Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ производства и реализации продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат».
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие за¬дачи:
- описать современный уровень развития методик анализа производства и реализации продукции;
- определить значение и задачи анализа производства продукции на предприятии, произвести анализ информационной базы ОАО «Могилевский мясокомбинат»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….2
1. ПРОДУКЦИЯ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА…………………………..….4
1.1 Современный уровень развития методик анализа производства и
реализации продукции……………………………………………………..….7
1.2 Задачи и информационная база анализа……………………………..…..11
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО
«МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И КОМПЛЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ…………….14
2.1 Краткая характеристика ОАО «Могилевский
мясокомбинат»…………………………………………………………………..14
2.2 Анализ динамики и выполнения плана по производству и
реализации продукции………………………………………………………….18
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции……………..…………….22
2.4 Анализ качества произведенной продукции…….…….………………….25
2.5 Анализ ритмичности выпуска продукции……………….………………..28
2.6 Анализ факторов изменения реализации продукции…………………….30
3.Резервы роста объема производства и реализации продукции……………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………….42
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
На основании данных «Отчет о затратах на производство продукции», «Отчет о реализованной продукции» за 2009-2010 гг., а также на основании данных бухгалтерии предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» проведем анализ качества продукции.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта:
Отсюда коэффициент сортности: в 2009 г. — 0,612 (34811,8/56846,1), в 2010 г. – 0,734 (45053,7/80315,8). Выполнение плана по качеству – 119,9 % (0,734/0,612). Средневзвешенная цена в 2009 г. – 90,3 млн. руб., в 2010 г. – 75,3 млн. руб.
Таблица 2.11 – Анализ качества продукции
Сорт продукции |
Цена за 1 тонну, млн. руб. |
Выпуск продукции, тонн |
Стоимость выпуска, млн. руб. | ||||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
По цене Iсорта | |||
2009 |
2010 | ||||||
I сорт |
63,78 |
16512 |
24512 |
15523,0 |
19456,1 |
15523,0 |
19456,1 |
II сорт |
33,34 |
12474 |
19642 |
10653,2 |
14652,6 |
23127,2 |
34294,6 |
III сорт |
25,96 |
9561 |
15620 |
8635,6 |
10945,1 |
18196,6 |
26565,1 |
ИТОГО: |
90,3 |
38547 |
59774 |
34811,8 |
45053,7 |
56846,8 |
80315,8 |
Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции
(ТП), выручку от реализации продукции (В) и прибыль (П). Расчет производится следующим образом:
где цо и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества; Со и C1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; k1 - количество произведенной продукции повышенного качества; Vрп1 - объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:
Расчет влияния сортового
Таблица 2.12 – Влияние сортового состава продукции на объем выпуска продукции колбасных изделий в стоимостном выражении
Сорт продукции |
Оптовая цена 1 тонны. млн. руб. |
Структура продукции,% |
Изменение средней цены за счет структуры, млн. руб. | ||
2009 |
2010 |
+,- | |||
I |
63,78 |
50 |
70 |
+20 |
12,8 |
II |
33,34 |
30 |
20 |
-10 |
-3,33 |
III |
25,96 |
20 |
10 |
-10 |
-2,3 |
ИТОГО: |
90,3 |
100 |
100 |
- |
+7,17 |
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по колбасным изделиям выше 2009 года на 7,17 млн. руб., а стоимость всего выпуска — на 11852,01 млн. руб.(7,17 млн. руб. х 1653 тонн).
2.5 Анализ ритмичности выпуска продукции
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
На основании данных «Отчет о затратах на производство продукции», «Отчет о реализованной продукции» за 2009-2010 гг., а также на основании данных бухгалтерии предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» проведем анализ ритмичности выпуска продукции.
Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
Критм = 27,5+37,3+25,6 = 90,4%.
Таблица 2.13 – Ритмичность выпуска продукции по декадам
Декада |
Выпуск продукции за год, млн. руб. |
Удельный вес продукции,% |
Выполнение плана, коэффициент |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности,% | ||
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год | |||
I |
96320 |
97510 |
33,6 |
33,3 |
0,285 |
27,5 |
II |
94650 |
98100 |
33,1 |
33,5 |
0,394 |
37,3 |
III |
95184 |
96921 |
33,3 |
33,2 |
0,268 |
25,6 |
Всего за год |
286154 |
292531 |
100,0 |
100,0 |
0,947 |
90,4 |
Коэффициент вариации (Kв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
Кв = = 0,024
где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;
п — число суммируемых плановых заданий;
х — среднедекадное задание по графику.
Из полученных расчетов коэффициент вариации составляет 0,024. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 2,4 %.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
Каритм = 0,093+0,108+0,084 = 0,285
Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100.
Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
В процессе анализа подсчитаем упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (292531-96921*3 = 186830 млн. руб.).
Следовательно, из проведённых расчетов можно сделать вывод, коэффициент ритмичности равен 90,4% - доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности работы предприятия. Коэффициент вариации составляет 0,024. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 2,4 %.
Коэффициент аритмичности равен 0,285 - чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. Упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой составили 186830 млн. руб.
2.6 Анализ факторов изменения реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис.2.6.1).
Рис. 2.6.1 – Схема факторной системы объема реализации продукции
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 2.14).
На основании данных «Отчет о затратах на производство продукции», «Отчет о реализованной продукции» за 2009-2010 гг., а также на основании данных бухгалтерии предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» проведем анализ факторов изменения объема реализации продукции.
Таблица 2.14 – Анализ факторов изменения объема реализации продукции за 2010-2011 гг.
Показатель |
Сумма, млн. руб. | ||
2010 год |
2011 год |
(+,-) | |
1.Остаток готовой продукции |
94260 |
96320 |
+206 |
2.Выпуск товарной продукции |
286154 |
292531 |
+6377 |
3.Остаток готовой продукции |
96200 |
102630 |
+6430 |
4.Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.3) |
284214 |
286221 |
+2007 |
5.Остаток товаров, 5.1.На начало года 5.1.На конец года |
102300 126800 |
105942 139520 |
+3642 +12720 |
6.Реализация продукции (п.4+п. |
252714 |
259643 |
+6929 |
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности производства и реализации готовой продукции