Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 04:49, курсовая работа
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.
Введение 3
1. Анализ производства и реализации продукции 4
1.1 Анализ динамики выполнения плана по объёму и реализации продукции 4
1.2 Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции 5
1.3 Анализ выполнения плана по ассортименту 6
1.4 Анализ структуры продукции 7
1.5 Анализ качества произведённой продукции 8
1.6 Анализ ритмичности производства 10
1.7 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции 11
2 Анализ использования основных производственных фондов (ОФ) 13
2.1. Анализ эффективности использования ОС 13
3 Анализ использования материальных ресурсов 15
4 Анализ трудовых ресурсов 16
5 Анализ себестоимости реализованной продукции 18
6 Анализ прибыли и рентабельности 20
6.1. Анализ прибыли 20
6.2. Анализ рентабельности 22
7 Анализ финансового состояния организации 23
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Согласно проведенному анализу на предприятии увеличилось стоимость основных фондов на 469 тыс. рублей (105, 84%).
Фондоотдача увеличилась на 1,48 тыс. рублей (124,58%), фондоемкость уменьшилась на 0,04 тыс. рублей (76,47%).
Влияние факторов на изменение количества выпущенной продукции на основе факторной модели:
ВП=ОФ*Фо
ΔВП(ОФ)=ΔОФ*Фо0= 469*6,02=2823,38 тыс.рублей.
ΔВП=ОФ1*ΔФо=8493*1,48= 12569,64 тыс. руб.
Таким образом, прирост объема реализованной продукции за счет увеличения стоимости основных фондов составил 2823,38 тыс. рублей. Увеличение фондоотдачи привело к увеличению объема реализованной продукции на 12569,64 тыс. рублей.
Обобщающие показатели:
- материалоотдача;
- материалоемкость;
- удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции;
- коэффициент использования материалов.
Частные показатели используется для оценки эффективности потребления отдельных элементов МР (основных материалов, топлива, энергии и т.д.), а также для оценки возможности снижения МЕ отдельных изделий.
- cырьеемкость продукции (в перерабатывающей отрасли);
- металлоемкость (в машиностроении и металлообработке);
- топливоемкость (на предприятиях энергетики);
- энергоемкость (на предприятиях энергетики);
- полуфабрикатоемкость (в сборочных производствах)
Удельные показатели МЕ выражаются в натуральном, условно-натуральном и стоимостном измерении.
Таблица 10 - Анализ использования материалов
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонения (+,-) |
Темп роста,% |
Объем реализации, тыс.руб |
48270 |
63696 |
15699 |
131,96 |
Стоимость израсходованных материалов, тыс.руб |
2300 |
4320 |
2020 |
187,83 |
Количество израсходованных материалов, кг |
10000 |
14500 |
4500 |
145 |
Средний расход материала на ед. продукции, кг |
20,72 |
22,76 |
2,04 |
109,84 |
Средняя цена за 1 кг. материала, руб |
22 |
26 |
4 |
118,18 |
Расход материалов увеличился на 4500 тыс. рублей в связи с увеличением объема реализации на 131,96%, по сравнению с предыдущим периодом, при этом средняя цена за 1 кг материалов увеличилась на 118,18%.
Материалоемкость:
Ме0 = МЗ0 /Цена0 = 2300/48270=0,048 (в полной себестоимости продукции материальные затраты за 2007 г. составляют 4,7 % )
Ме1 = МЗ1 /Цена1 =4320/63696=0,068 (6,8% в 2008 г.)
Материалоотдача:
Мо=Вп/Мз
Мо0=Вп0/Мз0=48270/2300=20,99
Мо1=Вп1/Мз1=63696/4320=14,74
Таким образом, в 2007 с 1 рубля материальных затрат произведено 20,99 рубля продукции, в 2008 этот показатель уменьшился и составил 14,74 рубля.
Основные материальные ресурсы на данном предприятии – это топливо, т.о. основная экономия может заключаться в заключение договоров на поставку топлива непосредственно с перерабатывающими заводами.
Рациональное использование персонала предприятия – непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. К ТР относится та часть населения которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. В анализе трудовых ресурсов предприятия можно выделить следующие направления:
Источники информации для анализа: - плановые расчеты по труду (потребность в кадрах соответствующей квалификации, запланированные показатели производительности и т.д.); - статистическая отчетность по труду: №1-Т «Отчет по труду»; - данные табельного учета, выборочные наблюдения за исполнением рабочего времени и т.д.
Проводя анализ следует оценить использование фонда рабочего времени (ФРВ), рассчитанного исходя из экономически обоснованных нормативов.
ФРВ = численность работников (ЧР) * количество отработанных дней 1 работником в среднем за год (Д)*Ч средняя продолжительность рабочего дня (П). Если фактически 1 работником отработанно меньше дней и часов, чем предусматривалось планом, то можно определить потери рабочего времени:
целодневные (ЦДП) и внутрисменные (ВСП).
ЦДП = (Дф-Дпл)*ЧР * Ппл;
ВСП =(Пф-Ппл)* Дф * ЧРф.
ТЕ один из важнейших показателей характеризующих использование ТР. ТЕ рассчитывается как отношение затрат труда в чел/часах к объему ВП.
Таблица 11 - Анализ использования трудовых ресурсов
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонения (+,-) |
Темп роста,% |
Объем реализации, тыс.руб |
48270 |
63696 |
15699 |
131,96 |
Численность рабочих, чел. |
240 |
256 |
16 |
106,67 |
Выработка в среднем на одного рабочего: |
||||
в стоимостном измерении, руб. |
201125 |
248812 |
47687 |
123,71 |
Зарплата в среднем на одного рабочего, руб. |
19000,00 |
19800,00 |
800 |
104,21 |
В стоимостном измерении выработка в 2008 увеличилась на 47687 руб., это связано с увеличением объемов реализации.
ВП=ЧР*Выр.1 р.
Где ЧР-численность рабочих
Выр.1 р.- выработка одного рабочего
∆ВП (ЧР)=∆ЧР*Выр1 р.0=2*248812=497624руб.
∆ВП (ЧР)=ЧР1*∆Выр1 р.=256*47687= 12207872руб.
Таким образом, выпуск продукции увеличился за счет изменения численности рабочих на 123920,3 тыс. рублей.
Таблица 12 - Анализ себестоимости продукции
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонения (+,-) |
Темп роста,% |
Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб. |
9800 |
11450 |
1650 |
116,84 |
Реализованная услуга, тыс. руб. |
48270 |
63696 |
15699 |
131,96 |
Средняя себестоимость единицы продукции, руб. |
203,02 |
179,76 |
-23,26 |
88,54 |
Таким образом, затраты на производство и реализацию продукции увеличились на 1650 тыс. рублей, себестоимость продукции уменьшилась на 23,26 рубля (88,54%).
Таблица 13 - Анализ калькуляции себестоимости единицы продукции
Показатели |
Всего затрат, тыс.руб |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
Отклонение на единицу продукции +,- | |||
2007 |
2008 |
2007 |
2008 |
в руб. |
в % | |
Реализация услуги, тыс. руб. |
48270 |
63696 |
203,02 |
179,76 |
-23,26 |
88,54 |
Затраты всего, в том числе |
||||||
Матер. затраты, тыс. руб. |
1631 |
1346 |
69 |
-56 |
13 |
81 |
На опл. труда, тыс. руб. |
7816 |
13339 |
161,71 |
206,4 |
44,7 |
130 |
Cодержание оборудования |
230 |
250 |
9,75 |
10,42 |
0,7 |
6,9 |
Общехозяйствнные расходы |
220 |
250 |
5,51 |
6,25 |
0,7 |
13,5 |
Коммерческие расходы |
12750 |
18376 |
264,14 |
288,5 |
24,3 |
109,1 |
Полная себестоимость |
21016 |
25490 |
549,4 |
612,22 |
27,3 |
8,2 |
Затраты на материалы уменьшились на 69 руб., больше всего затраты увеличились на оплату труда на 206,4 % в связи с увеличением количества работников, а также на коммерческие расходы в связи с проведением рекламных мероприятий. Величина прочих расходов значительно превышает прочие доходы, что оказало отрицательное влияние на общую величину прибыли, и в связи с этим прибыль отчетного периода составила меньшую сумму, чем прибыль от реализации.
В 2008 году прибыль «ДВ САС» была использована на следующие цели:
расходы на рекламу.
5.1. Анализ прибыли
Прибыль состоит:
- прибыль от реализации продукции,
- прибыль от прочей реализации,
- доходы (расходы) от внереализационных операций, где последний пункт состоит из: доходы (расходы) по ценным бумагам и от долевого участия в СП; штрафы, пени, неустойки; прибыли и убытия прошлых лет, выявленные в отчетном году; поступления долгов и ДЗ; получение финансовой помощи и др.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции (Пр):
Факторы:
- изменение объема,
- структуры,
- себестоимость,
- цены.
Таблица 14 - Анализ образования прибыли
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонение (+,-) |
темп роста,в % |
Объем реализации, тыс. руб |
48270 |
63696 |
15699 |
131,96 |
Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб. |
21016 |
25490 |
27,3 |
8,2 |
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб |
9131 |
12746 |
3615 |
140 |
Средняя цена за ед. продукции,руб. |
250 |
310 |
60 |
124 |
Средняя себестоимость единицы продукции, руб. |
203,02 |
179,76 |
-23,26 |
88,54 |
Прибыль с одного изделия, руб |
46,98 |
130,24 |
83,26 |
276,6 |