Анализ ФХД автотранспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение деятельности автотранспортного предприятия и использование полученных знаний на примере конкретного предприятия.
В рамках достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения анализа деятельности автотранспортного предприятия;
- на примере конкретного предприятия через систему экономических показателей провести анализ деятельности автотранспортного предприятия;
- выработать рекомендации финансового оздоровления предприятия.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность анализа финансово-хозяйственной
деятельности
1.2 Источники информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
МУ БГПАТП
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ финансового состояния предприятия
3. Основные направления повышения уровня финансово – хозяйственной деятельности МУ БГПАТП
3.1 Мероприятия, направленные на повышение уровня финансово–хозяйственной деятельности предприятия
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 236.09 Кб (Скачать)

Проанализировав таблицу 3, были сделаны следующие выводы

Суммарный объем пассива  уменьшается на протяжении всего  периода исследования с 192279 тыс. руб. в 2008 году до 176929 тыс. руб. в 2010 году. Снижение суммы источников финансирования деятельности предприятия соответствует уменьшению суммы его активов.

Пассив баланса данного  предприятия состоит из трех разделов. Собственный капитал предприятия  и краткосрочные обязательства  имеют примерно равные доли в структуре  пассивов в отчетном году (49,86% и 49,23% соответственно). Доля долгосрочных обязательств в составе пассивов незначительна – 0,91%.

Наибольший удельный вес  среди пассивов компании занимают доходы будущих периодов - 25,10%. Темп роста  данного показателя в 2010 году по отношению  к 2008 году составил – 172,02%, однако, наибольшего  своего значения он достигал в 2009 году – 56117 тыс.руб.

Значительный удельный вес  среди собственных источников формирования имущества занимает резервный капитал  – 18,64%. Примечательно, что в 2008 и 2009 году предприятие не создавало резервов, а в отчетном году был сформирован  резервный фонд в размере 32987 тыс.руб. Уставный капитал компании составляет 28534 тыс.руб. и остается неизменным на протяжении всего периода исследования.

МУ БГПАТП не использует долгосрочные кредиты в качестве источника финансирования своей  хозяйственной деятельности, в составе  долгосрочных обязательств компании присутствуют лишь отложенные налоговые обязательства  на сумму 1608 тыс.руб. – 2010 год. Темп роста  данного показателя составил 140,31% в2010 году по отношению к 2008 году.

Объем краткосрочных обязательств предприятия постепенно снижается  в течение трех исследуемых лет: с 99310 тыс.руб. в 2008 году до 87104 тыс.руб. в 2010 году. Однако, их доля в структуре  пассивов остается существенной – 49,23%, то есть почти половина источников финансирования деятельности предприятия.

Среди краткосрочных пассивов следует выделить существенное снижение привлеченных займов и кредитов на 22900 тыс.руб. в 2009 году и на 15269 тыс.руб  в 2010 году. Доля же краткосрочных займов в структуре пассивов снизилась  с 27,62% в 2008 году, до 8,44% в 2010 году.

Кредиторская задолженность  предприятия выросла в отчетном году более чем в два раза по сравнению с 2009 годом и составила 27258 тыс.руб в отчетном году. В  первую очередь это связано с  существенным увеличением суммы  задолженности предприятия перед  поставщиками и подрядчиками – на 8947 тыс.руб в 2010 году. Произошло более  чем одиннадцатикратное увеличение данного показателя в 2010 году по отношению  к 2008 году.

Оценив состав, структуру  и динамику имущества предприятия  и источников его формирования, рассмотрим состояние основных средств на предприятии.

Таблица 4 - Состав и структура  основных средств МУ БГПАТП за 2008-2010 гг.

Виды основных средств

2008 год

2009 год

2010 год

изменение 2010 к 2008 гг

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

темп роста %

Здания

21433

8,59

21521

6,88

21018

6,82

-415

98,06

Сооружения и передаточные устройства

15483

6,20

535

0,17

16219

5,26

736

104,75

Машины и оборудование

4497

1,80

12628

4,04

5601

1,82

1104

124,55

Транспортные средства

206001

82,53

268568

85,84

263784

85,55

57783

128,05

Производственный и хоз. инвентарь

1089

0,44

1124

0,36

1124

0,36

35

103,21

Другие виды основных средств

1094

0,44

578

0,18

578

0,19

-516

52,83

Итого

249597

100

312875

100

308324

100

58727

123,49


Основные средства МУ БГПАТП являются основным активом компании. В динамике за три гола исследования произошло увеличение стоимости  основных средств на 23,49%. В 2010 году стоимость  основных средств составила 308324 тыс.руб, что на 4551 тыс.руб. меньше чем в 2009 году. Следует отметить, что в 2009 году произошло существенное увеличение стоимости основных средств компании (на 63278 тыс.руб. по сравнению с 2008 годом).

Наибольшим удельным весом  в составе основных средств предприятия  обладают транспортные средства – 85,55% в 2010 году. Большую часть транспортных средств предприятия составляют рейсовые автобусы, поэтому обновление автобусного парка компании в 2009 году существенно отразилось на росте  стоимости транспортных средств (на 62567 тыс.руб.). В динамике за три года произошло увеличение стоимости  транспортных средств на 28,05%.

Стоимость зданий и сооружений оставалась практически неизменной за весь период исследования, однако, их структурный вес снижался от года к году, составив в отчетном периоде 6,82%.

Существенные изменения  происходили со стоимостью передаточных устройств и оборудования. Их стоимость  в 2009 году снизилась на 14498 тыс.руб (составив 535 тыс.руб.), а уже в 2010 году увеличилась  на15684 тыс.руб. то есть более чем в 30 раз.

В целом структура основных фондов в течение всего периода  исследования оставалась практически  неизменной.

Рассмотрев состав и структуру  основных средств предприятия, оценим эффективность их использования, для  этого рассчитаем показатели движения и технического состояния основных средств, используя данные формы  №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Таблица 5 - Оценка показателей  движения и технического состояния  основных средств МУ БГПАТП за 2008-2010 гг.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

отклонение 2009 к 2008 гг

отклонение 2010 к 2009 гг

Коэффициент ввода

0,253

0,218

0,004

-0,035

-0,213

Коэффициент выбытия

0,015

0,019

0,019

0,005

-

Амортизация основных средств, тыс.руб.

124443

140254

158481

15811

18227

Коэффициент износа

0,499

0,448

0,514

-0,050

0,066

Коэффициент годности

0,501

0,552

0,486

0,050

-0,066


Данные таблицы 5 позволяют  сделать следующие выводы:

-  на предприятии вводится в эксплуатацию все меньше основных средств, значение коэффициента ввода снижается год от года и составляет в 2010 году 0,004,

-  значение коэффициента выбытия остается незначительным на протяжении периода исследования, но в 2010 году превышает значение коэффициента ввода основных средств (0,019 против 0,005),

-  коэффициент износа основных средств постепенно увеличивается и составляет в 2010 году 0,514, это говорит о существенной изношенности основных средств компании, в первую очередь её автобусного парка,

-  коэффициент годности снижается (так как растет коэффициент износа) и достигает своего минимального значения в 2010 году – 0,486.

В целом следует отметить, что на предприятии наметилась негативная тенденция в эффективности использования  основных средств.

В 2009 году значение коэффициент  ввода было наибольшим за весь период исследования - 0,214, и в этом же году значение коэффициента износа достигло своего минимального значения – 0,448, то есть техническое состояние основных средств предприятия улучшилось благодаря активному вводу в  эксплуатацию новых ОПФ. В следствие  этого при снижении коэффициента ввода в отчетном году, произошло  ухудшение технического состояния  основных средств компании, выраженное ростом коэффициента износа на 0, 066.

Оценим состояние оборотных  фондов компании. Рассмотрим структуру  оборотных активов, составленную в  зависимости от степени их участия  в процессе производства.

Таблица 6 - Группировка оборотных  активов МУ БГПАТП в зависимости  от степени участия в производстве за 2008 – 2010 гг.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

отклонение 2010 к 2008 гг.

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

темп роста

Фонды обращения

57883

86,44

6785

41,64

6091

38,18

-51792

10,52

дебиторская задолженность (до 12 мес.)

1545

2,31

2426

14,89

2574

16,13

1029

166,60

Налог на добавленную стоимость

463

0,69

589

3,61

2279

14,28

1816

В 4,9раз

денежные средства

55875

83,44

3770

23,14

1238

7,76

-54637

2,22

Оборотно-производственные фонды

9081

13,56

9510

58,36

9863

61,82

782

108,61

запасы

8921

13,32

9350

57,38

9863

61,82

942

110,56

прочие оборотные активы

160

0,24

160

0,98

-

-

-160

-

Итого

66964

100,00

16295

100,00

15954

100,00

-51010

23,82


 

Наибольший удельный вес  в составе оборотных активов  предприятия занимают оборотно-производственные фонды – 61,82%. Однако, следует отметить, что их доля была незначительна в 2008 году – 13,56%, но постоянно увеличивалась  в течение всего периода исследования. Фонды обращения составляли значительную долю оборотных активов предприятия  в 2008 году – 86,44%, но из-за уменьшения величины денежных средств – на 54637 тыс.руб., в отчетном году доля фондов обращения  снизилась до 38,18%. Следует отметить тенденцию к снижению величины оборотных  активов предприятия, наметившуюся за период исследования. Группировка  оборотных активов таким способом позволяет оценить какая часть  из них вовлечена в реальное производство, а какая находится в сфере  обращения. Немаловажно, также оценить  степень риска оборотных активов  предприятия.

Таблица 7 - Анализ оборотных  активов МУ БГПАТП в зависимости  от степени риска за 2008 – 2010 гг.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

отклонение 2010 к 2008 гг

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

Низкая степень риска

55875

83,44

3770

23,14

1238

7,76

-54637

-75,68

Малая степень риска

1545

2,31

2426

14,89

2574

16,13

1029

13,83

Средняя степень риска

371

0,55

705

4,33

481

3,01

110

2,46

Высокая степень риска

9173

13,70

9394

57,65

11661

73,09

2488

59,39

Итого

66964

100,00

16295

100,00

15954

100,00

-51010

0,00


 

Наибольшую долю среди  оборотных активов компании занимают активы с высокой степенью риска  – 73,09%, доля оборотных активов с  высокой степенью риска постоянно  росла в течение периода исследования.

Структурный вес низко-рискованных  активов значительно снизился с 83,44% в 2008 году до 7,76% в 2010 году, что в  купе со значительным ростом высокорискованных  активов является тревожным сигналом для предприятия.

Оборотные активы с малой  степенью риска увеличились за период исследования на 1029 тыс.руб. и их доля составила 16,13% в 2010 году. Наименьший же удельный вес среди всех оборотных  активов компании имеют активы со средней степенью риска – 3,01%, их сумма увеличилась на 110 тыс.руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом.

При формировании оборотных  активов предприятие подвергает свой бизнес высокому риску, но в тоже время старается сохранить оптимальную  для своей деятельности структуру  оборотных активов.

Проанализируем эффективность  использования трудовых ресурсов на предприятии, для этого воспользуемся  данными внутреннего учета.

Таблица 8 - Численность и  структура работников МУ БГПАТП за 2008 - 2010гг.

Категории работников

численность сотрудников

Темп роста, %

2008 год

2009 год

2010 год

2009 к 2008 гг

2010 к 2009 гг

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Водители хоз. авт.

20

2,09

20

2,04

20

2,09

100

100

Линейные водители

269

28,08

291

29,72

292

30,48

108,18

100,34

Ремонтно-вспомогательные  рабочие, в т.ч.

211

22,03

213

21,76

207

21,61

100,95

97,18

основные

143

14,93

144

14,71

141

14,72

100,70

97,92

вспомогательные

68

7,10

69

7,05

66

6,89

101,47

95,65

Руководители, спец.служащие

205

21,40

183

18,70

165

17,22

89,27

90,16

Кондукторы

253

26,40

272

27,78

274

28,60

107,51

100,74

Итого

958

100

979

100

958

100

102,19

97,85

Укомплектованность на один автобус, человек

Линейные водители

1,5

1,6

1,8

108,99

110,10

Ремонтные рабочие

1,2

1,2

1,3

99,72

108,64

Руководители и спец.служащие

1,1

1

1

93,46

100

Кондукторы

1,4

1,5

1,7

109,15

111,25

Информация о работе Анализ ФХД автотранспортного предприятия