Анализ бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изучения отечественных и зарубежных разработок, обобщения практики хозяйствования Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо изучить методику анализа бухгалтерской отчетности и наметить конкретные пути его совершенствования в переходный период к рыночной экономике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа бухгалтерской отчетности организации………………………………………………………………………..6
1.1 Экономическая сущность, значение и состав бухгалтерской отчетности организации………………………………………………………………………..6
1.2 Методика анализа бухгалтерской отчетности организации ……………...11
1.3 Краткая экономическая характеристика Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо ………………………………………………..……….....24
2. Анализ бухгалтерской отчетности Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо …………………………………………………………...29
2.1 Анализ бухгалтерского баланса Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо ………………………………………..…………………………………....29
2.2 Анализ отчета о прибылях и убытках Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо …………………………………………………………...32
3. Направления совершенствования анализа бухгалтерской отчетности организации………………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованных источников…………………………………………...51

Файлы: 1 файл

работа анализ бу.doc

— 593.00 Кб (Скачать)

- коэффициент абсолютной ликвидности увеличился с 0.019 до 0.099 и также не соответствует нормативному, что говорит о невозможности погашения краткосрочной задолженности предприятия в ближайшее время.

Таким образом, проведя  анализ баланса Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо можно сказать, что руководству необходимо  разрабатывать меры по повышению платежеспособности организации и укреплению его финансовой устойчивости.

 

 

2.2 Анализ отчета  о прибылях и убытках Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо

 

 

Для того, чтобы проанализировать абсолютные изменения статей «Отчета о прибылях и убытках» Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо проведем горизонтальный анализ отчета. Для этого на основании данных приложения В,Г составим таблицу 2.4.

 

Таблица 2.4 – Динамика статей «Отчета о прибылях и убытках» Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо  за 2010-2011 гг.

Показатель

2010 год

2011 год

Отклонение, +/-

Темп роста,%

Выручка от  реализации товаров, продукции, работ, услуг 

59697

101515

41818

170.05

Налоги и сборы, включаемые в выручку

5599

10795

5196

192.8

Выручка от  реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов)

54098

90720

36622

167.7

Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг

48484

80755

32271

166.56

Расходы на  реалиацию

4926

6873

1947

139.52

Прибыль от реализации

688

3092

2404

В 4,5 раз

Операционные доходы

247

332

85

134.41

Операционные расходы

8

7

-1

87.5

Прибыль(убыток) от операционной деятельности

222

296

74

133.33

Внереализационные доходы

100

511

411

511

Внереализационные расходы

206

135

-71

65.53

Прибыль от внереализационных  доходов и расходов

-121

277

398

-

Чистая прибыль

524

2752

2228

В 5,3 раза


 

Исходя из данных таблицы 2.4, можно сделать вывод, что организация работает достаточно  прибыльно, так как за рассматриваемый период  чистая прибыл возросла в 5,3 раза или на 2228 млн р., что произошло в основном за счет роста прибыль от реализации, которая возросла в 4,5 раз или 2404 млн р.

Что касается причин роста прибыли от реализации, то это связано прежде всего с ростом выручки на 70,05%, однако  темпы роста себестоимости также высоки 166,56 %, что является отрицательным моментом для организации. Руководству необходимо  изыскивать пути снижения затрат.

В отчете о прибылях и убытках поэтапно рассчитывается чистая прибыль. В виде промежуточных расчетов мы находим: валовую прибыль, прибыль от реализации. Эти показатели характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

Рентабельность работы предприятия представляет собой качественную характеристику полученной прибыли. По абсолютной величине прибыли нельзя судить об эффективности работы предприятия.

По показателям отчета о прибылях и убытках мы можем рассчитать: рентабельность продукции, рентабельность продаж и чистую рентабельность. Используя данные таблицы 2.4 рассчитаем и сведем  показатели рентабельности в таблицу 2.5

 

Таблица 2.5 – Динамика рентабельности Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо  за 2010-2011 гг.

Показатель

Расчет

2010 год

2011 год

Отклонение, +/-

Рентабельность продукции, %

Рпр = П/С

1,42

3,83

2,41

Рентабельность продаж, %

Рп = П/В

1,15

3,05

1,9

Чистая рентабельность, %

Рч = ЧП/В

0,88

2,71

1,83


 

Как видно из данных таблицы 2.5, рентабельность основной деятельности растет, так как рентабельность  продукции увеличилась на 2,41 п.п., а рентабельность продаж на 1,9 п.п., что является положительной тенденцией и может быть связано с улучшением  сбытовой политикой, отмены  ограничения розничных цен на продукции и т.д., однако показатели продолжают оставаться низкими.

Чистая рентабельность также растет на 1,83 п.п., но является крайне низкой.

Для выявления основных факторов, влияющих на рентабельность деятельности предприятия, используем методику факторного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Для факторного анализа рентабельности продаж, используют следующую формулу:

 

Rпродаж = (ВР – Н -С – РР) : ВР,        (2.1)

 

где: ВР – выручка от реализации;  

Н – налоги из выручки;

С – себестоимость  продаж;

РР – расходы на реализацию.

Рентабельность продаж зависит от себестоимости продаж, а также суммы коммерческих и управленческих расходов. Алгоритм расчета влияния факторов на показатель рентабельности продаж представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Методика расчета влияния факторов на показатель рентабельности продаж

ВР

Н

С

РР

Rпродаж = (ВР – Н  - С – РР) : ВР

Уровень

базисный

Уровень

базисный

Уровень

базисный

Уровень

базисный

Rпродаж 1

Уровень

отчетный

Уровень

базисный

Уровень

базисный

Уровень

базисный

Rпродаж 2

Уровень

отчетный

Уровень

отчетный

Уровень

базисный

Уровень

базисный

Rпродаж 3

Уровень

отчетный

Уровень

отчетный

Уровень

отчетный

Уровень

базисный

Rпродаж 4

Уровень

отчетный

Уровень

отчетный

Уровень

отчетный

Уровень

отчетный

Rпродаж 5


 

Изменение рентабельности продаж за счет:

1) выручки от продаж                 Rпродаж 2 – Rпродаж 1

2) налогов из выручки                 Rпродаж 3 – Rпродаж 2

3) себестоимости продаж             Rпродаж 4 – Rпродаж 3

4) расходов на реализацию           Rпродаж 5 – Rпродаж 4

Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж Филиала «Оптовая база» Ивацевичского райпо  за 2010-2011 гг. представлены в табл. 2.5.

Расчет влияния факторов произведем способом цепных подстановок, обозначив индексом «0» - данные базисного  периода (2010 г.), индексом «1» - данные отчетного периода (2011 г.).

Rпродаж0 = (ВР0 – Н0 - С - РР0 ) : ВР0 =

= (59697 - 5599 – 48484 - 4926) : 59697 *100 = 1,15%;

Rпродаж1усл. = (ВР1 –Н0   - С- РР0 ) : ВР1 =

= (101515 - 5599 – 48484 - 4926) : 101515*100 = 41,87%;

Rпродаж2усл. = (ВР1 – Н  С- РР0 ) : ВР1 =

= (101515 - 10795 – 48484 - 4926) : 101515*100 = 36,75%;

Rпродаж3усл. = (ВР1 – Н  С- РР0 ) : ВР1 =

= (101515 - 10795 – 80755 - 4926) : 101515*100 = 4,96%;

Rпродаж1 = (ВР1 – Н – С1 – РР1) : ВР1 =

= (101515 – 10795 - 80755 - 6873) : 101515*100 = 3,05 %;

Δ Rпродаж (ВР) = Rпродаж1усл. - Rпродаж0 = 41,87 – 1,15 = + 40,72 %;

Δ Rпродаж (Н) = Rпродаж2 усл.. - Rпродаж1усл. = 36,75 % - 41,87 % = - 5,12 %;

Δ Rпродаж (С) = Rпродаж3 усл. - Rпродаж2усл. = 4,96 % - 36,75 % = - 31,79 %;

Δ Rпродаж (РР) = Rпродаж1. - Rпродаж3усл. = 3,05 % - 4,96 % = -1,91  %;

 

В 2011 году по сравнению с 2010 годом рентабельность продаж увеличилась на 1,9 п.п. за счет факторов:

- увеличение выручки  от продаж                   +40,72 %

- увеличения налогов,  уплачиваемых из выручки  -5,12

- увеличение себестоимости продаж               - 31,79 %

- увеличения  расходов  на реализацию    -1,91

Итого: +1,9 %

Таким образом, проведенный  факторный анализ показателей рентабельности позволяет сделать вывод о том, что у предприятия есть резервы увеличения рентабельности. Рентабельность продаж можно повысить за счет снижения себестоимости, расходов на реализацию. Также Филиалу «Оптовая база» Ивацевичского райпо необходимо  диверсифицировать свою деятельность. Искать новые рынки сбыта, что повысить прибыль от реализации.

 

 

  1. Направления совершенствования анализа бухгалтерской отчетности организации

 

 

Управление организацией в целом и ее финансовым состоянием как частный момент предполагают осуществления всего цикла управления: планирование, учет, анализ и контроль. Каждый из этапов имеет важное значение в процессе управления финансовым состоянием. Однако отечественный и зарубежный опыт показывает, что в современных условиях для качественной  выработки и принятия управленческих решений по обеспечению ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости хозяйственной деятельности организации все большее значение имеют результаты экономического анализа финансовой отчетности как метода оценки и прогнозирования финансового состояния.

Таким образом, широко применяемая  организациями традиционная методика экономического анализа бухгалтерской  отчетности, в том числе и в  области анализа финансового  состояния, позволяет дать общую  оценку сложившейся ситуации, выявить отклонение от плана и в динамике за ряд лет, однако на современном этапе и с учетом стоящих перед менеджерами целей значительно устарела и имеет ряд серьезных недостатков, сущность и направления устранения которых представлены в таблице 3.1 [11, c.68].

 

Таблица 3.1 - Основные недостатки традиционной методики финансового анализа

Недостаток

Решение

1 Ретроспективный взгляд на объект  управления

Необходимо перейти от ретроспективного подхода к перспективному, т.е проводить анализ не на основе, имеющейся годовой отчетности, а на базе грамотно разработанной прогнозной

2 Отсутствие разделения функций  аналитика и лица, принимающего  решения (менеджера)

Аналитик должен предложить возможные  перспективы при принятии того либо иного варианта решения, описать положительные и отрицательные стороны, путем составления и анализа перспективной отчетности. Кроме того необходимо  ввести один  сводный показатель, характеризующий финансовое состояние 

3 Наличие жестко определенных  нормативов, характеризующих финансовое состояние организации

Необходимо разработать нормативы  для каждого предприятия в  отдельности с учетом его особенностей

4 Устойчивый односторонний взгляд  на направление развития организации

Необходимо рассчитывать критические  значения показателей и учитывать их при принятии решений


 

 Так как по результатам проведения анализа с применением традиционной методики в результате на выходе получаем несколько десятков, а то и сотен показателей, а сложность производственно-хозяйственной деятельности не позволяет выделить из числа обобщающих результативных показателей какой-либо один в качестве основного, то задача совершенствования традиционной методики анализа сводится во многом к определению комплексной оценки хозяйственной деятельности. Соответственно применение комплексной оценки обусловлено необходимостью агрегирования большого числа показателей финансово-хозяйственной деятельности с целью выделения одного синтезирующего в себе все стороны деятельности этого объекта хозяйствования. Комплексная оценка при этом представляет собой характеристику, полученную в результате одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения. Одним их наиболее популярных методов комплексного экономического анализа является метод сводных показателей и его различные модификации, такие как метод суммы мест, метод геометрической средней, метода расстояний, методы стохастической комплексной оценки, зачастую рассматриваемые в литературе как самостоятельные. Каждый из методов предполагает определенный алгоритм, однако применение какого-то конкретного из них для расчета показателя комплексной оценки имеет определенные ограничения и особенности ввиду того, что сами методы имеют недостатки.  В общем, популярность методов сводных показателей определяется тремя обстоятельствами, наряду с которыми присутствует и ряд недостатков, что представлено в таблице 3.2.

Информация о работе Анализ бухгалтерской отчетности