Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:23, контрольная работа
Понятие и содержание исследования
Виды исследований
Источники информации
Методы исследования
Наблюдение
Опрос
Метод фокус-групп
Анализ документов
Ситуационный анализ
SWOT-анализ
Метод экспертной оценки
5. Социометрическая техника
Характеристика исследований в связях с общественностью
Вопросы
5. Социометрическая техника
Исследование – это вид познавательной деятельности человека. Исследование в наиболее общем виде можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе.
Научное исследование — процесс получения новых научных знаний, содержанием которого являются процессы изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теоретических представлений (теорий, гипотез, идей).
В ходе исследования для получения необходимых данных может использоваться широкий спектр методов и методик.
Метод исследования — основной способ сбора, обработки и анализа данных. Методика исследования — сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала.
Процесс исследования включает:
а) распознавание проблем и ситуаций,
б) объяснение их происхождения, свойств, содержания, закономерностей развития,
в) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний,
г) нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:
объект и предмет исследования;
2. Виды исследований
Выделяют следующие виды исследований:
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются: методология исследования (совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования); объект и предмет исследования; ресурсы исследования; результат исследования (рекомендации, модель, методика, программы/проект, способствующие успешному разрешению проблемы).
Некоторые PR-специалисты рассматривают используемые ими методики как имеющие скорее случайный и неформализованный характер. Результаты подобных исследований — в отличие от исследований формальных — не могут быть использованы кем-то еще, они не репрезентативны с точки зрения целых общественных групп и не могут быть использованы в качестве основы для планирования и выполнения программ. Большую роль в таких исследованиях играют интуиция и опыт специалиста.
Неформальные исследования являются удобным инструментом для обнаружения и описания проблемных ситуаций, для предварительной проверки исследовательских и программных стратегий, но не более. Один из наиболее распространенных видов неформального исследования — коммуникационный аудит - полный анализ внутренних и/или внешних коммуникаций организации с целью создания картины коммуникационных потребностей, политики, практики и возможностей для получения сведений, которые позволяли бы принимать обоснованные меры по построению коммуникационной политики в дальнейшем.
Коммуникационном аудите необходимо учитывать следующие переменные:
3. Источники информации
Можно выделить следующие виды источников
1. Внутренние источники
— прежде всего документы
Документы могут быть официальными (документы служебного характера - переписка, директивы, отчеты, доклады, акты) и неофициальными, общественными и личными (дневники, мемуары, письма и т.д.). отчеты фирмы о прибылях и убытках, балансовые отчеты, показатели сбыта, счета-фактуры, учетные ведомости товарно-материальных ценностей, отчеты о предыдущих исследованиях, а также PR-тексты: биографии и фотографии руководителей, материалы корпоративных изданий и т.д.
2. Внешние источники
– это статистические и др.
данные. Основными источниками
3. Специализированные
и деловые периодические
4. Коммерческая информация
маркетинговых и
5. Информация в сети Интернет. Ключевые средства поиска информации в Интернете практически по любой теме — онлайновые поисковые системы.
6. Другие источники.
Помимо прямых источников
Очень часто единственно надежным источником информации служат документы, специально созданные для целей исследования: анкеты, тесты, опросные листы, протоколы наблюдений.
Источники сбора информации
Информацию по месту нахождения можно разделить на внешнюю, находящуюся за пределами организации, и внутреннюю, а по доступности для исследования — на открытую и закрытую.
Источниками данных для кабинетных исследований выступают:
1. Внутренние источники
— прежде всего документы
Документы могут быть официальными (документы служебного характера - переписка, директивы, отчеты, доклады, акты) и неофициальными, общественными и личными (дневники, мемуары, письма и т.д.). отчеты фирмы о прибылях и убытках, балансовые отчеты, показатели сбыта, счета-фактуры, учетные ведомости товарно-материальных ценностей, отчеты о предыдущих исследованиях, а также PR-тексты: биографии и фотографии руководителей, материалы корпоративных изданий и т.д.
2. Внешние источники – это статистические и др. данные. Основными источниками статистической документации являются переписи населения, выборочные опросы, проводимые государственными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, статистическая отчетность организаций.
3. Интернет
4. Специализированные и деловые СМИ.
5. Исследовательские центры, маркетинговые, мониторинговые, консалтинговые и др. агентства.
6. Другие источники, напр., отдельные специалисты.
Помимо прямых источников информации существуют косвенные, те, которые предоставляют дополнительные сведения.
4. Методы исследования
Аналитические (научные) и интуитивные (созерцательные) методы.
Научный метод — это совокупность основных способов получения новых знаний в рамках любой науки. Существуют различные классификации и обозначения научных методов.
Методы исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований.
1. Эмпирические методы построены на практической деятельности, это две группы - методы наблюдений и методы эксперимента.
Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения.
2. Мыслительно-логические методы, напр.: абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод моделирования.
Они представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.
Особым видом являются методы мыслительного эксперимента, который построен на мыслительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения при изменении каких - либо параметров или условий функционирования.
В PR используется широкий спектр теоретических и эмпирических методов исследования, основными из которых (как и в маркетинге) являются:
Эти методы имеют свои разновидности.
Весьма широко применяются
Характеристика отдельных методов исследования
Наблюдение
Наблюдение — метод сбора первичной информации путем непосредственного восприятия (визуального, слухового) и регистрации значимых процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.
Главное преимущество наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивида. Таким образом, наблюдение, во-первых, дает более достоверные данные о действиях людей в определенных ситуациях, во-вторых, эти данные можно собирать независимо от желания членов исследуемой группы.
Для метода наблюдения характерны три особенности:
Наблюдение служит достижению различных целей. Оно может быть и источником построения гипотез, и методом проверки результатов других данных, и «поставщиком» дополнительных сведений об изучаемом объекте.
Информация о работе Характеристика исследований в связях с общественностью