Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 04:49, курсовая работа
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.
Введение 3
1. Анализ производства и реализации продукции 4
1.1 Анализ динамики выполнения плана по объёму и реализации продукции 4
1.2 Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции 5
1.3 Анализ выполнения плана по ассортименту 6
1.4 Анализ структуры продукции 7
1.5 Анализ качества произведённой продукции 8
1.6 Анализ ритмичности производства 10
1.7 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции 11
2 Анализ использования основных производственных фондов (ОФ) 13
2.1. Анализ эффективности использования ОС 13
3 Анализ использования материальных ресурсов 15
4 Анализ трудовых ресурсов 16
5 Анализ себестоимости реализованной продукции 18
6 Анализ прибыли и рентабельности 20
6.1. Анализ прибыли 20
6.2. Анализ рентабельности 22
7 Анализ финансового состояния организации 23
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,0187327 (147920 : 145200), то фактический выпуск, пересчитанный на плановую структуру, составит 34026 тыс. руб. (33400*1,0187327).
Если бы план реализации был бы равномерно выполнен по всем видам услуг и не нарушалась бы запланированная структура, то общий объём реализации в ценах плана составил 48 700 т.р.; при фактической структуре он ниже на 1085 т.р., это связано с уменьшением запланированной структуры на продажу туристических путевок.
1.5 Анализ качества произведенной продукции
Качество услуг - совокупность показателей, которые характеризуют её способность удовлетворять потребности в соответствии с её назначением.
Важным показателем деятельности предприятия является качество услуг, которое обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет наиболее полно удовлетворять потребности общества.
Высокий уровень качества услуги способствует повышению спроса на неё и увеличению суммы прибыли не только за счёт объёма реализации, но и за счёт более высоких цен.
Существует система показателей, характеризующих качество услуг: обобщающие, единичные, косвенные.
Обобщающие характеризуют качество всей произведённой продукции, независимо от её вида и назначения.
Косвенные показатели:
Для обобщённой оценки выполнения плана по качеству используются разные методы.
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль.
Таблица 5 – Анализ качества оказания услуг
Уровень услуги |
Цена, руб. |
Выпуск услуги |
Стоимость выпуска, т.р. | |||||
По цене уровня бизнес | ||||||||
ПЛАН |
ФАКТ |
ПЛАН |
ФАКТ |
ПЛАН |
ФАКТ | |||
бизнес |
1500 |
34200 |
35100 |
4100 |
4550 |
5230 |
5510 | |
премиальный |
800 |
25300 |
26200 |
2020 |
2340 |
3290 |
3620 | |
эконом |
600 |
12500 |
15500 |
1380 |
1075 |
2280 |
2390 | |
Итого |
72000 |
76800 |
7500 |
7965 |
10800,0 |
11550 |
Коэффициент уровня по плану равен:
где коэффициент уровня услуги плановый
коэффициент уровня услуги фактический
коэффициент выполнения плана
1.6 Анализ ритмичности производства
Ритмичность - равномерный реализация услуги в соответствии с графиком, в объёме и ассортименте предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации услуги. Неритмичность ухудшает все экономические показатели деятельности предприятия:
-снижается качество услуги;
- замедляется оборачиваемость капитала;
-не выполняются договорные обязательства, предприятие платит штрафы за несвоевременную оказание услуги;
-несвоевременно поступает выручка и т.д.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
Существуют прямые показатели
оценки ритмичности, к которым относят:
- коэффициент ритмичности
- коэффициент вариации
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
Таблица 6 – Ритмичность выпуска услуг
Декада |
Реализация услуги, т.р. |
Удельный вес, % |
Выполнение плана, коэф фициент |
Объем услуг зачтённых в выпол- нение плана, т.р. | ||
ПЛАН |
ФАКТ |
ПЛАН |
ФАКТ | |||
1 |
16000 |
16000 |
33 |
33 |
1 |
16000 |
2 |
16000 |
16000 |
33 |
33 |
1 |
16000 |
3 |
16000 |
16000 |
34 |
34 |
1 |
16000 |
Итого |
48000 |
48000 |
100 |
100 |
- |
48000 |
Основной показателель при анализе ритмичности производства - коэффициент ритмичности. Он определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановый выпуск услуг. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск услуг, но не более запланированного.
Согласно данным таблицы, коэффициент ритмичности составляет:
48000/48000=1.
1.7 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
При анализе изучается изменение не только объема оказываемых услуг, но и в объёме её реализации. От объёма продаж зависят финансовый результат деятельности предприятия, финансовое положение, платёжеспособность и т.д.
На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы:
1. Изменение реализации услуги.
2. Сроки уплаты, которых не наступили
3. Неоплаченные в срок покупателями
Расчет влияния данных факторов на объем реализации услуги производится: сравнение фактических уровней факторных показателей с плановыми, и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.
Анализ реализации тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта услуг, что повлечёт за собой спад производства.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию в разрезе отдельных потребителей и видов услуг, выясняются причины недовыполнения плана.
Таблица 7 – Анализ выполнения договорных обязательств по реализации услуг за месяц
Услуга |
Потребитель |
План реализации услуг по договору, т.р. |
Фактическая реализация, т.р. |
Предопоставки услуг, т.р. |
Зачёт в пределах плана, т.р. |
Автобус. билеты |
1 |
250 |
250 |
- |
250 |
2 |
200 |
240 |
- |
200 | |
Бронирова ние гостиниц |
1 |
300 |
290 |
- |
300 |
2 |
290 |
300 |
- |
300 | |
Итого |
1040 |
1080 |
- |
1050 |
Анализ показывает, что за отчетный месяц недопоставок услуг по договорам не было, кроме того, фактически поставлено на 4% больше.
Таблица 8 - Анализ выполнения договорных обязательств за год
Период |
План реализации услуг, т.р. |
Недопоставка услуг, т.р. |
Выполнение, % | |||
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года | |
январь |
1040 |
9800 |
- |
-300 |
96 |
96 |
февраль |
1300 |
10100 |
-1000 |
-6300 |
99 |
97 |
март |
4000 |
14500 |
- |
-1200 |
88 |
93 |
… |
||||||
декабрь |
16200 |
125500 |
-1000 |
-7800 |
100 |
95 |
Анализ показал, что за отчетный год недопоставлено услуг на 7800 т.р., что составляет 0,9%.
Недопоставка услуг отрицательно влияет на итоги деятельности предприятия, на работу торговых организаций, транспортных организаций и т.д.
Основные средства (ОС) (часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами) являются одним из важнейших факторов производства.
Анализ основных фондов производится по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования ОС и долгосрочных инвестиций Создание ОФ требует больших капитальных вложений, и для того, чтобы они себя оправдывали необходимо обеспечить их максимальное использование, то есть увеличивать выпуск продукции с каждой единицы основных производственных фондов.
Оценка эффективности использования ОС основана на применении общей для всех ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.
2.1. Анализ эффективности использования ОС
Обобщающим показателем эффективности использования ОС является фондоотдача (ФО):
ФО = объем реализации услуг/средняя стоимость ОФ
Фондоотдача характеризует объем реализации услугна 1 рубль ресурсов.
Фондоемкость характеризует запасы ресурсов на 1 рубль объема реализации услуг.
ФЕ = средняя стоимость ОФ/объем реализации услуг
Фондорентабельность, является наиболее обобщающим показателем эффективности и использования ОФ. Уровень фондорентабельности зависит от фондоотдачи и рентабельности.
ФР = ФО * Рпр
С повышением фондоотдачи снижается фондоемкость продукции. Это значит уменьшается количество основных фондов, необходимое для производства единицы продукции, а значит уменьшаются и затраты, связанные с их содержанием. Снижается себестоимость продукции, увеличивается прибыль.
Таблица 9 - Анализ использования основных фондов
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонения (+,-) |
Темп роста,% |
Объем реализации, тыс.руб |
48270 |
63696 |
15699 |
131,96 |
Численность рабочих, чел. |
240 |
256 |
16 |
106,67 |
Выработка в среднем на одного рабочего, тыс.руб |
201,1 |
248,8 |
47,7 |
123,72 |
Фондоотдача |
6,02 |
7,50 |
1,48 |
124,58 |
Фондоемкость продукции |
0,17 |
0,13 |
-0,04 |
76,47 |
Стоимость ОФ, тыс.руб. |
8024 |
8493 |
469 |
105,84 |
Фондовооруженность |
33,4 |
33,2 |
-0,2 |
99,4 |