Бюджетирование и анализ исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение содержания и места бюджетирования в системе планирования организации. Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что ценность бюджетирования для организации справедливо высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………6
1.1. Виды бюджетов. Проблема определения форматов основных бюджетов в РФ……………………………………………………………...…………12
1.2. Типы бюджетов. Бюджеты в структуре центров ответственности .……20
Глава 2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………..………22
2.1. Составные элементы и этапы бюджетирования как управленческой технологии…………………………………………………………………….…26
2.2. Функции бюджетирования…………………………………………………33
Глава 3. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГУ «ТГК-2»………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….48

Файлы: 1 файл

КЭАХД.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Главная цель бюджетирования – повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия благодаря целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и негативных последствий, повышению управляемости бизнес-процессов предприятия и, как следствие, рост стоимости бизнеса.

В соответствии с этим назначение бюджетирования в самом  общем виде - это основа:

-планирования деятельности  и принятия управленческих решений;

- оценка всех аспектов  финансового состояния организации;

- укрепление финансовой  дисциплины и подчинения интересов  отдельных структурных единиц интересам организации (компании в целом и собственникам капитала) 8.

При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Говоря о назначении бюджетирования, необходимо понимать, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать собственные средства, собственный инструментарий.

Главным отличием бюджетирования от планирования является то, что для  планирования важнее сам процесс  планирования, чем результат, на который  этот процесс направлен. В процессе планирования на предприятии вырабатываются подходы и пути решения возникающих  проблем и задач, оцениваются существующие риски. «Кроме того, планирование не учитывает различия темпов роста предприятия и цикличность на различных фазах его развития, не разделяет некоторые аспекты управления, такие как краткосрочный и долгосрочный, опирается на финансовые показатели»9.

Процесс бюджетирования направлен прежде всего на получение  результата, то есть достижение стратегических целей предприятия. Определение стратегических целей предприятия – начальный этап процесса бюджетирования деятельности предприятия. Причем цели должны четко сформулированными и реально достижимыми.

Сущностью бюджетирования является структурирование доходов  и расходов с четко определенными  местами их возникновения и закрепление ответственных лиц за их движением.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансовой деятельности предприятия достаточно полно характеризуются функциями бюджета предприятия (Глава 3).

Главное в бюджетировании - создать систему координат для  бизнеса, по которой было бы видно, куда движется бизнес в настоящее время и каковы его перспективы на будущее, то есть создать основу для выработки и принятия управленческих решений в финансовой сфере. По данным группы « Top-Консультант», около 80 % российских предпринимателей, занимающихся постановкой внутрифирменного бюджетирования, внедряют на своих предприятиях финансовое планирование с целью более эффективного управления затратами. Они считают, что с помощью успешного контроля за издержками можно добиться их снижения.

Для того чтобы система  бюджетирования была действительно эффективна, должна быть выстроена система план-фактного анализа, при этом аналитические показатели план-фактного анализа должны быть взаимно сопоставимы. И если плановые данные берутся из системы бюджетирования, то источником фактических данных обычно является бухгалтерский (производственный) учет.

Таким образом, можно  сделать вывод, что с одной  стороны бюджетирование это прежде всего процесс составления финансовых планов и смет, а с другой-управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения обоснованности принимаемых управленческих решений.; термин « бюджет» означает финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом и по отдельным его частям.

 

 

1.1. Виды бюджетов. Проблема определения форматов основных бюджетов в РФ

 

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом. В результате его составления создаются: план прибылей и убытков; прогноз денежных потоков; прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

Главный бюджет организации  состоит из двух основных бюджетов-операционного и финансового.

В операционном бюджете  хозяйственная деятельность организации  отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.

Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты: продаж; производства; закупки и использования материальных запасов; трудовых затрат; общепроизводственных расходов; административно-управленческих расходов; коммерческих расходов.

Разработка операционного  бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели: объем производства, себестоимость, прибыль и другие.

На основе исследований, проведенных отделом маркетинга о спросе на планируемую к выпуску продукцию, конкуренции на рынке, качестве и ценах, предполагаемых объемах продаж, руководство принимает решение о выпуске продукции. Таким образом, основным источником информации при составлении бюджета продаж служат данные отдела маркетинга. Бюджет продаж может быть скорректирован как производственными мощностями, так и ограниченным спросом. Во многих случаях бюджет продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

Бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования, так и «снизу вверх» (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), принимая во внимание отдельных клиентов и продукцию.

После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих и общехозяйственных расходов.

Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских  запасов. Затраты планируются с  вычетом по стоимости возвратных материальных отходов.

Целью сметы по труду – предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала, занятого в производстве. В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установленных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.

Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства и другое.

Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку, рекламу, заработную плату работникам отдела реализации и другое. При составлении сметы следует иметь в виду, что часть расходов на продажу является постоянными расходами (расходы на рекламу). Расчет сметы расходов на продажу готовит отдел продаж.

В смете общехозяйственных  расходов рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. Как правило, в данном документе могут быть представлены следующие плановые расходы: административно-управленческие; по содержанию общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств общехозяйственного и управленческого назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг; другие управленческие услуги. Все эти расходы считаются условно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличения или уменьшения объемов производства.

На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей и  убытков, который является последним  шагом при подготовке операционного  бюджета. Бюджетный отчет о прибылях и убытках (план прибылей и убытков) включает в себя следующие показатели:

выручка от продаж;

себестоимость продаж;

валовая прибыль (убыток) (п.1-п.2);

коммерческие расходы;

управленческие расходы;

прибыль (убыток) от продаж (п.2-п.4-п.5)

Если в соответствии с учетной политикой предприятия общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость реализуемой продукции, то соответственно из плана убирается строка управленческие расходы, так как данные расходы будут учтены в себестоимости продукции (работ, услуг).

Второй составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направления их использования.

С помощью финансового  бюджета можно получить информацию о таких показателях, как: объем  продаж и общая прибыль; себестоимость продаж; процентное соотношение доходов и расходов; общий объем инвестиций; использование собственных и заемных средств; срок окупаемости вложений и другое. В конечном итоге финансовый бюджет представляет собой баланс активов и пассивов предприятия.

Финансовый бюджет состоит  из бюджета инвестиций (капитальных  затрат), бюджета денежных средств; бюджетного бухгалтерского баланса.

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и тому подобное.

Определение необходимости  данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета.

В основу сметы капитальных  вложений при планировании привлечения инвестиций должен быть положен инвестиционный анализ предлагаемых проектов по реконструкции предприятия, внедрению новых технологий. При условии привлечения дорогостоящих инвестиций и длительного периода окупаемости проекта кредиты могут оказывать весьма значительное влияние на финансовый бюджет и, соответственно, на экономику предприятия в целом.

Бюджет денежных средств  представляет собой планируемые  поступления денежных средств и различные платежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде. При составлении бюджета выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Четко спланированный бюджет денежных средств обеспечивает предприятию достаточную кассовую наличность на любой момент. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимые для составления прогнозного бухгалтерского баланса.

Последним шагом в  подготовке главного бюджета (сводного) является разработка прогнозного бухгалтерского баланса. Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1.

Для составления этого  документа используются данные всех раннее разработанных смет операционного и финансового бюджетов. При помощи бюджетного бухгалтерского баланса:

-рассчитываются все базы по налогам: на имущество, добавленную стоимость, на прибыль и другие;

- планируется дебиторская  и кредиторская задолженность, в том числе просроченные;

- корректируются многие  производственные и экономические  показатели: себестоимость, цены реализации, управленческие расходы, расходы на продажу, выпуск продукции, реализация и другое, в зависимости от поставленных задач и возможных результатов.

Рассмотрение бюджетного бухгалтерского баланса представляет собой последнюю фазу принятия или отклонения главного бюджета либо внесения необходимых изменений и корректировок.

Рассмотрение планового главного бюджета – это серьезное мероприятие, как для собственников предприятия, так и для потенциальных инвесторов. Не менее важен бюджет для руководства предприятия, так как он является программой, обязательной для выполнения.

Для всех служб организации на основании утвержденного бюджета доводятся ежеквартальные и ежемесячные планы доходов и расходов.

Эффективность и обоснованность бюджетирования оценивается путем  сопоставления плановых показателей  с фактическими. Как правило, чем точнее планирование, тем меньше отклонений по всем показателям.

Наиболее распространенным в нашей практике и наиболее привычным для понимания руководителями любого уровня управления является бюджет доходов и расходов (БДиР) или, как его называют, бюджет прибыли и убытков.

Назначение данного  бюджета – показать соотношение всех доходов (выручки) от реализации (по фактически отгруженной или поставленной потребителям продукции либо по показанным услугам) с расходами.

Информация о работе Бюджетирование и анализ исполнения бюджета