Финансовый анализ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В современной рыночной экономике и ее организационно-методическом обеспечении происходят постоянные корректировки, обусловленные динамическими изменениями функционирования субъектов хозяйствования. При выборе целесообразных стратегических решений особое значение приобретает достоверная информация, способная в полном объеме отражать действительное финансовое состояние на разных сегментах деятельности предприятия, гарантируя его «прозрачность» для акционеров, инвесторов и менеджеров.
В связи с этим возрастает роль финансового анализа, который является одной из важных систем поддержки эффективности финансового управления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Финансовый анализ в современных условиях…………………………………4
Организационно-экономическая характеристика предприятия………………9
Анализ финансового состояния предприятия………………………………...16
Общая оценка финансового состояния предприятия…………………….16
Анализ финансовой устойчивости по абсолютным и
относительным показателям……………………………………………….22
Анализ движения денежных средств……………………………………...28
Анализ состояния расчетной дисциплины………………………………..37
Анализ ликвидности баланса………………………………………………44
Анализ платежеспособности предприятия………………………………..47
Анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами и оценка эффективности их использования…………………49
Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия………………54
Резервы улучшения финансового состояния предприятия…………………..60
Выводы и предложения……………………………………………………………64
Список использованной литературы……………………………………………...65

Файлы: 1 файл

GOTOVAYa.docx

— 140.33 Кб (Скачать)

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости оборотных активов:

                       (18)

где В – выручка от реализации продукции;

       среднегодовая стоимость оборотных средств.

Обратным коэффициенту капиталоотдачи оборотных активов является коэффициент закрепления оборотных средств на 1 руб. товара:

                  (19)

Следующим коэффициентом является период оборота оборотных средств в днях:

                 (20)

где Д – число календарных дней в периоде.

Результат расчета представлены в таблице 19. Коэффициент характеризует отдачу товара на каждый рубль оборотных активов СПК «Племзавод «Разлив». Из данных таблицы видим, что оборачиваемость оборотных активов уменьшилась. В 2008г. коэффициент составлял 1,48, а в 2009г. 1,15. На каждый рубль оборотных средств предприятие получает 1,48 на конец 2008 г. и 1,15 на конец 2009 г.товара.

По результатам таблицы 19 видим, что оборачиваемость оборотных средств анализируемого предприятия повысилась по сравнению с началом года.

В рассматриваемом пункте были рассчитаны коэффициенты необходимые для анализа оборотных активов предприятия. Наблюдается уменьшение оборачиваемости оборотных активов с 1,48 до 1,15. Оборачиваемость оборотных активов в днях увеличилась на 23,75. Коэффициент закрепления также увеличился на 0,07.

 

 

 

Таблица 19 - Анализ эффективности использования оборотных активов за 2008-2010 гг. в СПК «Племзавод «Разлив»

№ п/п

Показатели

На конец 2008г.

На конец 2009г.

На конец 2010г.

2010г. к 2008г.,(%)

11

Выручка от реализации товаров, тыс. руб.

39451

34895

37744

95,67

12

Средняя величина оборотных средств, тыс. руб.

26604,5

30427,5

27915,2

104,93

13

Количество оборотов оборотных средств

1,48

1,15

1,35

91,22

14

Коэффициент закрепления

0,67

0,87

0,74

110,45

55

Оборачиваемость в днях

246,62

317,39

270,37

109,63


 

Выручка от реализации продукции в 2010 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 1707 тыс. руб. Количество оборотов оборотных средств также уменьшилась на 0,13 оборота.

3.8. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия

Комплексная оценка финансового состояния предприятия является завершающим, наиболее важным элементом анализа его финансового состояния. При этом могут быть выделены два принципиальных подхода к комплексной оценке финансового состояния предприятия.

Первый подход связан с рейтинговой оценкой финансового состояния. Под рейтингом понимается обобщенная количественная характеристика предприятия, определяющая его место на рынке. Рейтингом предприятия можно рассматривать меру оценки путем отнесения к какому-либо классу, группе в зависимости от количественных и качественных характеристик его деятельности. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия является инструментом внутрихозяйственного, но в большей степени межхозяйственного сравнительного анализа, оценки его инвестиционной привлекательности. Основными пользователями результатов рейтинговой оценки являются банки, страховые компании, фондовый рынок, инвесторы.

Определение рейтинга может базироваться на системе абсолютных и относительных показателей либо на сочетании тех и других. Однако на практике в большинстве случаев применяются относительные показатели. При определении рейтинга принципиальное значение имеют объективность и точность выбора системы показателей, положенной в основу расчета рейтинга, методики их исчисления, качество информационной базы расчета и алгоритмы определения собственно рейтинга как количественной оценки, позволяющей ранжировать предприятия.

Можно выделить три основных этапа разработки систем рейтинговой оценки:

1. Отбор и обоснование  системы показателей, используемых  для расчета рейтинга.

2. Формирование нормативной  базы по каждому показателю.

3. Разработка алгоритма  итоговой рейтинговой оценки  финансового состояния.

В качестве показателей, используемых для расчета рейтинга, отбираются наиболее значимые с точки зрения оценки различных аспектов деятельности предприятия: имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, интенсивности и эффективности использования ресурсов, положения на рынке ценных бумаг. При этом отобранные для оценки рейтинга показатели не должны быть функционально зависимыми, не должны дублировать друг друга.

Нормативные значения по каждому из показателей могут устанавливаться с учетом анализа результатов исследований отечественных и зарубежных специалистов, собственных наблюдений, отраслевой специфики. Основное требование к нормативным значениям показателей – непротиворечивость, т.е. они должны согласовываться между собой. Как правило, нормативные значения показателей устанавливаются по классам надежности: первый – лучший, последний – худший.

Алгоритм итоговой рейтинговой оценки может быть построен двумя способами:

1. Использование экспертно-балльного  метода.

2. Формирование интегрального  показателя.

В первом случае каждому классу надежности ставится в соответствие определенное число баллов (как правило, первому – наибольшее, последнему – наименьшее) и формируется нормативная база по рейтинговому числу, т.е. рейтинговые группы, каждой из которых соответствует определенный диапазон по числу баллов. Рейтинг определяется суммированием баллов.

Во втором случае на основе отобранных для рейтинга показателей формируется искусственный показатель, зависящий от них функционально, для которого определяется свое нормативное значение. Яркие примеры подобного рода показателей – экономико-статистические факторные модели прогнозирования вероятности банкротства (z-счет Альтмана и др.), учитывающие влияние основных показателей финансового состояния на вероятность банкротства предприятия.

Следует отметить, что в обоих случаях при неравнозначности показателей или их групп требуется введение весовых значений (коэффициентов весомости), характеризующих их значимость для расчета рейтинга, а расчет производить по средневзвешенной.

Второй принципиальный подход к комплексной оценке финансового состояния предприятия связан с применением факторного моделирования наиболее важных показателей рентабельности (рентабельности активов, финансовой рентабельности, рентабельности производственных фондов и т.д.), а также с построением факторной модели коэффициента устойчивости экономического роста.

При использовании в процессе анализа различных показателей и коэффициентов, характеризующих платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость иногда получают противоречивые данные. Такая ситуация требует обобщающей оценки финансового состояния.

Для быстрого проведения рейтинговой оценки можно воспользоваться более простым вариантом, в котором используются следующие показатели:

- коэффициент критической  ликвидности;

- коэффициент текущей  ликвидности;

- коэффициент автономии.

Полученные при расчетах значения данных коэффициентов классифицируются следующим образом (таблица 20).

Таблица 20 – Классификация показателей по классам

Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

1. Коэффициент критической ликвидности

более 1

От 1 до 0,6

менее 0,6

2. Коэффициент текущей ликвидности

более 2

От 2 до 1,5

менее 1,5

3. Коэффициент автономии

более 0,4

От 0,4 до 0,3

менее 0,3


 

Каждому из показателей соответствует рейтинг в баллах (таблица 21).

Таблица 21 – Рейтинг показателей в баллах

Показатели

Рейтинг

1. Коэффициент критической  ликвидности

40 баллов

2. Коэффициент текущей  ликвидности

35 баллов

3. Коэффициент автономии

25 баллов


 

Для определения обобщающей оценки необходимо классность каждого показателя (таблица 20) умножить на его рейтинговое значение (таблица 21) и определить общую сумму баллов по трем коэффициентам. В зависимости от итоговой суммы баллов, классность предприятия определяется по следующей шкале:

I класс: от 100 до 150 баллов;

II класс: от 151 до 220 баллов;

III класс: от 221 до 275 баллов;

IV класс: свыше 275 баллов.

К первому классу относятся предприятия с устойчивым финансовым положением, что подтверждается наилучшими значениями, как отдельных показателей, так и рейтингом в целом.

Ко второму классу относятся предприятия, финансовое состояние которых устойчиво в общем, но имеются незначительные отклонения от лучших значений по отдельным показателям.

К третьему классу относятся предприятия повышенного риска, имеющие признаки финансового напряжения, для преодоления которых у предприятий есть потенциальные возможности.

К четвертому классу относятся предприятия с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.

Результаты анализа представлены в таблице 22.

Таблица 22 – Итоговая рейтинговая оценка финансового состояния

предприятия

Показатели

На конец 2008г.

На конец 2009г.

На конец 2010г.

1. Коэффициент критической  ликвидности

0,429

0,361

0,468

Класс

3

3

3

Рейтинг

40

40

40

Балл

120

120

120

2. Коэффициент текущей  ликвидности

2,368

3,279

1,001

Класс

1

1

3

Рейтинг

35

35

35

Балл

35

35

105

3. Коэффициент автономии

0,54

0,66

0,75

Класс

1

1

1

Рейтинг

25

25

25

Балл

25

25

25

4. Итого баллов

180

180

250


 

Данные таблицы 22 показывают, что анализируемое предприятие в 2008-2009 гг.относится ко второму классу, финансовое состояние которого устойчиво в общем, однако имеются незначительные отклонения от лучших значений по отдельным показателям. А в 2010 г. относится к третьему классу, то есть предприятие повышенного риска, имеющее признаки финансового напряжения, для преодоления которых у предприятия есть потенциальные возможности.

В основу рассмотренной методики заложены жесткие оценки предприятия. Это вызывает затруднения в оценке классности, когда сумма баллов близка к пограничным значениям. В связи с этим методикой предусматривается подсчет ряда дополнительных показателей, таких как коэффициент рентабельности, коэффициент оборачиваемости, коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Каждому из перечисленных показателей присваивается определенное число баллов, затем сумма баллов по группе основных показателей уточняется. Этот вариант обобщающей оценки финансового состояния не является единственным или лучшим.

 

4. Резервы улучшения  финансового состояния предприятия

Разработка прогнозных моделей финансового состояния предприятия необходима для выработки генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможностей в перспективе. Она должна строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределения прибыли, инвестиционная и ценовая политика. Основное внимание при этом уделяется выявлению и мобилизации внутренних резервов увеличения денежных доходов, максимальному снижению себестоимости продукции и услуг, выработке правильной политики распределения прибыли, эффективному использованию капитала предприятия на всех стадиях его кругооборота.

Значение прогнозного анализа финансового состояния состоит в том, что он позволяет заблаговременно оценить финансовую ситуацию с позиции ее соответствия стратегии развития предприятия с учетом изменения внутренних и внешних условий его функционирования.

Основу построения прогнозной модели финансового состояния предприятия составляет прогноз объема продаж и требуемого объема ресурсов.

Обычно выделяют четыре метода прогнозирования финансового состояния субъекта хозяйствования:

  • экстраполяция;
  • метод сроков оборачиваемости;
  • метод бюджетирования;
  • метод предварительных (прогнозных) балансов.

Информация о работе Финансовый анализ в современных условиях