Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ производства и реализации продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат».
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие за¬дачи:
- описать современный уровень развития методик анализа производства и реализации продукции;
- определить значение и задачи анализа производства продукции на предприятии, произвести анализ информационной базы ОАО «Могилевский мясокомбинат»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….2
1. ПРОДУКЦИЯ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА…………………………..….4
1.1 Современный уровень развития методик анализа производства и
реализации продукции……………………………………………………..….7
1.2 Задачи и информационная база анализа……………………………..…..11
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО
«МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И КОМПЛЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ…………….14
2.1 Краткая характеристика ОАО «Могилевский
мясокомбинат»…………………………………………………………………..14
2.2 Анализ динамики и выполнения плана по производству и
реализации продукции………………………………………………………….18
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции……………..…………….22
2.4 Анализ качества произведенной продукции…….…….………………….25
2.5 Анализ ритмичности выпуска продукции……………….………………..28
2.6 Анализ факторов изменения реализации продукции…………………….30
3.Резервы роста объема производства и реализации продукции……………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………….42
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании
ассортимента и структуры выпуска
продукции предприятие должно учитывать,
с одной стороны, спрос на данные
виды продукции, а с другой - наиболее
эффективное использование
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, н засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
На основании данных «Отчет о затратах на производство продукции», «Отчет о реализованной продукции» за 2009-2010 гг., а также на основании данных бухгалтерии предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» проведем анализ по ассортименту продукции.
Из таблицы 2.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 101,7 % (291019/286154*100) или перевыполнен на 1,7%.
Таблица 2.6 – Выполнение плана по ассортименту продукции
Вид изделия |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Процент выполнения плана,% |
Объем продукции, зачтенный в процент выполнения плана по ассортименту, млн. руб. | |
2009 |
2010 | |||
Колбасные изделия |
71256 |
82346 |
115,6 |
82346 |
Мясо, включая полуфабрикаты |
100265 |
94257 |
94,0 |
94257 |
Пельмени |
28632 |
48210 |
103,5 |
29632 |
Жиры пищевые |
37388 |
39322 |
102,7 |
38388 |
Сухие корма |
48613 |
28396 |
58,4 |
28396 |
ИТОГО: |
286154 |
292531 |
94,7 |
291019 |
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Далее графически изобразим объем производства продукции за 2009-2010 гг.
Рис. 2.3.1 – Объем производства продукции за 2009-2010 гг.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры
ВП2010 = ∑(Vф.общ. * УДiф * Цiпл) = 292531 млн. руб.
ВП2010 = ∑(Vф.общ. * УДiф * Цiпл) = 291799 млн. руб.
ВПстр = ВП2010 – ВПусл = 292531 – 291799 = +1732 млн. руб.
Таблица 2.7 – Анализ структуры товарной продукции
Вид изделия |
Оптовая цена 1 тонны, (средняя) млн. руб. |
Объем производства продукции, тонн |
Товарная продукция в ценах 2009 года |
Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб. | |||
2009 |
2010 |
2009 |
Фактически при структуре 2009 года |
2010 | |||
Колбасные изделия |
9,95 |
11903 |
13312 |
71256 |
79568 |
82346 |
2778 |
Мясо, включая полуфабрикаты |
13,34 |
6504 |
7313 |
100265 |
98467 |
94257 |
-4210 |
Пельмени |
43,78 |
494 |
586 |
28632 |
38642 |
48210 |
9566 |
Жиры пищевые |
21,62 |
369 |
397 |
37388 |
38644 |
39322 |
678 |
Сухие корма |
7,26 |
415 |
487 |
48613 |
36478 |
28396 |
-8082 |
ИТОГО: |
- |
19685 |
22095 |
286154 |
291799 |
292531 |
+1732 |
Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана 2010 г. по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):
Квп = 22095/19685 = 1,12242
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 112,242 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах 2009 года составил бы 291799 млн. руб. При фактической структуре он выше на 1732 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Таблица 2.8 – Расчет изменения средней цены 1 тонны за счет структурного фактора
Вид изделия |
Оптовая цена (средняя) за 1 тонну, млн. руб. |
Структура продукции,% |
Изменение средней цены за счет структуры, млн. руб. | ||
2009 |
2010 |
(+,-) | |||
Колбасные изделия |
9,95 |
17,9 |
16,8 |
-1,1 |
-0,2 |
Мясо, включая полуфабрикаты |
13,34 |
34,95 |
35,64 |
+0,69 |
+0,092 |
Пельмени |
43,78 |
17,12 |
19,27 |
+2,15 |
+2,94 |
Жиры пищевые |
21,62 |
11,98 |
12,64 |
+0,66 |
+0,94 |
Сухие корма |
7,26 |
18,05 |
15,65 |
-2,4 |
-0,17 |
ИТОГО: |
- |
100,0 |
100,0 |
- |
+0,8 |
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 руб (Цстр) за счет структуры (табл. 2.8):
∆Цстр =
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
∆ВПстр = ∆Цстр * Vф.общ. = 0,8 млн. руб. * 22095 тонн = +1732 млн. руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 2.9).
Таблица 2.9 – Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки, млн. руб.
Вид изделия |
Оптовая цена 1 тонны, (средняя) млн. руб. |
Объем реализованной продукции, тонн |
Выручка в ценах 2009 года |
Изменение реализованной продукции за счет структуры, млн. руб. | |||
2009 |
2010 |
2009 |
Фактически при структуре 2009 года |
2010 | |||
Колбасные изделия |
9,95 |
13803 |
15642 |
72651 |
73651 |
75612 |
+1961 |
Мясо, включая полуфабрикаты |
13,34 |
7652 |
9451 |
94657 |
98642 |
99648 |
+1006 |
Пельмени |
43,78 |
11264 |
10645 |
32542 |
46684 |
44751 |
-1933 |
Жиры пищевые |
21,62 |
15420 |
12067 |
36942 |
38945 |
40632 |
+1687 |
Сухие корма |
7,26 |
6845 |
13642 |
47831 |
37513 |
38903 |
+1390 |
ИТОГО: |
- |
54984 |
61447 |
284623 |
291435 |
299546 |
+8111 |
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 8111 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих колбасных изделий и сухих кормов в общем объеме продаж.
2.4 Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный
вес аттестованной и
е) удельный
вес сертифицированной
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Как видно из табл. 2.10, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Таблица 2.10 – Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель |
2009 год |
2010 год | |
план |
факт | ||
Средневзвешенный балл качества продукции |
0,70 |
0,75 |
0,74 |
Удельный вес,% |
|||
Продукции высшей категории качества |
75 |
76 |
78 |
Экспортируемой продукции |
12,5 |
15,6 |
15,7 |
Забракованной продукции |
0,55 |
0,40 |
0,50 |
Зарекламированной продукции |
0,30 |
0,25 |
0,20 |
Потери от брака, млн. руб. |
450 |
350 |
420 |
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности производства и реализации готовой продукции