Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа
1) Для проверки правильности составления баланса необходимо проверить равенство итогов актива и пассива, равенство суммы всех разделов актива и пассива с итоговой суммой (валютой) баланса, равенство суммы отдельных статей с итогом по каждому разделу.
Чтение и анализ бухгалтерского баланса необходимо начинать с изучения основных показателей бухгалтерской отчетности, в результате которого необходимо дать ответы на ряд вопросов. Как изменилось имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода?
Введение
5
1 Предварительный обзор экономического и финансового положения организации
7
2 Оценка и анализ экономического потенциала предприятия
12
2.1 Оценка имущественного положения
12
2.1.1 Построение аналитического баланса-нетто
12
2.1.2 Вертикальный анализ баланса
13
2.1.3 Горизонтальный анализ баланса
18
2.2 Оценка финансового положения
21
2.2.1 Оценка ликвидности
21
2.2.2 Оценка платежеспособности
23
2.2.3 Оценка финансовой устойчивости
27
2.2.3.1 Оценка финансовой устойчивости по трехкомпонентному показателю
28
2.2.3.2 Анализ рыночной устойчивости
30
3 Оценка и анализ результативности финансово – хозяйственной деятельности предприятия
36
3.1 Оценка деловой активности
36
3.2 Анализ прибыльности и рентабельности
38
3.2.1 Анализ финансовых результатов
38
3.2.2 Факторный анализ прибыли от продаж
42
3.2.3 Анализ показателей рентабельности
44
3.2.4 Факторный анализ рентабельности собственного капитала
46
3.2.5 Анализ финансового левериджа
47
3.3 Анализ ресурсов организации
51
3.3.1 Анализ основных фондов
51
3.3.2 Анализ оборотных средств
54
3.3.3 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
56
3.4 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей
62
4 Комплексный анализ деятельности организации
68
4.1 Диагностика вероятности банкротства
68
4.1.1 Диагностика банкротства на основе системы критериев для оценки удовлетворительности структуры баланса
68
4.1.2 Диагностика банкротства на основе системы показателей для проведения арбитражным управляющим финансового анализа
71
4.1.3 Диагностика банкротства на основе двухфакторной кризис-прогнозной модели
76
4.1.4 Диагностика банкротства на основе пятифакторной кризис-прогнозной модели. (Z-счет Э. Альтмана)
77
4.1.5 Диагностика банкротства на основе четырехфакторной кризис-прогнозной модели Иркутской государственной экономической академии
79
4.2 Анализ конкурентоспособности организации
81
4.3 Анализ кредитоспособности организации
82
5 Рекомендации по результатам экономического анализа
89
Список использованной литературы
94
Коэффициент ресурсоотдачи
отражает скорость оборота организации
или эффективности
Вр - внереализационные расходы.
Прибыль от основной деятельности (основная часть прибыли предприятия) определяется как разность между выручкой - нетто от реализации в действующих ценах и полной себестоимостью реализованной продукции. Сумма прибыли изменяется под воздействием многочисленных факторов объема, ассортимента, качества, структуры, продукции, работ и услуг, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.
Операционные доходы возникают при продаже основных фондов, нематериальных активов, объектов капитального строительства, товарно-материальных ценностей ценных бумаг. Операционные расходы связаны с реализацией основных средств, с содержанием предоставленных во временное пользование активов, проценты за пользование кредитом.
Внереализационные доходы и расходы связанны с получением дохода от участия в других предприятиях дивидендов по акциям, процентов по другим ценным бумагам. Они определяются в виде разницы полученных и уплаченных штрафов за не использование хозяйственных договоров, других внереализационных доходов и расходов
Источник информации для анализа финансовых результатов - это бухгалтерская отчетность, форма №2 "Отчет о прибыли и убытках".
Анализ балансовой прибыли проводится по нескольким направлениям. Он начинается с общей оценки результатов деятельности предприятия и проводится на основании первого раздела формы №2.При этом оценивается динамика общего результата и его слагаемых.
Таблица 16 – Показатели финансовых результатов
№ |
Наименование показателя |
Источники информации |
Базис-ный период |
Отчёт-ный период |
Отчёт-ный к базис-ному, % |
1 |
Выручка от продажи продукции |
Ф.№2 стр.010 |
106015000 |
166824000 |
157 |
2 |
Себестоимость проданной продукции |
Ф.№2 стр.020+стр.030+стр.040 |
95021000 |
141628000 |
149 |
3 |
Прибыль от продаж |
Ф.№2 стр.050 |
10994000 |
25196000 |
229 |
4 |
Результат от прочей реализации (прибыль (+) или убыток (-)) |
Ф.№2 стр.060-стр.070+стр.090-стр. |
-1552000 |
-307000 |
19 |
5 |
Прочие расходы |
Ф.№2 стр.070+ стр.100 |
1090000 |
918000 |
64 |
6 |
Прибыль до налогообложения |
Ф№2 стр.140 |
10052000 |
24889000 |
247 |
Вывод: За анализируемый период выручка от продаж продукции выросла на 57%, а себестоимость продаж продукции выросла на 49%. Определяющее темп роста себестоимости продукции по сравнению с выручкой от продаж продукции привели к тому, что прибыль от продаж выросла на 129%. В отчетном периоде по сравнению с прошлым годом прибыль до налогообложения выросла на 147%, при этом прибыль от продаж отчетного периода больше прибыли от продаж базисного периода. Это произошло в связи с тем, что в отчетном периоде прочие расходы уменьшились на 36%, прочие доходы уменьшились на 81%.
Доходы увеличения финансовых результатов в будущем предприятию рекомендуется снизить себестоимости продажных товаров и прочие расходы, экономия материалов, рост производительности труда и так далее.
3.2. Факторный анализ
Требуется определить влияние на прибыль изменения, объёма продукции, изменения уровня себестоимости и структуры продукции и изменения отпускных цен на реализованную продукцию. Затем проводится анализ внереализационных доходов и расходов: изучается их состав, структура, динамика; оцениваются тенденции динамики отдельных статей доходов и расходов.
При анализе использования прибыли сопоставляют темпы изменения: балансовой (валовой) прибыли, чистой прибыли, нераспределённой прибыли (чистая прибыль за вычетом использованной в отчетном периоде на производственное и социальное развитие, на выплату дивидендов акционерам и другие цели). Оценивается также политика предприятия в области налогообложения прибыли, использование льгот; сопоставляются темы прироста собственных источников за счет направления прибыли в фонд производственного развития, а также пути роста нераспределенной прибыли и дивидендная политика предприятия. По результатам анализа использования прибыли можно сделать выводы о намерениях предприятия существует ли тенденция к накоплению капитала, расширению возможности производственного развития либо преобладает стремление к распределению чистой прибыли на выплату дивидендов, текущие расходы.
Прибыль от продаж формируется под воздействием следующих основных факторов:
1) Расчет общего изменения
прибыли от продаж:
∆П = П1 – П0=25196-10994=
14202тыс. руб.
2) Расчет влияния на прибыль изменение
отпускных цен на
реализованную продукцию:
=166824-166824 /1,12 =
27804тыс.руб.
= (95021/106015* 166824/1,2) - 141628 = - 17900,2тыс. руб.
За счет увеличения отпускных цен предприятие получило дополнительную прибыль на 14202 тысяч рублей.
За счет снижения себестоимости
проданной продукции
По результатам анализа
следует рекомендовать
3.2.3 Анализ показателей рентабельности
Прибыль не может рассматриваться в качестве универсального показателя эффективности производства.
Для оценки интенсивности
и эффективности производства применяются
система показателей
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность те
Основные показатели рентабельности:
1. Рентабельность продаж
Рентабельность
продаж =
Этот показатель характеризует доходность реализуемой продукции прибыль получает предприятие на рубль реализованной продукции.
2. Рентабельность предприятия
Рентабельность п/п = (32)
Данный показатель характеризует доходность фондов, прибыль, полученную предприятием на рубль вложенных в производство основных и оборотных фондов. Формула (12) может быть представлена следующим образом:
R п/п = (33)
Показатель характеризует зависимость рентабельности предприятия от доходности продаж и фондоотдачи. Эта формула показывает, что рентабельность обусловлена как ценовой политикой предприятия и уровнем затрат на производство и реализацию продукции, так и его деловой активностью, отображаемой оборачиваемостью или отдачей вложенных средств.
3. Рентабельность капитала
Рентабельность капитала= (34)
Показатель
характеризует эффективность
4. Рентабельность собственного капитала
(35)
Показатель показывает
эффективность использования
Рентабельность собственного капитала = (36)
Первый сомножитель характеризует рентабельность продажи, второй - оборачиваемость активов, третий - долю собственных источников по отношению к итогу баланса.
Эта модель анализа рентабельности собственного капитала разработана в соответствии с методикой «Du Pont».
Таблица 17 – Показатели рентабельности
№ |
Наименование показателя |
Источники информации |
Базисный период |
Отчетный период |
Отчетный к базисному, % |
1 |
Прибыль до налогообложения |
Ф.№2 стр.140 |
10052000 |
24889000 |
24,76 |
2 |
Выручка от продажи |
Ф.№2 стр.010 |
106015000 |
166824000 |
157,35 |
3 |
Среднегодовая сумма итога баланса |
Ф.№1 стр.300 средн. |
33837000 |
59875000 |
176,95 |
4 |
Среднегодовая сумма собственных источников |
Ф.№1 стр.490 средн. |
13902000 |
29495000 |
212,16 |
5. |
Рентабельность продукции доля единицы |
|
0,094 |
0,149 |
166,66 |
6. |
Выручка на один рубль активов доля единицы |
|
3,133 |
2,786 |
88,81 |
7 |
Соотношение итога баланса и собственных источников, доля единицы |
|
2,433 |
2,030 |
83,53 |
8 |
Рентабельность собственного капитала, доля единицы |
|
0,723 |
0,843 |
116,66 |
На основе данных, приведенных в таблице, нужно сделать выводы относительно динамики показателей рентабельности:
Рентабельность продукции за отчетный период увеличилась на 66,66%, а рентабельность собственного капитала увеличилась на 16,66%. Причиной такого результата явилось увеличение рентабельности продаж, повышение прибыли до налогообложения.
3.2.4 Факторный анализ рентабельности собственного капитала
Рассмотрим в таблице методику расчета влияния факторов на рентабельность собственного капитала.
Таблица 18 – Расчёт влияния факторов на рентабельность собственного капитала способом цепных подстановок
№
|
Характер подстановки
|
Частные факторные показатели |
Обобщающий показатель |
Размер влияния фактора | ||
Рентабельность продаж |
Выручка на 1 рубль активов |
Соотношение всех и собственных источников |
Рентабельность собственного капитала | |||
1. |
Базисный расчёт |
0,094 |
3,133 |
2,433 |
0,72 |
- |
2. |
Подстановка 1: рентабельность продаж (фактическая) |
0,149 |
3,133 |
2,433 |
1,135 |
0,415 |
3. |
Подстановка 2: Выручка на 1 рубль активов (фактическая) |
0,149 |
2,786 |
2,433 |
1,009 |
0,594 |
4. |
Подстановка 3: соотношение всех и собственных источников (фактическое) |
0,149 |
2,786 |
2,030 |
0,842 |
0,248 |
5. |
Итого |
- |
- |
- |
- |
1,257 |
Вывод: за счет роста рентабельности продаж увеличилась рентабельность собственного капитала на 0,415, за счет уменьшения виручки на 1 рубль активов звеличилась на 0,594, за счет снижения соотношения всех собственных источников рентабельность собственного капитала увеличилась на 0,248.
3.2.5 Анализ финансового левериджа
Процесс управления активами и обязательствами, направленный на извлечение прибыли, характеризуется в финансовом анализе категорией левериджа. В буквальном понимании леверидж означает рычаг, с помощью которого можно поднимать и перемещать довольно тяжёлые предметы с меньшим усилием. В финансовом анализе он трактуется как некий фактор, даже небольшое изменение которого может привести к существенному воздействию на динамику результативных показателей.
Информация о работе Анализ деятельности предприятия на основе готовой бухгалтерской отчетности