Анализ хозяйственной деятельности производства и реализации готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ производства и реализации продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат».
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие за¬дачи:
- описать современный уровень развития методик анализа производства и реализации продукции;
- определить значение и задачи анализа производства продукции на предприятии, произвести анализ информационной базы ОАО «Могилевский мясокомбинат»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….2
1. ПРОДУКЦИЯ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА…………………………..….4
1.1 Современный уровень развития методик анализа производства и
реализации продукции……………………………………………………..….7
1.2 Задачи и информационная база анализа……………………………..…..11
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО
«МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И КОМПЛЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ…………….14
2.1 Краткая характеристика ОАО «Могилевский
мясокомбинат»…………………………………………………………………..14
2.2 Анализ динамики и выполнения плана по производству и
реализации продукции………………………………………………………….18
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции……………..…………….22
2.4 Анализ качества произведенной продукции…….…….………………….25
2.5 Анализ ритмичности выпуска продукции……………….………………..28
2.6 Анализ факторов изменения реализации продукции…………………….30
3.Резервы роста объема производства и реализации продукции……………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая производство и реализация продукции мясокомбинат (готовая).docx

— 321.91 Кб (Скачать)

 

 

 

 

    1. Анализ ассортимента и структуры продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска  продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка  выполнения плана по ассортименту продукции  обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, н засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

На основании  данных «Отчет о затратах на производство продукции», «Отчет о реализованной  продукции» за 2009-2010 гг., а также на основании данных бухгалтерии предприятия  ОАО «Могилевский мясокомбинат»  проведем анализ по ассортименту продукции.

Из таблицы 2.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 101,7 % (291019/286154*100) или перевыполнен на 1,7%.

 

Таблица 2.6 – Выполнение плана по ассортименту продукции

Вид изделия

Объем производства продукции, млн. руб.

Процент выполнения плана,%

Объем продукции, зачтенный в процент выполнения плана по ассортименту, млн. руб.

2009

2010

Колбасные изделия

71256

82346

115,6

82346

Мясо, включая  полуфабрикаты

100265

94257

94,0

94257

Пельмени

28632

48210

103,5

29632

Жиры пищевые

37388

39322

102,7

38388

Сухие корма

48613

28396

58,4

28396

ИТОГО:

286154

292531

94,7

291019


Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Далее графически изобразим объем  производства продукции за 2009-2010 гг.

Рис. 2.3.1 – Объем производства продукции  за 2009-2010 гг.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 2.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВП2010 = ∑(Vф.общ. * УД * Цiпл) = 292531 млн. руб.

ВП2010 = ∑(Vф.общ. * УД * Цiпл) = 291799 млн. руб.

ВПстр = ВП2010 – ВПусл = 292531 – 291799 = +1732 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.7 – Анализ структуры товарной продукции

Вид изделия

Оптовая цена 1 тонны, (средняя) млн. руб.

Объем производства продукции, тонн

Товарная продукция в ценах 2009 года

Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.

2009

2010

2009

Фактически при структуре 2009 года

2010

Колбасные изделия

9,95

11903

13312

71256

79568

82346

2778

Мясо, включая полуфабрикаты

13,34

6504

7313

100265

98467

94257

-4210

Пельмени

43,78

494

586

28632

38642

48210

9566

Жиры пищевые

21,62

369

397

37388

38644

39322

678

Сухие корма

7,26

415

487

48613

36478

28396

-8082

ИТОГО:

-

19685

22095

286154

291799

292531

+1732


 

Данные  графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана 2010 г. по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):

Квп = 22095/19685 = 1,12242

Если  бы план производства был равномерно перевыполнен на 112,242 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах 2009 года составил бы 291799 млн. руб. При фактической структуре он выше на 1732 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

 

Таблица 2.8 – Расчет изменения средней  цены 1 тонны за счет структурного фактора

Вид изделия

Оптовая цена (средняя) за 1 тонну, млн. руб.

Структура продукции,%

Изменение средней цены за счет структуры, млн. руб.

2009

2010

(+,-)

Колбасные изделия

9,95

17,9

16,8

-1,1

-0,2

Мясо, включая  полуфабрикаты

13,34

34,95

35,64

+0,69

+0,092

Пельмени

43,78

17,12

19,27

+2,15

+2,94

Жиры пищевые

21,62

11,98

12,64

+0,66

+0,94

Сухие корма

7,26

18,05

15,65

-2,4

-0,17

ИТОГО:

-

100,0

100,0

-

+0,8


 

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции  в стоимостном выражении можно  использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 руб (Цстр) за счет структуры (табл. 2.8):

 

∆Цстр =

 

Затем, умножая  полученный результат на общий фактический  объем производства продукции в  условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

∆ВПстр = ∆Цстр * Vф.общ. = 0,8 млн. руб. * 22095 тонн = +1732 млн. руб.

Аналогичным образом определяется влияние структуры  реализованной продукции на сумму выручки (табл. 2.9).

 

Таблица 2.9 – Расчет влияния структуры  реализованной продукции на сумму  выручки, млн. руб.

Вид изделия

Оптовая цена 1 тонны, (средняя) млн. руб.

Объем реализованной продукции, тонн

Выручка в ценах 2009 года

Изменение реализованной продукции за счет структуры, млн. руб.

2009

2010

2009

Фактически при структуре 2009 года

2010

Колбасные изделия

9,95

13803

15642

72651

73651

75612

+1961

Мясо, включая полуфабрикаты

13,34

7652

9451

94657

98642

99648

+1006

Пельмени

43,78

11264

10645

32542

46684

44751

-1933

Жиры пищевые

21,62

15420

12067

36942

38945

40632

+1687

Сухие корма

7,26

6845

13642

47831

37513

38903

+1390

ИТОГО:

-

54984

61447

284623

291435

299546

+8111


 

Приведенные данные показывают, что за счет изменения  структуры продукции выручка  от ее реализации увеличилась на 8111 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих колбасных изделий и сухих кормов в общем объеме продаж.

 

2.4   Анализ качества произведенной  продукции

 

Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют  качество всей произведенной продукции  независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем  ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории  качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний  коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной  продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей  мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в  том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в  работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских  и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая  задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Как видно  из табл. 2.10, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

 

Таблица 2.10 – Анализ обобщающих показателей  качества продукции

Показатель

2009 год

2010 год

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,70

0,75

0,74

Удельный вес,%

     

Продукции высшей категории качества

75

76

78

Экспортируемой продукции

12,5

15,6

15,7

Забракованной продукции

0,55

0,40

0,50

Зарекламированной продукции

0,30

0,25

0,20

Потери от брака, млн. руб.

450

350

420

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности производства и реализации готовой продукции