Анализ ФХД автотранспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение деятельности автотранспортного предприятия и использование полученных знаний на примере конкретного предприятия.
В рамках достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения анализа деятельности автотранспортного предприятия;
- на примере конкретного предприятия через систему экономических показателей провести анализ деятельности автотранспортного предприятия;
- выработать рекомендации финансового оздоровления предприятия.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность анализа финансово-хозяйственной
деятельности
1.2 Источники информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
МУ БГПАТП
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ финансового состояния предприятия
3. Основные направления повышения уровня финансово – хозяйственной деятельности МУ БГПАТП
3.1 Мероприятия, направленные на повышение уровня финансово–хозяйственной деятельности предприятия
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 236.09 Кб (Скачать)

Рентабельность издержек показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Значение данного показателя в 2010 году составляет 1,2%.

Анализ финансового состояния  предприятия позволил выявить слабые и сильные стороны функционирования предприятия, на основе полученных в  текущем разделе данных можно  сделать следующие выводы:

-  платежеспособность компании ухудшается в течение всего периода исследования и в отчетном году предприятие является неплатежеспособным. Динамика коэффициентов ликвидности позволяет сделать вывод об отсутствии у предприятия внутренних резервов для восстановления платежеспособности

-  финансовую устойчивость компании можно охарактеризовать как недостаточную: собственных оборотных средств не хватает для формирования запасов, а в 2010 году не хватает и общей суммы источников финансирования, однако относительные коэффициенты финансовой устойчивости свидетельствуют об относительно устойчивом состоянии компании

-  наблюдается положительная динамика показателей деловой активности, в первую очередь это связано с уменьшением суммы оборотных активов компании и ростом выручки от реализации.

-  В 2009 году на предприятии отмечено резкое падение показателей рентабельности, что связано с получением в конце 2009 года чистого убытка на сумму 2209 тыс. руб. В отчетном году ситуация на предприятии улучшилась, однако рентабельность продаж продолжает оставаться отрицательной (как и в предыдущие периоды), что означает низкую эффективность основной деятельности компании.

 

3. Основные направления  повышения уровня финансово –  хозяйственной деятельности МУ  БГПАТП 

 

3.1 Мероприятия,  направленные на повышение уровня  финансово – хозяйственной деятельности  предприятия

Проанализировав финансовое состояние предприятие, можно сделать  следующие выводы:

-  предприятие неплатежеспособно

-  предприятие терпит убытки от осуществления основной деятельности

-  финансовое состояние компании является неустойчивым.

Для преодоления негативных тенденций и укрепления финансового  состояния предприятия следует  предложить ряд мероприятий к  внедрению.

Производственно - финансовая деятельность городского пассажирского  автотранспортного предприятия  осуществляется за счёт собираемых доходов  от перевозки платных пассажиров по тарифам, установленным городской  администрацией. Дотационных выплат из всех уровней на покрытие убытков  транспортных предприятий, осуществляющих перевозку льготных категорий пассажиров.

Интенсивная эксплуатация автобусов  в городе (особенно в часы пик), большая  нагрузка, помехи со стороны частных  перевозчиков, большой возраст подвижного состава – всё это требует  огромных средств для поддержания  автобусов в исправном состоянии.

Одной из наиболее острых проблем  на предприятии является высокая  себестоимость осуществления пассажирских перевозок. Предприятию приходится обслуживать социально-значимые, но, в то же самое время, не прибыльные маршруты с низким пассажиропотоком.

МУ БГПАТП владеет широким  парком техники, в первую очередь  автобусов, с помощью которых  и осуществляет свою деятельность.

Доля основных средств  в составе имущества предприятия  в отчётном году – 85,84%. Эффективное  управление основными средствами в  данной ситуации будет зависеть от грамотного управления транспортными  средствами организации.

МУ БПАТП, осуществляющее перевозки, сталкивается с рядом  трудностей и проблем, требующих  оптимального решения. Крупнейшей по стоимости  частью основных фондов МУ БПАТП является подвижной состав, отличающийся рядом  характеристик (цена, грузоподъемность, расход топлива и т.д.), и используемый для перевозки пассажиров.

В конечном итоге выбор  того или иного типа подвижного состава  для осуществления перевозок  определяет затраты не только на его  приобретение, но и эксплуатацию, а  следовательно это отразится  и на прибыли и рентабельности предприятия.

Следует помнить, что основные средства подвержены износу. При поломке  автобусов, зачастую возникают вынужденные  простои, которые оборачиваются  задержками в выходе автобусов на маршрут, нарушении графика, а в  конечном итоге потерями, как в  виде недополученной выручки, так и  потерей доверия потребителей.

Помимо простоев транспорта в ремонте, происходит простой автобусов  в исправном состоянии по разным причинам. По данным внутреннего учета  простой автобусов в исправном  состоянии в отчетном году составил 9080 единиц, что меньше чем в 2009 году (10786 ед.), но в то же время значительно  больше плановой величины (7081 ед.).

Из-за простоя технически исправных автобусов предприятие  терпит значительные убытки – пассажиры  пользуются услугами частных перевозчиков, страдает авторитет компании. Зачастую причиной подобного простоя транспорта является человеческий фактор – халатность сотрудников, ненадлежащее исполнение собственных обязанностей.

Осуществление пассажирских перевозок подразумевает не только предоставление человеку возможности  доехать до нужной остановки, но осуществить  свою поездку с комфортом. Все  большее внимание пассажиры уделяют  внешнему виду, удобству, респектабельности  городского транспорта. Зачастую люди предпочитают обращаться к частным  перевозчикам из-за недостаточного уровня комфорта в муниципальном транспорте.

Введение системы штрафов  и взысканий позволит повысить ответственность  работников. Строгий контроль за выполнением  плана поездок, выпуска автобусов  на линию позволит избежать простоев транспорта. Своевременный выпуск автобусов  на линию (в полном объеме) приведет к точному соблюдению графика  и отсутствию привычного ожидания на остановках. Соответственно вырастет и пассажирооборот предприятия, что в свою очередь ведет к  увеличению выручки компании.

Уменьшение дней простоя  исправного транспорта приведет к более  полному использованию имеющихся  у предприятия в наличии основных средств. Более полное использование  основных средств приводит также  к уменьшению потребностей в вводе  новых производственных мощностей  при изменении объема производства, а следовательно, к лучшему использованию  прибыли предприятия. Одним из важнейших  направлений улучшения использования  транспортных средств компании является улучшение технического обслуживания и ремонта.

Улучшение использования  основных средств предполагает, что, с одной стороны, будет увеличено  время работы действующего оборудования в календарный период, а с другой, - повышен удельный вес действующего оборудования в составе всего  оборудования, имеющегося на предприятии.

Таким образом, за счет снижения вынужденных простоев по ремонту (на 10%) и простоев исправного транспорта (20%) предприятие увеличит число машино-дней в работе, тем самым не повышая  цену на проезд компания сможет добиться увеличения выручки.

Основные средства помимо физического износа подвержены и  моральному износу, то есть им свойственно  терять свою ценность с течением времени  из-за появления более современных  аналогов. В исследуемом предприятии  основные средства являются не только наиболее важным активом и средством  осуществления деятельности, но и  лицом компании.

На предприятии МУ БГПАТП идет постепенное обновление автобусного  парка, приобретается новая техника. Несмотря на это на многих маршрутах  ещё ходят старые автобусы марки  «Икарус», особенностью которых является большая вместительность. Заменяя  эти автобусы на наиболее загруженных  маршрутах на новые, но с меньшей  вместительностью, искусственно создается  давка, дискомфорт и в конечном итоге  предприятие теряет доверие пассажиров.

Выход я вижу в следующем: предприятию МУ БГПАТП необходимо начать закупать и использовать автобусы другого  типа - Автобус ЛиАЗ 62132.

Принципиальными особенностями  этого автобуса являются:

- высокая вместительность  (162 места, в том числе 40 посадочных), которая достигается за счёт  сочлененности кузова («гармошка»)

- низкий расход горючего (25 литров дизельного топлива  на 100 километров пути), что особенно  актуально при постоянном росте  цен топливо, в том числе  дизельное

- комфортный и теплый  салон, а также вандало-стойкие  сиденья.

Использование автобусов  данного вида позволит привлечь пассажиров, которые ранее отказывались от услуг  муниципального транспорта, а также  разгрузить основные маршруты пассажирских перевозок.

Немаловажным является и  тот факт, что в собственности  предприятия уже есть автобусы марки  ЛиАЗ, что позволяет использовать тех же поставщиков запчастей, что  и раньше, а также не возникает  необходимости проводить обучение технического персонала и водителей.

Необходимость переоснащения  предприятия техникой и обновления автобусного парка стоит очень  остро, так как большая часть  подвижного состава сильно устарела.

Увеличение эффективности  использования основных средств  предприятия должно повлечь за собой  улучшение конечных результатов  его деятельности, то есть роста  прибыли и укрепления его финансового  состояния в целом.

Важным этапом в укреплении финансового состояния предприятия  является разработка новых автобусных маршрутов и изменение уже  действующих направлений. Многие автобусные маршруты города были разработаны и  утверждены более 30 лет назад, некоторые  из них перестали отвечать потребностям горожан, и не обеспечивают достаточной  загруженности, то есть от использования  этих маршрутов компания терпит убытки.

Существуют основные направления  пассажирских перевозок, с высокой  долей наполнения, а также есть маршруты, поддержание которых экономически невыгодно, но они являются социально-значимыми  для города. На наш взгляд, объединение  и удлинение некоторых маршрутов  могло бы дать пользу предприятию.

Например, автобус №1 осуществляет движение по направлению «Набережная - Телецентр», а автобус№13 по маршруту «Мамоново поле – Ж-д вокзал БрянскII». В тоже время большую часть  движения «13»го автобуса дублирует  маршрут№2. Таким образом, объединив  два маршрута в один (№1 и №13) получим  перспективное направление –  «Мамоново поле - Телецентр», благодаря  чему у людей, живущих в Володарском  районе города Брянска, появится возможность  попасть на Телецентр без пересадок  и в объезд основных заторов в  часы пик.

В рабочие дни большое  количество людей пользуются услугами частных перевозчиков (маршрутных такси) для того чтобы доехать из Володарского района города в Фокинский и наоборот. МУ БГПАТП также организует перевозки  пассажиров по этому маршруту (автобус  №31), но конечным пунктом движения автобусов  данного маршрута является остановка  «Мясокомбинат», расположенная на окраине  Фокинского района Брянска, в то время  как большинству пассажиров необходимо проехать дальше (например, до места  работы). За счет увеличения длины маршрута автобуса №31 до Ж-д вокзала Брянск II и выпуска дополнительных автобусов  на маршрут можно будет добиться увеличения числа перевезенных пассажиров, и соответственно увеличить выручку  на данном направлении.

Важным шагом в развитии компании является не только развитие уже существующих направлений пассажирских перевозок, но и разработка совершенно новых маршрутов движения. С каждым годом обстановка на дорогах Брянска  усложняется – растет число автомобилистов, многие улицы (особенно в центре города) слишком узкие, существуют основные направления движения автомобилистов, которые регулярно загружены  транспортом, таким образом возникают  заторы, «пробки» и затрудняется движение автобусов МУ БГПАТП.

Одним из наиболее загруженных  направлений движения транспорта в  городе является дорога из Советского района города в Бежицкий. Мы предлагаем разработать новый маршрут движения автобусов, который позволит соединить  Советский и Бежицкий районы города, избежав большинства загруженных  участков дорог. Предполагается проложить  маршрут «Набережная – Ул. Камозина»  через улицу XXII съезда КПСС и железнодорожный  вокзал «Брянск I». Внедрение данного  маршрута несет следующие преимущества:

-  по маршруту движения находятся важные объекты – больница № 9, железнодорожный вокзал , гипермаркет, Брянский городской технический университет, Брянский машиностроительный завод, нефтебаза, завод «Брянский арсенал» и другие

-  такой маршрут движения позволяет жителям Советского района, проживающим в районе Набережной добираться в Бежицкий район города без пересадок и «пробок»

-  частные автоперевозчики еще не освоили данный маршрут, поэтому МУ БГПАТП не будет иметь конкурентов на этом направлении.

Усовершенствование существующих маршрутов и внедрение новых  позволит предприятию увеличить  число перевозимых пассажиров, и  соответственно увеличить и выручку, получаемую от продажи билетов и  месячных проездных.

3.2 Оценка эффективности  предложенных мероприятий

Рассмотрим влияние предложенных мероприятий на деятельность предприятия  в 2011 году, для этого рассчитаем прогнозируемую величину выручки от реализации.

Таблица 17 – Прогноз основных показателей производственной программы  МУ БГПАТП

Показатели

2010 г.

Прогноз

Отклонение

Среднесписочное количество автобусов, шт.

165,8

170,8

5

Общая вместимость, мест

4515

5325

810

Средняя вместимость, мест

27,23

31,18

3,95

Среднее число пассажиров на 1 машино-день в работе

698

719

21

Объем перевозок пассажиров, пасс.

31966,4

36009,1

4042,7

Машино-дней в хозяйстве, ед.

60530

62415

1885

Машино-дней в работе, ед.

45818

52007

6189

Машино-дней простоя в  ремонте, ед.

5632

4506

-1126

Машино-дней простоя в  исправном состоянии, ед.

9080

5902

-3178

Выручка на 1 машино-день в  работе, руб.

3867

4673

806

Выручка, тыс. руб.

211396

234049

22653

Информация о работе Анализ ФХД автотранспортного предприятия