Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ производства и реализации продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат».
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие за¬дачи:
- описать современный уровень развития методик анализа производства и реализации продукции;
- определить значение и задачи анализа производства продукции на предприятии, произвести анализ информационной базы ОАО «Могилевский мясокомбинат»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….2
1. ПРОДУКЦИЯ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА…………………………..….4
1.1 Современный уровень развития методик анализа производства и
реализации продукции……………………………………………………..….7
1.2 Задачи и информационная база анализа……………………………..…..11
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО
«МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И КОМПЛЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ…………….14
2.1 Краткая характеристика ОАО «Могилевский
мясокомбинат»…………………………………………………………………..14
2.2 Анализ динамики и выполнения плана по производству и
реализации продукции………………………………………………………….18
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции……………..…………….22
2.4 Анализ качества произведенной продукции…….…….………………….25
2.5 Анализ ритмичности выпуска продукции……………….………………..28
2.6 Анализ факторов изменения реализации продукции…………………….30
3.Резервы роста объема производства и реализации продукции……………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………….42
Расчет товарной продукции производится по следующей формуле:
ТП = * Цj + + (1.2)
где Nj - планируемый выпуск готовых изделий, полуфабрикатов, товаров хозяйственного назначения j-го вида в натуральном выражении, ед.;
Цj - отпускная цена j-го вида продукции, планируемой в натуральном выражении, p.;
Nnf - объем продукции, планируемой в стоимостном выражении (запасные части, прочие продукты и т. д.) f-го вида, р.;
Npi – планируемый объем i-го вида работ промышленного характера в стоимостном выражении, р.;
n - число видов продукции планируемой в натуральном выражении;
m - число видов продукции планируемой в стоимостном выражении;
k - число видов работ промышленного характера.
Рассмотренные стоимостные показатели искажают представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат его деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость сырья к материалов, из которых изготавливается продукция. Поэтому, чем выше стоимость используемых материалов, тем больше объем товарной и валовой продукции, хотя выпуск в физических единицах может и не изменяться.
Реализованная продукция – это продукция фактически отпущенная на сторону и оплаченная покупателем.
Объем
реализованной продукции в
Объем реализованной продукции по плану определяется по следующей формуле:
где - нереализованная продукция на конец планового периода, р., рассчитывается по элементам: норматив готовой продукции на складе; сверхнорматив готовой продукции на складе, прокредитованный банком; готовая продукция отгруженная, в т. ч. по документам, передаваемым в банк;
- нереализованная продукция на начало планового периода, р., включает: готовую продукцию на складе; товары, отгруженные и сданные по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; товары, отгруженные и сданные по документам, не оплаченные в срок покупателем (заказчиком); товары на ответственном хранении у покупателя ввиду отказа от акцепта.
Реализованная продукция (объем продаж) равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода остались без изменений. При увеличении остатков на складе объем продаж будет меньше товарной продукции; при уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукции.
Существуют и специально сконструированные искусственные стоимостные измерители производственной программы, в которых с разной степенью полноты исключен прошлый труд, например, чистая продукция, условно-чистая продукция, нормотивно-чистая продукция.
Трудовые измерители (часы, минуты рабочего времени) применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель - трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы.
Показатели трудоемкости производственной программы (нормо-часы, человеко-часы, станко-часы) на первый взгляд вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые измерители часто используются во вспомогательных расчетах. Трудоемкость производственной программы, измеряемая в нормо-часах, представляет собой объем производства, который должен выполнить коллектив цеха предприятия.
1.1 Современный уровень развития методик анализа производства и реализации продукции
На современном этапе развития методики анализа производства и реализации продукции является обобщающим показателем производственной программы предприятия – это объем продаж или реализованная продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй - в отечественной практике. Многие авторы характеризуют данные методики по-своему, но наиболее распространённая методика - это когда объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и оказывающего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и оказывают услуги, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий.
Как изложено в учебнике Г.В. Савицкой: Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Для учета операций по реализации продукции, работ и услуг на предприятии используются учетные ведомости №16, 16а и журнал-ордер №11.
Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются:
Задачи анализа:
В учебнике Т.Е. Бердникова изложена несколько иная методика анализа объема и реализации продукции: для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Выручка
от выполненных работ и оказанных
услуг определяется исходя из объема
выполненных работ и
При анализе динамики и выполнения плана по реализации первоначально изучается динамика выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в действующих ценах.
Изменения цен определяются различными способами:
Об изменении этих показателей сообщается в публикациях Министерства статистики и анализа. Выбор индекса цен, применяемого при определении изменений в сфере реализации, зависит от деятельности предприятия. Если основной деятельностью являются производство и продажа товаров и услуг непосредственно населению, то наиболее приемлемым будет индекс потребительских цен; если предприятие продает большую часть своей продукции оптовикам, следует учитывать индекс оптовых цен; если специализируется на выпуске товаров производственного назначения, - индекс цен средств производства, дифференцируя его по отраслям.
На каждом предприятии возможен и пересчет количества реализуемой продукции в сопоставимых ценах путем умножения цен отчетного года на количество продукции, выпускаемой в предыдущие периоды.
Анализ динамики по объему и реализации продукции нарастающим итогом с начала года производится по данным форм № 1-п «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о производстве отдельных видов продукции в ассортименте» и 1-п срочная (месячная).
Общую методику различных авторов можно представить в следующем:
Объем
реализации продукции анализируется
во взаимосвязи с объемом
Реализация
= Остатки готовой продукции и товаров
отгруженных на начало года + Объем произведенной
продукции, работ и услуг в фактических
ценах без налогов из выручки — Остатки
готовой продукции и товаров отгруженных
на конец года.
Формула (1.4) используется при условии, что учет реализации осуществляется по оплате, что правомерно только при включении в нее каждого из слагаемых в сопоставимых ценах: в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и других предусмотренных правительством налогов, исключаемых из объема производства и объема реализации продукции. В действующих ценах без налогов должны быть определены и остатки.
При использовании баланса предприятия необходимо иметь в виду, что остатки продукции на ответственном хранении у покупателя в нем не отражаются. Они включены в товары отгруженные. Остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных в балансе отражаются по себестоимости, а реализация - в действующих ценах. При анализе реализации остатки готовой продукции и товаров отгруженных должны оцениваться в тех же ценах, что и объемы реализации и выпуска продукции. В форме № 1-п запасы готовой продукции на начало и конец года отражаются в действующих ценах.
По приведенным данным названных отчетов, расчетам по приведению остатков готовой продукции, товаров отгруженных, объемам производства и реализации в сопоставимые условия и плановые данные рассчитываются факторы изменения реализации.
Количество продукции, подлежащей реализации в планируемом периоде, зависит от товарной, выработанной в этом периоде, остатков готовой на складах организации и в пути на начало и конец планируемого периода. Эта зависимость выражается формулой [2.стр148]
РП=ТП - (ОСк
- ОСн) - (ОПк - ОПн),
РП=ТП + (ОСн - ОСк) + (ОПк - ОПк), (1.6)
где ТП — товарная продукция организации, выработанная в планируемом периоде (в натуральном выражении);
РП — реализуемая продукция организации (в планируемом периоде) в натуральном выражении;
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности производства и реализации готовой продукции