Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа
Целью работы является изучение деятельности автотранспортного предприятия и использование полученных знаний на примере конкретного предприятия.
В рамках достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения анализа деятельности автотранспортного предприятия;
- на примере конкретного предприятия через систему экономических показателей провести анализ деятельности автотранспортного предприятия;
- выработать рекомендации финансового оздоровления предприятия.
Введение
1. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность анализа финансово-хозяйственной
деятельности
1.2 Источники информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
МУ БГПАТП
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ финансового состояния предприятия
3. Основные направления повышения уровня финансово – хозяйственной деятельности МУ БГПАТП
3.1 Мероприятия, направленные на повышение уровня финансово–хозяйственной деятельности предприятия
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список литературы
Проанализировав таблицу 3, были сделаны следующие выводы
Суммарный объем пассива
уменьшается на протяжении всего
периода исследования с 192279 тыс. руб.
в 2008 году до 176929 тыс. руб. в 2010 году. Снижение
суммы источников финансирования деятельности
предприятия соответствует
Пассив баланса данного
предприятия состоит из трех разделов.
Собственный капитал
Наибольший удельный вес среди пассивов компании занимают доходы будущих периодов - 25,10%. Темп роста данного показателя в 2010 году по отношению к 2008 году составил – 172,02%, однако, наибольшего своего значения он достигал в 2009 году – 56117 тыс.руб.
Значительный удельный вес среди собственных источников формирования имущества занимает резервный капитал – 18,64%. Примечательно, что в 2008 и 2009 году предприятие не создавало резервов, а в отчетном году был сформирован резервный фонд в размере 32987 тыс.руб. Уставный капитал компании составляет 28534 тыс.руб. и остается неизменным на протяжении всего периода исследования.
МУ БГПАТП не использует долгосрочные кредиты в качестве источника финансирования своей хозяйственной деятельности, в составе долгосрочных обязательств компании присутствуют лишь отложенные налоговые обязательства на сумму 1608 тыс.руб. – 2010 год. Темп роста данного показателя составил 140,31% в2010 году по отношению к 2008 году.
Объем краткосрочных обязательств предприятия постепенно снижается в течение трех исследуемых лет: с 99310 тыс.руб. в 2008 году до 87104 тыс.руб. в 2010 году. Однако, их доля в структуре пассивов остается существенной – 49,23%, то есть почти половина источников финансирования деятельности предприятия.
Среди краткосрочных пассивов следует выделить существенное снижение привлеченных займов и кредитов на 22900 тыс.руб. в 2009 году и на 15269 тыс.руб в 2010 году. Доля же краткосрочных займов в структуре пассивов снизилась с 27,62% в 2008 году, до 8,44% в 2010 году.
Кредиторская задолженность
предприятия выросла в отчетном
году более чем в два раза по
сравнению с 2009 годом и составила
27258 тыс.руб в отчетном году. В
первую очередь это связано с
существенным увеличением суммы
задолженности предприятия
Оценив состав, структуру и динамику имущества предприятия и источников его формирования, рассмотрим состояние основных средств на предприятии.
Таблица 4 - Состав и структура основных средств МУ БГПАТП за 2008-2010 гг.
Виды основных средств |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
изменение 2010 к 2008 гг | ||||
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
темп роста % | |
Здания |
21433 |
8,59 |
21521 |
6,88 |
21018 |
6,82 |
-415 |
98,06 |
Сооружения и передаточные устройства |
15483 |
6,20 |
535 |
0,17 |
16219 |
5,26 |
736 |
104,75 |
Машины и оборудование |
4497 |
1,80 |
12628 |
4,04 |
5601 |
1,82 |
1104 |
124,55 |
Транспортные средства |
206001 |
82,53 |
268568 |
85,84 |
263784 |
85,55 |
57783 |
128,05 |
Производственный и хоз. инвентарь |
1089 |
0,44 |
1124 |
0,36 |
1124 |
0,36 |
35 |
103,21 |
Другие виды основных средств |
1094 |
0,44 |
578 |
0,18 |
578 |
0,19 |
-516 |
52,83 |
Итого |
249597 |
100 |
312875 |
100 |
308324 |
100 |
58727 |
123,49 |
Основные средства МУ БГПАТП являются основным активом компании. В динамике за три гола исследования произошло увеличение стоимости основных средств на 23,49%. В 2010 году стоимость основных средств составила 308324 тыс.руб, что на 4551 тыс.руб. меньше чем в 2009 году. Следует отметить, что в 2009 году произошло существенное увеличение стоимости основных средств компании (на 63278 тыс.руб. по сравнению с 2008 годом).
Наибольшим удельным весом в составе основных средств предприятия обладают транспортные средства – 85,55% в 2010 году. Большую часть транспортных средств предприятия составляют рейсовые автобусы, поэтому обновление автобусного парка компании в 2009 году существенно отразилось на росте стоимости транспортных средств (на 62567 тыс.руб.). В динамике за три года произошло увеличение стоимости транспортных средств на 28,05%.
Стоимость зданий и сооружений оставалась практически неизменной за весь период исследования, однако, их структурный вес снижался от года к году, составив в отчетном периоде 6,82%.
Существенные изменения происходили со стоимостью передаточных устройств и оборудования. Их стоимость в 2009 году снизилась на 14498 тыс.руб (составив 535 тыс.руб.), а уже в 2010 году увеличилась на15684 тыс.руб. то есть более чем в 30 раз.
В целом структура основных фондов в течение всего периода исследования оставалась практически неизменной.
Рассмотрев состав и структуру основных средств предприятия, оценим эффективность их использования, для этого рассчитаем показатели движения и технического состояния основных средств, используя данные формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Таблица 5 - Оценка показателей движения и технического состояния основных средств МУ БГПАТП за 2008-2010 гг.
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
отклонение 2009 к 2008 гг |
отклонение 2010 к 2009 гг |
Коэффициент ввода |
0,253 |
0,218 |
0,004 |
-0,035 |
-0,213 |
Коэффициент выбытия |
0,015 |
0,019 |
0,019 |
0,005 |
- |
Амортизация основных средств, тыс.руб. |
124443 |
140254 |
158481 |
15811 |
18227 |
Коэффициент износа |
0,499 |
0,448 |
0,514 |
-0,050 |
0,066 |
Коэффициент годности |
0,501 |
0,552 |
0,486 |
0,050 |
-0,066 |
Данные таблицы 5 позволяют сделать следующие выводы:
- на предприятии вводится в эксплуатацию все меньше основных средств, значение коэффициента ввода снижается год от года и составляет в 2010 году 0,004,
- значение коэффициента выбытия остается незначительным на протяжении периода исследования, но в 2010 году превышает значение коэффициента ввода основных средств (0,019 против 0,005),
- коэффициент износа основных средств постепенно увеличивается и составляет в 2010 году 0,514, это говорит о существенной изношенности основных средств компании, в первую очередь её автобусного парка,
- коэффициент годности снижается (так как растет коэффициент износа) и достигает своего минимального значения в 2010 году – 0,486.
В целом следует отметить,
что на предприятии наметилась негативная
тенденция в эффективности
В 2009 году значение коэффициент ввода было наибольшим за весь период исследования - 0,214, и в этом же году значение коэффициента износа достигло своего минимального значения – 0,448, то есть техническое состояние основных средств предприятия улучшилось благодаря активному вводу в эксплуатацию новых ОПФ. В следствие этого при снижении коэффициента ввода в отчетном году, произошло ухудшение технического состояния основных средств компании, выраженное ростом коэффициента износа на 0, 066.
Оценим состояние оборотных фондов компании. Рассмотрим структуру оборотных активов, составленную в зависимости от степени их участия в процессе производства.
Таблица 6 - Группировка оборотных активов МУ БГПАТП в зависимости от степени участия в производстве за 2008 – 2010 гг.
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
отклонение 2010 к 2008 гг. | ||||
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
темп роста | |
Фонды обращения |
57883 |
86,44 |
6785 |
41,64 |
6091 |
38,18 |
-51792 |
10,52 |
дебиторская задолженность (до 12 мес.) |
1545 |
2,31 |
2426 |
14,89 |
2574 |
16,13 |
1029 |
166,60 |
Налог на добавленную стоимость |
463 |
0,69 |
589 |
3,61 |
2279 |
14,28 |
1816 |
В 4,9раз |
денежные средства |
55875 |
83,44 |
3770 |
23,14 |
1238 |
7,76 |
-54637 |
2,22 |
Оборотно-производственные фонды |
9081 |
13,56 |
9510 |
58,36 |
9863 |
61,82 |
782 |
108,61 |
запасы |
8921 |
13,32 |
9350 |
57,38 |
9863 |
61,82 |
942 |
110,56 |
прочие оборотные активы |
160 |
0,24 |
160 |
0,98 |
- |
- |
-160 |
- |
Итого |
66964 |
100,00 |
16295 |
100,00 |
15954 |
100,00 |
-51010 |
23,82 |
Наибольший удельный вес
в составе оборотных активов
предприятия занимают оборотно-производственные
фонды – 61,82%. Однако, следует отметить,
что их доля была незначительна в
2008 году – 13,56%, но постоянно увеличивалась
в течение всего периода
Таблица 7 - Анализ оборотных активов МУ БГПАТП в зависимости от степени риска за 2008 – 2010 гг.
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
отклонение 2010 к 2008 гг | ||||
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% | |
Низкая степень риска |
55875 |
83,44 |
3770 |
23,14 |
1238 |
7,76 |
-54637 |
-75,68 |
Малая степень риска |
1545 |
2,31 |
2426 |
14,89 |
2574 |
16,13 |
1029 |
13,83 |
Средняя степень риска |
371 |
0,55 |
705 |
4,33 |
481 |
3,01 |
110 |
2,46 |
Высокая степень риска |
9173 |
13,70 |
9394 |
57,65 |
11661 |
73,09 |
2488 |
59,39 |
Итого |
66964 |
100,00 |
16295 |
100,00 |
15954 |
100,00 |
-51010 |
0,00 |
Наибольшую долю среди
оборотных активов компании занимают
активы с высокой степенью риска
– 73,09%, доля оборотных активов с
высокой степенью риска постоянно
росла в течение периода
Структурный вес низко-рискованных активов значительно снизился с 83,44% в 2008 году до 7,76% в 2010 году, что в купе со значительным ростом высокорискованных активов является тревожным сигналом для предприятия.
Оборотные активы с малой степенью риска увеличились за период исследования на 1029 тыс.руб. и их доля составила 16,13% в 2010 году. Наименьший же удельный вес среди всех оборотных активов компании имеют активы со средней степенью риска – 3,01%, их сумма увеличилась на 110 тыс.руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом.
При формировании оборотных
активов предприятие подвергает
свой бизнес высокому риску, но в тоже
время старается сохранить
Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии, для этого воспользуемся данными внутреннего учета.
Таблица 8 - Численность и структура работников МУ БГПАТП за 2008 - 2010гг.
Категории работников |
численность сотрудников |
Темп роста, % | ||||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2009 к 2008 гг |
2010 к 2009 гг | ||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |||
Водители хоз. авт. |
20 |
2,09 |
20 |
2,04 |
20 |
2,09 |
100 |
100 |
Линейные водители |
269 |
28,08 |
291 |
29,72 |
292 |
30,48 |
108,18 |
100,34 |
Ремонтно-вспомогательные рабочие, в т.ч. |
211 |
22,03 |
213 |
21,76 |
207 |
21,61 |
100,95 |
97,18 |
основные |
143 |
14,93 |
144 |
14,71 |
141 |
14,72 |
100,70 |
97,92 |
вспомогательные |
68 |
7,10 |
69 |
7,05 |
66 |
6,89 |
101,47 |
95,65 |
Руководители, спец.служащие |
205 |
21,40 |
183 |
18,70 |
165 |
17,22 |
89,27 |
90,16 |
Кондукторы |
253 |
26,40 |
272 |
27,78 |
274 |
28,60 |
107,51 |
100,74 |
Итого |
958 |
100 |
979 |
100 |
958 |
100 |
102,19 |
97,85 |
Укомплектованность на один автобус, человек | ||||||||
Линейные водители |
1,5 |
1,6 |
1,8 |
108,99 |
110,10 | |||
Ремонтные рабочие |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
99,72 |
108,64 | |||
Руководители и спец.служащие |
1,1 |
1 |
1 |
93,46 |
100 | |||
Кондукторы |
1,4 |
1,5 |
1,7 |
109,15 |
111,25 |
Информация о работе Анализ ФХД автотранспортного предприятия