Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение содержания и места бюджетирования в системе планирования организации. Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что ценность бюджетирования для организации справедливо высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………6
1.1. Виды бюджетов. Проблема определения форматов основных бюджетов в РФ……………………………………………………………...…………12
1.2. Типы бюджетов. Бюджеты в структуре центров ответственности .……20
Глава 2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………..………22
2.1. Составные элементы и этапы бюджетирования как управленческой технологии…………………………………………………………………….…26
2.2. Функции бюджетирования…………………………………………………33
Глава 3. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГУ «ТГК-2»………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….48
Планы высшего руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов, которые должны включать в себя конкретные пункты: сколько товаров и услуг необходимо произвести; какие методы, каких людей, какое оборудование будет использовано; сколько сырья и материалов необходимо; какие расценки установить и так далее.
Таким образом, бюджеты можно рассматривать как один из способов распространения информации обо всех аспектах деятельности предприятия.
Мотивация (стимулирование). Эффективность внедрения бюджетирования на предприятии и его дальнейшее успешное функционирование во многом зависит от называемого «человеческого фактора». Бюджетное управление работает лишь тогда, когда все сотрудники, а руководители центров ответственности в первую очередь напрямую заинтересованы в выполнении запланированных бюджетов своих подразделений. Если исполнение бюджета не связано с системой мотивации, результата не будет.
Контроль. Тщательно подготовленный бюджет предприятия является наилучшим стандартом, с которым сравниваются фактически полученные результаты, поскольку он включает суммарную оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета.
Общей практикой является сравнение текущих результатов с результатами за прошедший период или аналогичный период предыдущего года. Однако такие исторические факты имеют существенные недостатки, так как при таком сравнении не учитываются изменения в стратегии и направлениях деятельности компании в текущем периоде. Сравнение достигнутых показателей с бюджетными указывает области, куда следует направить в первую очередь внимание менеджмента компании, а анализ отклонений фактических и бюджетных показателей может помочь выявить эту проблемную область и определить новые возможности, показать, что первоначальный бюджет был нереалистичен.
Оценка. Отклонения от утвержденного на предприятии бюджета, определяемые ежемесячно (ежеквартально), служат для целей контроля в течение всего бюджетного периода. Сравнение фактических и бюджетных показателей за период, как правило, является главным фактором оценки работы каждого центра ответственности и его руководителей в конце периода.
Анализ. Сравнение фактических показателей с бюджетными и бюджетных показателей с целями предприятия показывает, куда следует направить внимание руководства в первую очередь и какие управленческие действия необходимо совершить. Анализ отклонений плановых и достигнутых показателей может помочь выявить проблемную область, новые возможности, не учтенные бюджетом предприятия. Кроме того, анализ дает возможность принятия таких важных решений, как:
-какую продукцию выгоднее производить;
- стоит ли продолжать выпускать полуфабрикаты на собственных производственных мощностях ил закупать их у поставщиков и тому подобное.
Формирование финансовой осведомленности. Информация, представленная в бюджетах предприятия, дает возможность менеджерам иметь представления о планах, возможных более эффективных решениях по тому либо другому вопросу, кроме того, обеспечивает информационную прозрачность всех бизнес-процессов предприятия.
Обучение. Человек, его знания и опыт являются основой современного производства, успешной деятельности предприятия, главным оружием в конкурентной борьбе на рынке. Начальной точкой внедрения системы бюджетирования является процесс приобретения сотрудниками необходимых знаний.
Постановка бюдежтирования и сам бюджет предприятия выступают основой для повышения профессиональных навыков сотрудников в области финансового управления, экономического анализа и мотивируют на успешное создание и совершенствование всей системы бюджетирования предприятия.
Таким образом, составление бюджетов способствует детальному изучение сотрудниками деятельности своих подразделений, а также взаимоотношений между этими подразделениями в целом по предприятию. Это особенно актуально для новых сотрудников и новых руководителей структурных подразделений. Обучающая функция системы бюдежтирования является фактором, направленным на успешное внедрение и совершенствование системы.
Бюжетирование, благодаря вышеперечисленным функциям, актуально для таких компаний, которым необходимо получать дополнительные конкурентные преимущества за счет более эффективного управления финансами и бизнес-процессами, совершенствования организационной структуры, изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции (услуг), оптимизации налогообложения, предвидения кризисных ситуаций и минимизации рисков. Бюджетирование направлено на постоянное совершенствование хозяйственных процессов, что является жизненной необходимостью любой современной компании.
В настоящее время система бюджетного управления в том или ином виде внедряется практически во всех стратегически ориентированных отечественных компаниях. Однако руководители таких компаний, пытаясь внедрить систему бюджетирования, сталкиваются с рядом проблем :
1. Отсутствие четкого понимания возможностей и назначения бюджетирования, вследствие чего его постановка не приносит существенных результатов. Чтобы бюджетирование стало эффективным и результативным инструментом управления, необходимо, чтобы в его основу был положен не просто грамотно разработанный план действий компании, а модель, представляющая собой совокупность целевых и контрольных показателей, влияющих на конечный результат ее деятельности. Любой бюджет должен быть увязан со стратегическими целями компании. Целевые показатели устанавливаются как ориентир, к которому необходимо стремиться, а контрольные – как ограничение на использование ресурсов при достижении поставленных целей. Контрольные показатели позволяют управлять структурными подразделениями (отделами) компании, устанавливая лимиты по определенным статьям затрат, исполнение которых в обязательном порядке отслеживается.
2. Недостаточная регламентированность и взаимосвязанность процедур планирования, учета, анализа и контроля хозяйственных процессов. А ведь именно с составления регламентов, то есть описания того, кто и какие функции должен выполнять, начинается менеджмент компании.
3. Отсутствие достаточно квалифицированных специалистов в области бюджетирования, что зачастую объясняется дефицитом работы, требующей высокой квалификации.
4. Фрагментарность бюджетирования (например, формирование только финансовых бюджетов, таких как бюджет доходов и расходов или бюджет движения денежных средств). Во-первых, это объясняется банальной экономией ресурсов, ведь для внедрения полной системы бюджетирования их потребуется гораздо больше, чем при внедрении одиночных бюджетов. Кроме того, при усложнении бюджетной системы многократно возрастает круг вопросов, требующих согласования. Это, в свою очередь, сопровождается увеличением количества возможностей для ошибок, что требует от руководства компаний обязательной формализации процедур бюджетирования. Во-вторых, фрагментарность бюджетирования объясняется недостатком знаний о функциях бюджетного управления, об области задач, решаемых с ее помощью.
Несмотря на ряд ограничений бюджетирование позволяет совершенствовать систему управления отечественными компаниями по многим направлениям .
Принимая во внимание преимущества, которые обеспечивает бюджетирование, а также причины, препятствующие его эффективному становлению и развитию, представляется важной разработка методики формирования системы бюджетов и комплекса мероприятий по внедрению бюджетирования, которые учитывают отраслевые особенности деятельности и сложившуюся практику работы управленческих служб российских компаний.
В заключение курсовой работы необходимо отметить, что бюдежтирование необходимо для планирования и принятия управленческих решений; оценки финансовой состоятельности организации и ее бизнеса; укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом.
Глава 3. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГУ «ТГК-2»
Целью второй части курсовой работы является апробирование методики анализа безубыточности на основании данных о конкретном предприятии. В качестве объекта рассмотрения было выбрано предприятие.
Анализ безубыточности осуществляется на основе исследования соотношения "затраты - объем - прибыль", которое отражает взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли.
Данный вид анализа – одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Ключевыми элементами CVP-анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
Задачами анализа
Как и всякая модель, анализ безубыточности упрощает те условия, с которыми организация сталкивается в действительности, поэтому частью данного метода является использование ряда допущений, а именно:
- динамика затрат имеет линейный характер, то есть функцию затрат можно представить в виде линейного уравнения;
- колебания в общем уровне затрат вызваны изменениями одной независимой переменной;
- анализ поведения затрат осуществляется для ограниченных, заранее определенных уровней деятельности – актуальных пределов;
- временной период анализа задан и ограничен по длительности;
- предположение о постоянстве продажной цены и линейном характере изменения выручки;
- предположение равенства объема продаж (в физическом выражении) объему производства, то есть либо запасы готовой продукции отсутствуют, либо их величина постоянна;
- анализ обычно проводится в отношении одного вида продукции (работ, услуг) или нескольких, но только в ситуации, когда сохраняется постоянная структура сбыта.
В качестве примера рассмотрим методику анализа безубыточности на конкретном примере. В качестве анализируемом предприятия выбрана ОАО «ТГК- 2» .Компания занимается производством электрической и тепловой энергии, а также реализацией тепла (пара и горячей воды) потребителям. В конфигурацию ТГК-2 входят генерирующие предприятия 6 регионов - Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей. Проведем анализ безубыточности на основании данных главного управления ОАО «ТГК-2» по Тверской области.
В соответствии с учетной политикой предприятия к переменным расходам относятся только следующие статьи затрат: топливо на технологические нужды, электроэнергия, покупное тепло (подпиток). На основании сметы затрат на производство тепловой энергии на 2008 год определим величину переменных затрат (с учетом затрат ИА ГУ и ИА Общества):
-топливо на технологические цели : 32569 тыс. руб.;
- покупная энергия (электрическая энергия): 20023 тыс. руб.;
Плановый полезный отпуск на 2008 год составил 26 000 гигакалорий.
В расчете на одну тысячу гигакалорий тепла по плановому выпуску за 2008 год величина переменных затрат составит: (32569+20023)/26=2023 тыс. руб.; 2023 руб. на одну гигакалроию.
Таким образом, величина переменных затрат на единицу тепла составит 2023 руб.
Все остальные статьи затрат относятся к постоянным. На основании сметы затрат на производство тепловой энергии на 2008 год определим сумму постоянных расходов составит:
-вспомогательные материалы: 3 033 тыс. руб.;
- работы и услуги производственного характера : 12 401 тыс. руб.;
- затраты на оплату труда: 43 609 тыс. руб.;
- отчисления на социальные нужды: 11 426 тыс. руб.;
- амортизация основных фондов: 2 670 тыс. руб.;
- прочие затраты: 7 145 тыс. руб.
Общая величина постоянных
расходов составит: 3 033+12 401+43 609+11 426+2
Средний тариф составляет 9 644 тыс. руб. за гигакалорию тепловой энергии.
На основании этих данных проведем расчет точки безубыточности (критического объема продаж) тремя способами: традиционным, маржинальным и графическим. Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
В соответствии с данной моделью математическая зависимость между прибылью, объемом производства и затратами имеет следующий вид: PR = (S-V)*Q-F, где PR - прибыль от реализации продукции, денежных единиц;
S - Цена реализации единицы продукции, денежных единиц;
Q - Количество проданных единиц продукции, натуральных единиц;
F - Совокупные постоянные затраты, денежных единиц;
V - Переменные затраты на единицу продукции, денежных единиц.
Таблица №2 « Расчет точки безубыточности»
Показатель |
Значение |
Формула для расчета |
1.Цена реализации единицы продукции(S) (тыс. руб.) |
9 644 |
|
2. Переменные затраты на единицу продукции, денежных единиц (V) (тыс. руб.) |
2023 |
|
3. Постоянные затраты на полезный отпуск, тыс. руб. |
80 284 |
|
4. Объем производства тепловой энергии в тыс. гигакалорий |
26 |
|
5. Точка безубыточности в нат. выражении в тыс. гигакалорий |
10,53 |
(S-V)*Q-F=0 |
6. Величина маржинального дохода (тыс. руб.) |
7621 |
(S-V) |
Информация о работе Бюджетирование и анализ исполнения бюджета