Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение содержания и места бюджетирования в системе планирования организации. Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что ценность бюджетирования для организации справедливо высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………6
1.1. Виды бюджетов. Проблема определения форматов основных бюджетов в РФ……………………………………………………………...…………12
1.2. Типы бюджетов. Бюджеты в структуре центров ответственности .……20
Глава 2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………..………22
2.1. Составные элементы и этапы бюджетирования как управленческой технологии…………………………………………………………………….…26
2.2. Функции бюджетирования…………………………………………………33
Глава 3. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГУ «ТГК-2»………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….48
Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости: (S-V)*Q-F=0;
Подставляем данные: (9 644-2023)*X-80 284=0; Х=10,53 тыс. гигакалорий
Таким образом, объем производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей составит 10,53 тыс. гигакалорий тепла.
Далее воспользуемся методом маржинального дохода:
При данном методе точка безубыточности определяется по формуле:
Точка безубыточности = Постоянные затраты/Коэффициент маржинального дохода.
Находим величину маржинального дохода: MR=9 644 – 2023,23 =7 621 тыс. руб.
Вычисляем коэффициент маржинального дохода: М=7 621/9 644 = 0,79
Рассчитываем выручку в точке безубыточности (порог рентабельности продаж): SQк=F/M=80 284/ 0.79=101 625, 31 тыс. руб.
Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю.
Чтобы получить точку безубыточности в натуральном выражении разделим выручку в точке безубыточности на цену одной тысячи гигикалорий тепловой энергии: Qк=101 625, 31/9644=10, 53 тысяч гигакалорий
Подставляем данные и получаем тот же результат: 80 284/7 621=10,53 тыс. гигакалорий
Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим (плановым) и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении): Кб = (Оф - Q ')
где Kб — кромка безопасности; Оф — фактический (плановый) объем выпуска и реализации продукции.
Кб=26 -10,53=15,47 тыс. гигакалорий тепла;
В денежном выражении:
Выручка при запланированном (фактическом) объеме продаж - выручка в точке безубыточности: 250 744 – 101 551,32=149 192,68 тыс. руб.
В процентах: (250 744- 101 551,32)/250 744*100%=59,5%
Чем выше данный показатель, тем лучше для предприятия. Маржинальный запас прочности составляет 59,5%. Это означает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса. Ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее чем на 59,5%, то предприятие будет получать прибыль, если более чем на 36%-окажется в убытке.
Общая величина затрат при выпуске 26 000 гигакалорий составит 132 882 000 руб.
Определим величину производственного
левериджа: Эпл= ОMR / П, где Эпл-эффект производственного
левериджа, П-прибыль, ОМR-общий маржинальный
доход. П= (9 644- 2023,23) * 26 – 80 284=117 856,02. Эпл= (9 644
-2023,23)*26/ 117 856,02=198 140,02/117856,
Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 1,68 %, а при снижении выручки на 59,5% предприятие достигнет порога рентабельности, то есть прибыль станет нулевой.
Итак, произведенные расчеты свидетельствуют о том, что при запланированном выпуске в 26 000 гигакалорий предприятие получит прибыль в сумме 117 862 000 руб. Если же выпуск станет меньше 10 530 гигакалорий, то предприятие начнет нести убытки, чего необходимо будет предотвратить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетирование представляет собой, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческую технологию, предназначенную для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами.
Бюджеты представляют собой ключевой инструмент системы управленческого контроля.
Бюджет должен представлять информацию доступно и ясно, так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затемняет значение и точность данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений, данных, принятых в документе.
Главная цель бюджетирования
– повышение эффективности
Сущностью бюджетирования является структурирование доходов и расходов с четко определенными местами их возникновения и закрепление ответственных лиц за их движением.
Главное в бюджетировании - создать систему координат для бизнеса, по которой было бы видно, куда движется бизнес в настоящее время и каковы его перспективы на будущее, то есть создать основу для выработки и принятия управленческих решений в финансовой сфере.
Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом. В результате его составления создаются: план прибылей и убытков; прогноз денежных потоков; прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
Главный бюджет организации состоит из двух основных бюджетов-операционного и финансового.
В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.
Второй составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направления их использования.
Для выявления недостатков и ошибок в организации бюджетирования проводят анализ основных показателей бюджетов.
Экономический анализ исполнения бюджета является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой для разработки научно обоснованных планов – прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
Структура системы текущих (операционных) бюджетов разрабатывается каждой организацией самостоятельно, однако самый распространенный подход к организации бюджетирования таков, что система бюджетов должна быть привязана к организационной структуре самой организации.
Полноценное внутрифирменное бюджетирование включает три составные части: технология; организация; автоматизация.
Сегодня можно с уверенностью выделить девять функций бюджетирования: планирование; учет (фиксирование достижений), эффективная координация и связь, мотивация, контроль, оценка, анализ, формирование финансовой осведомленности, обучение.
Бюжетирование, благодаря вышеперечисленным функциям, актуально для таких компаний, которым необходимо получать дополнительные конкурентные преимущества за счет более эффективного управления финансами и бизнес-процессами, совершенствования организационной структуры, изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции (услуг), оптимизации налогообложения, предвидения кризисных ситуаций и минимизации рисков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Управленческий учет: Учеб. пособие / А.Д. Шеремет, И.М. Волков, С.М. Шапигузов и другие. ; Под ред. А.Д. Шеремета.- М.:, 2007.
2 Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: пер. с нем. Horvath and Partners, 2006.-269 с.
3 Гнеденкоа О.В. К вопросу бюджетирования деятельности компании как эффективного инструмента управления // Экономические науки.- № 9.-2007 г.- с. 276.
4 Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование/ Под ред. В.А. Самочкина., М.: , 2002.-с. 344
5 Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России., М. :, 2001.-с. 89
6 Гнеденкова О.В. К вопросу бюджетирования деятельности компании как эффективного инструмента управления // Экономические науки.- № 9.-2007 г.- с. 277.
7Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Наст. Книга по постановке финансового планирования.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Финансы и статистика,2007.- С.27
8 Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Наст. Книга по постановке финансового планирования.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Финансы и статистика,2007.- С. 31
9 Гнеденкова О.В. К вопросу бюджетирования деятельности компании как эффективного инструмента управления // Экономические науки.- № 9.-2007 г.- с. 277.
10 Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Наст. Книга по постановке финансового планирования.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Финансы и статистика,2007.-с.66
11 Волкова О.Н. Управленческий учет. - М. : ТК Велби, Издат-во Проспект, 2007.- с.236
12 Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Наст. Книга по постановке финансового планирования.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Финансы и статистика,2007.-с.19
13Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Наст. Книга по постановке финансового планирования.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Финансы и статистика,2007.- с.19
14 Гнеденкова О.В. К вопросу бюджетирования деятельности компании как эффективного инструмента управления//Экономические науки.-2007.-№ 9.-с.278
Информация о работе Бюджетирование и анализ исполнения бюджета