Бухгалтерская отчетность. Анализ структуры актива и пассива баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, главной целью данной курсовой работы является изучение бухгалтерской отчетности и анализа структуры актива и пассива баланса.
На основании этого можно выделить следующие задачи данной работы:
- изучить теоретическую часть бухгалтерской отчетности;
- изучить аналитическую часть бухгалтерской отчетности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………….………...5
1.1.Сущность и назначение бухгалтерских отчетов…...…………………………..5
1.2. Состав бухгалтерской отчетности организации ………...……………………8
1.3. Порядок составления бухгалтерских отчетов………………………………..12
1.4. Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности………………14
1.5. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с новыми нормативными документами…………………………………………….17
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………18
2.1. Анализ активов предприятия…………………………………………..……..18
2.2. Порядок определения суммы собственного оборотного капитала и его доли в формировании оборотных активов…………………. ………………………….22
2.3. Анализ структуры пассива предприятия……………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.36 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………….………...5

1.1.Сущность и назначение  бухгалтерских отчетов…...…………………………..5

1.2. Состав бухгалтерской  отчетности организации ………...……………………8

1.3. Порядок составления  бухгалтерских отчетов………………………………..12

1.4. Порядок и сроки  предоставления бухгалтерской отчетности………………14

1.5. Раскрытие информации  в бухгалтерской отчетности в  соответствии с новыми нормативными  документами…………………………………………….17

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………18

2.1. Анализ активов предприятия…………………………………………..……..18

2.2. Порядок определения  суммы собственного оборотного  капитала и его доли в формировании  оборотных активов…………………. ………………………….22

2.3. Анализ структуры пассива  предприятия……………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………….33

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….35

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится составлению бухгалтерской отчетности на предприятии.

По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальное изменение в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.

Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации. Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности получают возможность: оценить финансовое положение потенциальных партнеров; принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером; избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам; оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации; правильно построить отношения с заказчиками; учесть возможные риски предпринимательства и т.д.

Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины достигнутых успехов либо недостатков в работе, наметить путь совершенствования деятельности организации.

Исходя из вышесказанного, главной целью данной курсовой работы является изучение бухгалтерской отчетности и анализа структуры актива и пассива баланса.

На основании этого можно выделить следующие задачи данной работы:

- изучить теоретическую  часть бухгалтерской отчетности;

- изучить аналитическую  часть бухгалтерской отчетности.

Предметом изучения является бухгалтерская отчетность, анализ структуры актива и пассива баланса.

При рассмотрении курсовой работы  использовались следующие методы: сопоставления, исследования, анализ документов, метод сравнения и метод наблюдения.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

    1. Сущность и назначение бухгалтерских отчетов

 

 

Бухгалтерская отчетность, по мнению Бабаева Ю.А., - это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.1 Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период.

Система учетных данных (показатели), составляющих бухгалтерскую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов Главной книги - важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. При этом бухгалтерский баланс представляет собой перечень сальдо счетов этой книги, а отчет о прибылях и убытках - перечень оборотов результатных счетов (до их закрытия) этой же книги. Таким образом, совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерский отчет, формируется прямо или косвенно из счетов Главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей.

Процесс бухгалтерского учета состоит из четырех основных стадий. На первой стадии происходит документирование различных хозяйственных операций, на второй - учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в учетных регистрах и в Главной книге). На третьей стадии формируются отчетные формы и пояснения к бухгалтерскому отчету, на четвертой - проводится анализ деятельности организации, как по отчетным, так и по учетным данным Результаты анализа используются как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской отчетности.

Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи. Это важнейшее требование современной организации бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства. Каждый человек - предприниматель, занятый коммерческой деятельностью, хотел бы зарабатывать деньги, то есть получать прибыль и одновременно сохранить свой источник дохода. То же относится к современному менеджменту хозяйствующего субъекта, который должен обеспечивать прибыль на вложенный капитал, чтобы удовлетворить пожелания учредителей (собственников). Современный менеджмент должен зарабатывать деньги (прибыль) для учредителей (собственников) с помощью хозяйствующего субъекта, то есть обеспечить такую прибыль на вложенный капитал, которую учредители могли бы изъять без ущерба текущей деятельности (финансового положения) организации. Но одновременно менеджмент обязан стоять на охране источника дохода хозяйствующего субъекта, то есть сохранить, по меньшей мере, номинальный капитал хозяйствующего субъекта, чтобы в будущем можно было с его помощью зарабатывать деньги (прибыль).

Эти две важнейшие экономические цели предпринимательства - цель получения прибыли и цель сохранения собственного капитала - на практике могут иметь различную степень важности в зависимости от предпочтения собственников капитала. Если для собственника капитала сиюминутный доход важнее долговременной работы предприятия (организации), он будет стараться получить прибыль как можно быстрее, чтобы изъять ее из предприятия. Извлеченный таким образом прирост (прибыль) на собственный капитал уже не окажется в будущем в распоряжении предприятия. Изъятие собственного капитала означает, что устойчивости предприятия и цели сохранения собственного капитала придается меньше значения, чем цели получения дохода. Отсюда возникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двух целей с помощью бухгалтерской отчетности - важного инструмента рыночных отношений.

На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией о том или ином субъекте рынка (организации). Нормативно регулируемая бухгалтерская отчетность выполняет и другую очень важную роль. Государство через нее обеспечивает единство толкования правовых норм для самых различных субъектов рынка и соблюдения ими общеустановленных принципов (правил) ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Эта функция бухгалтерской отчетности нашла отражение как в законе «О бухгалтерском учете», так и в изданных на его основе нормативных актах по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.1 Значительное место указанной функции бухгалтерской отчетности отведено в Международных стандартах финансовой отчетности.

Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность, а также данные учета, послужившие основой для ее формирования, являются важными показателями как для оперативного управления (включая принятие многих решений в процессе управления для обеспечения двух указанных выше2 основных целей предпринимательства), так и для контроля сохранности своего имущества).

 

1.2. Состав бухгалтерской  отчетности организации

 

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из: бухгалтерского баланса (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), отчёта о финансовых результатах и приложений к ним.1

В составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отчет о прибылях и убытках именуется отчетом о финансовых результатах. (см. Приложение 2)

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отчет о целевом использовании полученных средств именуется отчетом о целевом использовании средств.

В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, поскольку оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.

В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ аудиторское заключение 

не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ в отношении состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) продолжает действовать приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».3 Согласно пунктам 3 и 4 этого приказа Минфина России в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; иные приложения (пояснения). (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3,4)

Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно исходя из взаимосвязанных положений пунктов 24-27 ПБУ 4/99, норм других положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации, а также подпункта «б» пункта 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. В частности, пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств).

Не является пояснениями (с точки зрения состава бухгалтерской отчетности) и, следовательно, не входит в состав бухгалтерской отчетности информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, состав и содержание которой определены разделом VIII ПБУ 4/99.

В связи с изложенным и в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские процедуры, составляющие аудит, проводятся в отношении пояснений как части бухгалтерской отчетности в полном объеме.

Начиная с 2011 года, при составлении годовой отчетности организациям необходимо:

  1. Самостоятельно определить детализацию показателей по статьям отчетов, предусмотренных п.1 и п.2 Приказа Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010г. №66н.
  1. Оформить в табличной или текстовой форме Пояснения (с учетом Приложения №3 к Приказу №66н) к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, так же самостоятельно определив их содержание.

Сделать это необходимо в соответствии с пунктами 3 и 4 Приказа №66н.

При определении детализации показателей нужно учитывать положения п.11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», в соответствии с которым показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях:

- должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности;

- могут приводиться общей суммой с раскрытием в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Согласно Приложению №3 к Приказу №66н, в котором содержится пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, Пояснения состоят из девяти разделов:

  1. Нематериальные активы (НМА) и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР).
  1. Основные средства.
  1. Финансовые вложения.
  1. Запасы.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность. Анализ структуры актива и пассива баланса