а в знаменателе ресурсы, в качестве которых наиболее часто используются показатели капитала (см. § 1.8).
Поскольку в расчете показателей рентабельности по затратному и ресурсному подходу знаменатели различны, считаем целесообразным отразить это и в названии показателей. Исходя из данной позиции показатели, рассчитываемые как отношение прибыли и затрат, можно называть рентабельностью, а как отношение прибыли и ресурсов – прибыльностью (доходностью).
Источники информации: план экономического и социального развитом, бизнес-план, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах»,. № 1-ф «Отчет о финансовых показателях предприятия», ф. № 5-3 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) предприятия», плановые и отчетные калькуляции (ф. № 1-к), информация о ценах.
В процессе анализа рентабельности дается оценка выполнения принятых параметров (плана, прогноза, других вариантов), изучается динамика показателей, факторы изменения их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности. Последовательность анализа определяется его целью. Например, при выборе вариантов решений изучается рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения; при оценке результатов деятельности -рентабельность реализованной продукции и т. д.
Целесообразно изучить уровень рентабельности не только в целом по предприятию, но и по его структурным подразделениям, по видам деятельности (основная, финансовая, инвестиционная и т. п.).
Для оценки выполнения принятых параметров уровня рентабельности и изучения динамики составляется аналитическая таблица следующей формы:
Показатели рентабельности |
За предыдущий период, % |
За отчетный период | ||||
по принятым параметрам |
по отчету | |||||
процент |
темп роста, % |
процент |
выполнение принятых параметров, % |
темп роста, % | ||
Показатели рентабельности могут отражаться в ]разрезе видов деятельности или структурных подразделений. Аналогичная таблица составляется для анализа рентабельности отдельных изделий или групп. При выборе вариантов ассортимента, структуры продукции составляются аналитические таблицы, в которых отражаются данные по изучаемым возможным вариантам рентабельности (в разрезе групп или видов продукции).
Уровень рентабельности отдельных изделий изменяется под воздействием факторов, приведенных на рис. 2.2.
Рис. 1. Структурно-логическая модель рентабельности единицы продукции.
Уровень рентабельности отдельных изделий изменяется под воздействием факторов, приведенных на рис. 1.
Уровень влияния факторов первого порядка может быть рассчитан способами последовательного изолирования (цепных подстановок) или абсолютных разниц. При расчете способом цепных подстановок условным показателем будет уровень рентабельности при фактической цене и плановой себестоимости единицы продукции. Влияние изменения средних цен реализации рассчитывается путем сравнения условного показателя с плановым, а себестоимости единицы продукции - фактического с условным.
Пример анализа факторов изменения рентабельности единицы продукции приведен в табл. 2.13.
Данные табл. 2.13 показывают, что прогнозируемые показатели рентабельности незначительно превзойдены (гр. 8). По изделию 1 и 2 это достигнуто только за счет роста цен, по изделию 3 рентабельность повысилась за счет снижения себестоимости. Влияние факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности за счет цен рассчитывается приемом долевого участия (по каждому изделию).
Для этого используется информация об изменении цен на продукцию в абсолютной сумме (по изделию 1):
изменение конъюнктуры рынка +20 тыс. р.
изменение качества продукции +10 тыс. р.
инфляция +17 тыс. р.
Итого +47 тыс. р.
Коэффициент долевого участия равен 0,5 (23,5 : 47).
Влияние факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности изделия 1 за счет фактора цен составляет:
1.1. Изменение конъюнктуры рынка 20 х 0,5 = 10 %
1.2. Изменение качества продукции 10 х 0,5 = 5 %
1.3. Инфляция 17x0,5 = 8,5%
Итого 23,5%
Детализация фактора 2 (изменение себестоимости продукции) производится также приемом долевого участия.
Каждому предприятию нужна информация о рентабельности не только единицы отдельных видов продукции, но и всей произведенной и реализованной.
На изменение уровня рентабельности произведенной продукции оказывают влияние следующие факторы:
Изменение структуры продукции оказывает влияние на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, различен уровень рентабельности отдельных изделий, во-вторых, средний уровень рентабельности произведенной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий. Влияние этого фактора может быть как положительным, так и отрицательным. Расчет уровня влияния факторов целесообразно производить приемом цепных подстановок. Используется исходная информация, приведенная в табл. 2.14.
Таблица 2.13 -Анализ факторов изменения уровня рентабельности единицы продукции
Вид изделий |
Средняя цена реализации, тыс. р. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. р. |
Уровень рентабельности, % |
Отклонение от прогноза, пунктов | |||||||
по прогнозу |
фактически |
по прогнозу |
фактически |
по прогнозу (гр.1 -гр.З)/ гр.3 |
при фактических ценах и прогнозной себестоимости (гр.1 – гр.3)/ гр.3 |
фактически [(гр.2 - гр.4: : гр.4] |
Всего (гр.7-гр.5) |
в том числе за счет | |||
цены (гр.6--гр.5) |
себестоимости (гр.7- гр.6) | ||||||||||
А |
230 |
277 |
200 |
240 |
15 |
38,5 |
15,5 |
+0,5 |
+23,5 |
-23,0 | |
В |
363 |
420 |
310 |
360 |
17,1 |
35,5 |
18,4 |
+1,3 |
+18,4 |
-17,1 | |
С |
460 |
414 |
390 |
350 |
18 |
6,1 |
18,3 |
+0,3 |
-11,9 |
+12,2 |
Табл. 2.14- Исходная информация
Показатели рентабельности произведенной пародукции |
Произведенная продукция в отчетных отпускных ценах, тыс.р. |
Себестоимость произведенной продукции, тыс.р. |
Рентабельность продукции, % |
Факторы изменения рентабельности | ||
структура продукции |
Отпускные цены на продукцию |
Уровень затрат | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. По плану |
2374300 |
2012118 |
18,0 |
П* |
П |
П |
2. По плану на фактический выпуск и ассортимент |
2375987 |
2005052 |
18,5 |
Ф** |
П |
П |
3. Фактически при плановых ценах на продукцию |
2375987 |
1988477 |
19,5 |
Ф |
П |
П |
4. Фактически |
2386173 |
1988477 |
20,0 |
Ф |
Ф |
Ф |
П* - плановый уровень факторного показателя.
Ф** - фактический уровень факторного показателя
Уровень влияния факторов на изменение рентабельности произведенной продукции рассчитан в табл. 2.15.
Таблица 2.15- Расчет факторов, влияющих на рентабельность товарной продукции
Факторы изменения уровня рентабельности |
Расчет |
Уровень влияния, процентные пункты |
1. Структура произведенной продукции |
18,5 - 18 |
+0,5 |
2. Уровень затрат (себестоимости) |
19,5-18,5 |
+ 1,0 |
3. Отпускные цены на продукцию |
20 – 19,5 |
+ 0,5 |
Итого |
20-18 |
+ 2 |
Информация табл. 2.15 показывает, что все факторы, за исключением уровня себестоимости, оказали положительное влияние на уровень рентабельности. Следовательно, предприятию необходимо добиваться снижения себестоимости продукции.
Уровень рентабельности реализованной и произведенной продукции различен, так как время реализации и производства не совпадает. За каждый отчетный период реализуется часть продукции, произведенной в прошлом периоде, и часть произведенной в отчетном периоде.
Целесообразно рассчитать изменение уровня рентабельности реализованной продукции за счет влияния следующих факторов:
Для расчета этих факторов привлекается исходная информация, приведенная в табл. 2.16, составленной по данным табл. 2.5 и дополнительных расчетов.
Таблица 2.16 - Вспомогательная таблица для анализа рентабельности реализованной продукции
Рентабельность реализованной продукции |
Расчет показателей |
Уровень показателей, % |
1. По плану |
|
26,9 |
2. По плану на фактически реализованную продукцию |
|
26,9 |
3. Фактически при плановых ценах реализации |
|
26,8 |
4. Фактически |
|
26,9 |
Уровень влияния факторов на изменение рентабельности произведенной продукции рассчитан в табл. 2.17.
Табл.2.17- Расчёт факторов, повлиявших на изменение уровня рентабельности реализованной продукции
Факторы изменения уровня |
Расчет |
Уровень влияния, процентные пункты |
1. Структура реализованной продукции |
26,9-26,9 |
- |
2. Себестоимость реализованной продукции |
26,8-26,9 |
-0,1 |
3. Отпускные (продажные) цены на продукцию |
26,9-26,8 |
+ 0,1 |
Итого |
26,9-26,9 |
- |
Информация о работе Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"