Средства Массовой Информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Средства массовой информации часто называют четвёртой властью. Действительно, во многом от того, каким образом журналисты представят события, происходящие в мире, зависит понимание их мировым сообществом.

Файлы: 1 файл

Средства массовой информации.docx

— 66.62 Кб (Скачать)

Не удивительно, что в избирательных кампаниях  элемент регулирования и манипулирования  приобрел столь важное значение. Манипуляторский характер деятельности специалиста по созданию и "продаже" имиджей особенно откровенно сформулировал Р.Прайс, один из помощников Р.Никсона:

Мы должны иметь  полную ясность в одном: избиратель реагирует на образ, а не на человека. Значение имеет не то, что есть, а  то, что проецируется, и .. не столько то, что проецируется, сколько то, что избиратель воспринимает. Поэтому мы должны менять не человека, а производимое впечатление.

В избирательных  кампаниях все действия кандидата  тщательно режиссируются в соответствии с подобными установками - менеджеры  избирательной кампании, специалисты  по СМИ и опросам общественного  мнения внимательно контролируют, что  говорит и делает их кандидат, куда и как он идет, что могут выявить  в его поведении телекамеры и  т.д. Одержимость внешними показателями и театральностью нашла наиболее законченное выражение в Р.Рейгане. Как утверждал один из сотрудников  штата по проведению избирательной  кампании Р.Рейгана 1976 г., эта кампания напоминала голливудскую картину. Рейган, продолжал этот деятель, "проводит кампанию подобно оперной звезде в концертном турне. Он играет свою роль так долго, что это <то, что  он играет.- К.Г.> кажется ему реальным. Его выступления отличаются тщательной инсценированностью. У него всегда открытое улыбающееся лицо. Он легко парирует вопросы репортеров и корреспондентов. Одним словом, он "стопроцентный американец", открытый, простой человек, "хороший парень".

Эти особенности  СМИ, достигшие своей наиболее завершенной  формы в США, во все более широких  масштабах перенимаются партиями и  политическими деятелями европейских  стран. Здесь постепенно также внедряются американские стандарты политического  маркетинга. В данной связи ведущие  органы СМИ обратили внимание на роскошную  постановку церемонии посещения  Ф.Миттераном после своего избрания на пост президента Пантеона - усыпальницы  выдающихся деятелей. Совершенно сознательно республиканскому зрелищу был придан характер какого-то священнодействия на глазах у всей Франции. Под звуки "Оды к радости", который исполнял под дождем Парижский хор, телезрители увидели президента, в одиночестве шествующего среди холодного мрамора надгробий. Словно по мановению волшебной палочки у него в руках появлялась одна роза за другой, которые он возлагал на надгробия Жана Жореса, Жана Мулена и др. Покоренный зритель, как отмечал Б.Ридо, забыл о хорошо поставленном освещении, о подозрительной толкотне операторов с телекамерами; все было направлено на то, чтобы показать как бы самую душу Миттерана, приобщить каждого гражданина к интимной сущности вождя в момент его молитвы.

Очевидно, что  уходят в прошлое выступления  политических Деятелей с импровизированных  трибун и напыщенные ходульные речи, а также ораторский стиль ведения  кампаний. Вместо них политику избирательной  кампании формируют специалисты  по опросам общественного мнения и исследователи рынка.

Все это способствует тому, что СМИ концентрируют внимание На наиболее драматических событиях и действиях, значительно обедняя и упрощая действительное положение в стране и мире. Так, освещение избирательных кампаний зачастую ограничивайся сообщениями о том, где кандидат находится и перед кем он выступает. Характер повседневного проведения кампании заставляет кандидатов иметь заранее подготовленную речь, которая с в значительными модификациями повторяется на следующих друг за другом выступлениях. Для репортеров эти речи дают мало нового материала. Обвинения и контробвинения кандидатов носят более драматический характер, и они более привлекательны для передачи через СМИ, в результате для более сложных проблем ос тается мало времени. Особенно это верно в отношении телевидения, где потребность в эффектных, бросающихся в глаза визуальных передачах отодвигает на задний план действительно актуальные социально-экономические и политические проблемы. Внимание концентрируется на второстепенных вопросах и малозначащих противоречиях между партиями, а то и отдельными политическими деятелями, на хорошо известных или импозантных личностях на всем том, что выглядит драматически, зрелищно, отвлекает внимание от главных проблем, стоящих перед обществом.

Чрезмерное значение придается фактам, не имеющим сколько-нибудь заметного влияния на общественную жизнь. Как утверждал французский  обозреватель журнала теленовостей П.Саба, телепередача должна быть прежде всего зрелищной, ее конструкция зависит в большей степени от материалов, имеющихся у редакции, нежели от "реальной иерархии событий дня". Схематизируя события или решения, прибегая к рекламному стилю политических заявлений (например, "Французский народ - особый народ", "Французские трудящиеся - лучшие в Европе",- говорил Жискар д'Эстен), политизированным формам рекламных объявлений, СМИ превращают политическую информацию в "товар" с хорошими рыночными возможностями.

Усиливается жажда  быстрых результатов, что значительно  уменьшает вероятность принятия политическими деятелями долговременных решений по важным проблемам, способствует концентрированию внимания кандидатов во время избирательной кампании главным образом на текущих конъюнктурных  вопросах. Как правило, у кандидатов расхождения по существу основных общенациональных проблем незначительны. Поэтому  как в публичных действиях  претендентов, так и в их освещении  органами СМИ акцент зачастую делается не на анализе общественной проблематики, не на политической платформе кандидатов, а на их личности, на их качествах. Разумеется, проблемные моменты сохраняют свою значимость, особенно в периоды кризисов и социально-политической напряженности  в обществе, но в очень общей, символической  форме.

При таком положении  вещей победу на выборах может  одержать не тот, кто действительно  осознает реальные проблемы, стоящие  перед страной, и предлагает наиболее оптимальные пути их решения, а тот, кто способен обеспечить себе наибольшую популярность, завоевать общественное мнение и, умело используя СМИ, "продать" себя и свою предвыборную программу  как можно большему числу избирателей.

Другими словами, телевидение обладает большей способностью додать личность, нежели идею или программу. В результате политика максимально  персонифицируется. Политическая жизнь  превращается в арену столкновения личностей, которых можно заснять на пленку, пригласить в студию, побеседовать с ними. Комментарий к их словам заменяет комментарий к событиям реальной жизни. Вопросы многочисленных журналистов, прямые опросы зрителей, их телефонные звонки в студию - все это свидетельствует о том, что в политике, которой посвящена передача, оцениваются прежде всего человек, его способность судить о делах, убеждать людей, его психология и характер, способность владеть собой, но не его политика.

Зная это, политический деятель зачастую стремится не к  тому, чтобы его высказывания передавали суть проблемы, а к тому, чтобы  они производили впечатление. В  США этот момент приобрел прямо-таки гигантские масштабы на партийных съездах, которые по сути дела представляют собой тщательно подготовленные рекламные спектакли. В 1980 г. три  основных телесети США израсходовали на освещение партийных съездов 40 млн долл. Примечательно, что в освещении съезда республиканской партии принимало участие в общей сложности 12 тыс. человек, что в шесть раз превышало число его делегатов. И это естественно, поскольку, как отмечает Э.Костикян, "электронная политическая система" вознаграждает "исполнителя", "электронную личность", людей, лучше проявивших себя в "электронной политике", основанной на манипулировании настроениями и поведением избирателей.

Все это в  совокупности создает возможности  для выдвижения на политическую арену  малокомпетентных деятелей. Американскую политологию, например, не перестает  интриговать феномен "кандидата  от СМИ" Дж.Картера - об этом общественном деятеле до предвыборной кампании знали не более 1 % американцев, но будучи претендентом на президентское кресло, он достиг в ходе избирательной борьбы перевеса над всеми соперниками, однако Картер-президент, по словам даже симпатизировавших ему наблюдателей, на редкость быстро обнаружил неспособность руководить простейшими государственными делами. Результатом телевизионного обмана, подмены содержания формой во время предвыборных кампаний явилось последующее неизбежное разочарование в политике правительства, лидер которого казался таким обаятельным с экранов телевизоров. Именно об этом свидетельствует пример Картера, который не сумел реализовать большинство своих предвыборных обещаний.

Но это лишь одна сторона деятельности СМИ. Если же проанализировать все доводы и  аргументы, изложенные в этой главе, то можно сделать вывод, что СМИ  превратились в одну из важнейших  конструкций в инфраструктуре подсистемы политического, взяв на себя существенную роль соединения последнего с гражданским  обществом.

Информация о работе Средства Массовой Информации