Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:23, контрольная работа
Понятие и содержание исследования
Виды исследований
Источники информации
Методы исследования
Наблюдение
Опрос
Метод фокус-групп
Анализ документов
Ситуационный анализ
SWOT-анализ
Метод экспертной оценки
5. Социометрическая техника
Операция контроля и апробации анкеты состоит из трех этапов:
1) логического контроля за соответствием вопросов анкеты критериям качества;
2) выяснения соответствия анкеты методическим требованиям;
3) апробации анкеты (проведение пилотажного исследования).
Далее — исправляются все обнаруженные погрешности и анкета размножается.
Сегодня для проведения опросов все активнее используются Интернет и электронная почта. Процесс взаимодействия исследователя и респондента через Интернет имеет свои особенности. Он приобретает характер взаимной выгоды, развивает у респондента познавательный (когнитивный) интерес, формирует чувство общности с другими, повышает индивидуальную значимость благодаря осознанию своей причастности к науке, создает эффект личного воздействия человека на социальные процессы. В методике интернет-опроса отсутствует прямой визуальный контакт исследователя с респондентом, что способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, которая позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности получаемых ответов.
Метод фокус-групп
Метод фокус-групп, или групповой дискуссии, является неформализованной исследовательской техникой, которая лежит в русле качественного подхода и представляет собой опрос неструктурированной группы, в которой под руководством опытного руководителя обсуждается конкретная проблема, продукт или концепция. Впервые метод стал широко использоваться в практической психологии при исследовании поведения индивидов в группе из 8—12 человек в искусственно созданных условиях.
Группу рекомендуется формировать, исходя из принципа однородности состава ее участников (по возрасту, виду деятельности, семейному положению и т.п.). В этом случае создаются более благоприятные условия для раскованной дискуссии. Выбор участников определяется прежде всего целями исследования. Например, если необходимы новые идеи об упаковке продукта, то в фокус-группы приглашаются потребители, покупавшие товары определенной марки.
Оптимальный размер фокус-группы — от 6—8 до 12 человек. При меньшем числе участников не создается необходимой динамики для продуктивной работы группы и ведущему приходится прилагать массу усилий для ее активизации. При численности группы, превышающей 12 человек, трудно завязать продуктивную дискуссию, группа может разбиться на подгруппы, «переключившиеся» на отвлеченные темы, а в самой дискуссии примут участие только несколько человек.
Если предполагается, что дискуссия займет более 1,5 часа, проводить ее лучше в приспособленной для таких обсуждений комнате, предпочтительнее за круглым столом, в обстановке тишины и спокойствия, способствующей умственной работе.
Успешность работы фокус-группы во многом зависит от эффективности деятельности ведущего, который, глубоко понимая цели и задачи исследования, не вмешиваясь напрямую в ход дискуссии, управляет ее проведением. Ведущий должен быть коммуникабельным человеком, проявляющим интерес к позициям и комментариям участников группы. Он готовит детальный план дискуссии, стремится повысить уровень своих знаний по обсуждаемой проблематике. Во время дискуссии ведущий должен сохранить ее естественность и раскованность, но в то же время не дать участникам уйти в сторону от предложенной темы.
Метод фокус-групп обладает несомненными достоинствами: он позволяет честно и свободно излагать свое мнение, генерировать свежие идеи, а также изучать респондентов, что в более формальных ситуациях невозможно. Кроме того, заказчик сам участвует в формировании целей и задач дискуссии, наблюдает за работой группы.
К числу главных недостатков метода следует отнести: нерепрезентативность полученных результатов; их субъективную интерпретацию и высокую стоимость.
Работу группы обычно записывают на аудио- или видеокассету, а результаты используют для проведения количественных исследований, например опроса. Данные, полученные методом фокус-групп, позволяют любой компании, организации корректировать свою PR-деятельность, помогают формулировать гипотезы, на основе которых проводятся количественные исследования.
Анализ документов
В практике исследований используются два основных взаимодополняющих метода анализа документов:
1. традиционный (классический)
2. формализованный,
количественный метод (контент-
1. Под традиционным понимают метод качественного анализа, предполагающий умственные операции по интерпретации, пониманию сути информации, содержащейся в документах. Такой метод позволяет определить глубинное содержание документа.
Выделяют два вида традиционного анализа:
а) внешний — анализ обстоятельств появления документа;
б) внутренний — непосредственный анализ документа, направленный на установление уровня компетентности автора, систематизацию сведений из документа.
При проведении традиционного анализа исследователь отвечает на следующие вопросы:
Основной недостаток традиционного метода анализа — возможность субъективной интерпретации материала. Преодолевается он с помощью формализованного метода.
2. Формализованный метод (контент-анализ) — перевод качественной информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой. Основные принципы контент-анализа: восхождение от текста к внетекстовой реальности и строгость исследования.
К контент-анализу прибегают тогда, когда требуется высокая степень точности; имеется большой объем несистематизированного материала; необходима суммарная оценка материала.1 В каждом конкретном случае разрабатывается специальная методика, позволяющая по ряду материалов судить о том, что стоит за их содержанием.
На основании информации, полученной из текста, исследователь делает вывод, в какой мере она отражает реальность.
В современной науке общепризнаны два вида контент-анализа:
1. количественный, обращающийся в первую очередь к частоте появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания;
2. качественный, позволяющий
делать выводы даже на основе
единственного присутствия или
отсутствия определенной
Все методики контент-анализа сводятся к ответам на следующие вопросы:
Процедура контент-анализа состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Определение проблемы, цели, задачи, объекта и предмета исследования. Разрабатывается программа исследования, формируется репрезентативная выборка, отбираются необходимые документы. При определении надежности документа необходимо четко определить, что это за документ, с какой целью он создавался, кто его автор.
Этап 2. Выделение в текстовой информации категории анализа — его смысловой единицы
В качестве смысловых единиц анализа могут выступать: понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях; имена бизнесменов, политиков, наименования компаний и т.д.; общественные события, факты, случаи и т.д.
Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования и могут не совпадать с единицами счета.
Единица счета — это количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность встречаемости в тексте той или иной смысловой единицы (число строк, абзацев, знаков, колонок, длительность звучания, метраж пленки и т.д.).
Этап 3. Процедурный подсчет употребления категории анализа.
Подсчет производится несколькими способами: подсчитывается количество либо упоминаний каждого слова, либо предложений/абзацев, содержащих искомые слова, либо материалов, где встретилось хотя бы одно искомое слово.
Сбор информации, регистрация единиц анализа проводятся в заранее разработанных макетах таблиц, на специальных карточках или при помощи специальных кодировальных матриц.
Обоснованность разработанной методики можно проверить с помощью экспертов, путем получения аналогичных данных другими методами или повторным кодированием тех же документов по единой инструкции.
Преимущества контент-анализа: обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации, позволяет избежать влияния исследователя на изучаемый объект, а также исследовать проблемы прошлых лет.
Основной недостаток метода — громоздкость процедур и техники проведения исследования.
Ситуационный анализ
1. Общие характеристики ситуационного анализа (СА)
Понятие СА
СА – это анализ деятельности организации в контексте ее отношений с внешним миром с целью уяснения характера и особенностей ситуации, в которой находится эта организация, выявления заложенных в ней проблем и возможностей и обеспечения принятия обоснованных решений.
СА (ситуационный подход)
представляет собой исследовательско-
Значение СА в том, что это первый шаг аналитического этапа на пути выработки стратегических решений и составления стратегического плана коммуникационной, маркетинговой, политической или иной деятельности и соответствующих программ.
Для PR-деятельности значение СА в том, что он помогает
2. Содержание
ситуационного анализа
Содержание ситуационного анализа сводится к следующим процедурам:
3. Пошаговая
методология ситуационного
Формирующее исследование:
Шаг 1 - анализ ситуации
Шаг 2 - анализ организации
Шаг 3 - анализ групп общественности
Содержанием формирующего исследования является сбор существующей, предварительной информации, создание программы исследований для получения дополнительной информации нужной для планирования, резюме).
Шаг 1-ый: анализ ситуации. Включает поиск ответов на несколько блоков вопросов (общая характеристика ситуации, ее причины, участники, значение, история, последствия, разрешение и др.):
Блок первичных вопросов
Блок вопросов об истории и последствиях ситуации
Информация о работе Характеристика исследований в связях с общественностью