Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:23, контрольная работа
Понятие и содержание исследования
Виды исследований
Источники информации
Методы исследования
Наблюдение
Опрос
Метод фокус-групп
Анализ документов
Ситуационный анализ
SWOT-анализ
Метод экспертной оценки
5. Социометрическая техника
Наблюдение применяется в разведывательных, аналитических, экспериментальных исследованиях, причем часто как вспомогательный метод сбора информации. Оно редко носит массовый характер и является одним из самых дорогостоящих методов сбора данных.
Выделяют объективные и субъективные недостатки метода наблюдения. Первые связаны с тем, что не все факты поддаются наблюдению, а те, что поддаются, ограничены во времени. Субъективные недостатки обусловлены личностными, профессиональными качествами наблюдателя, который может по-разному истолковывать наблюдаемые явления.
Важнейшим документом наблюдения является программа, она и определяет его этапы. Их пять.
Этапы наблюдения:
1) формулирование целей и задач исследования;
2) выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
3) выбор способа наблюдения;
4) выбор способа регистрации наблюдаемого объекта;
5) обработка и интерпретация полученной информации.
В программе конкретизируется перечень значимых элементов наблюдения. К ним относятся:
Наблюдение классифицируется по различным признакам.
По месту проведения различают полевое и лабораторное наблюдение.
В зависимости от регулярности наблюдение носит систематический или случайный характер.
В соответствии с положением исследователя наблюдения делятся на включенные и невключенные.
И включенное, и невключенное наблюдение может проводиться как явно, так и скрыто, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают. Например, в магазинах могут скрыто наблюдать за тем, насколько вежливо продавец общается с покупателями и помогает им совершить покупку. При использовании скрытого наблюдения остро встают проблемы этического характера. Есть и проблема надежности данных наблюдения.
В большинстве рассмотренных выше исследований предметом изучения является точка зрения потребителей (частных или корпоративных). Однако существуют также исследования, посвященные какой-либо проблеме: конкуренции, аффилированности, изменению в законодательстве, текущим и запланированным проектам, отраслевому регулированию, рискам и т.д. И ни в публикации, ни в отраслевую статистику эти исследования не попадают. Здесь могут применяться и кабинетное исследование, и потребительские опросы, но основной инструмент в данном случае — экспертные интервью с игроками рынка, независимыми аналитиками, руководителями отраслевых ассоциаций, журналистами, людьми, занимающимися конкурентной разведкой, и т.д.
Опрос
Наиболее распространенным
методом количественного
Качество данных, полученных в процессе исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса. В целом, информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью.
Специфика опроса заключается в следующем: при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий; опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению; опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом; опрос может быть использован при изучении самых разных сфер; опрос позволяет в сжатые сроки выяснить мнение больших групп людей; при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности; вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.
Основные этапы подготовки и проведения опроса:
Этап 1. Формулировка целей и задач опроса, определение проблемы, предмета и объекта, для исследования которых предпринимается опрос, а также исходных понятий.
Этап 2. Обоснование выборки:
определение генеральной и
Этап 3. Обоснование опросного листа: содержательное представление проблемы исследования в формулировках вопросов; обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации; стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса; обеспечение условий для обработки результатов исследования на компьютере; обоснование сроков опроса, тиражирование документов опроса, отбор, обучение и контроль анкетеров и интервьюеров, сбор контрольных листов, их кодировка, обработка.
В социологических исследованиях используются различные виды опросов.
По формам контакта исследователя и респондента выделяют опросы:
1) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
2) индивидуальный или групповой;
3) свободный или формализованный, фокусированный (направленный);
4) устный или письменный;
5) сплошной или выборочный;
6) по месту жительства или работы.
В самом общем плане опрос сводится к двум видам:
1. анкетирование (опосредованный, письменный опрос)
2. интервью (непосредственный, устный опрос).
Анкетирование — письменный опрос, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом.
Анкета (или опросный лист) заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть предельно понятной.
Структура анкеты включает несколько элементов:
титульный лист, вводную, основную и заключительную части.
Анкета не должна быть очень длинной, время ее заполнения — не более 45 минут.
Недостатки анкетного опроса: отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов, контроль исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента. Его достоинства — минимум влияния анкетера на респондента, оперативность и экономичность.
Выделяют анкетирование раздаточное, почтовое, прессовое.
Раздаточное анкетирование — наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук исследователя. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такой опрос может быть индивидуальным и групповым.
Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет в конверт вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, сувенирные открытки и т.д.
Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати.
Интервью — вид опроса, основанный на непосредственном соци ально-психологическом взаимодействии исследователя и респондента в соответствии с поставленной целью. Интервью используется не только для получения информации, но и для воздействия на респондента.
Преимущества интервью: позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента; дает возможность следить за тем, насколько респондент искренне отвечает на вопрос; обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника благодаря личному контакту интервьюера с респондентом.
К недостаткам метода относятся: значительные временные затраты; не всегда располагающая к откровенности обстановка; трудность подготовки интервьюеров.
Длится интервью в среднем от 10 минут до 1,5 часа, структура его напоминает структуру анкеты.
В зависимости от типа
общения респондента и интервью
Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или плана беседы; уместно на стадии уточнения проблемы исследования. При формализованном (стандартизированном) интервью (самый распространенный вид) общение респондента и интервьюера строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера.
Фокусированное интервью
характеризуется меньшей
Телефонное интервью — одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные его достоинства — оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью — 10—15 минут, вопросы не должны быть длинными.
Для стимулирования процесса интервью используют специальные приемы: выражение согласия; короткие паузы; повторение основного вопроса; частичное несогласие; указание на противоречие в ответах; повторение последних слов респондента; уточнение путем неправильного повторения ответа; требование добавочной информации.
При проведении любых опросов главную роль играют вопросы, на которые отвечают респонденты.
Вопрос анкеты (интервью) — это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса.
Вопросы классифицируются по ряду оснований: содержанию (о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента); форме (прямые и косвенные, открытые, полузакрытые, закрытые); функциям (основные и неосновные, фильтрующие, контрольные, контактные).
Вопросы о фактах сознания позволяют
составить представление о
Закрытые вопросы предлагают респонденту набор вариантов возможных ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа «да—нет», альтернативные и неальтернативные. А Альтернативный вопрос предполагает выбор только одного варианта ответа, неальтернативный допускает выбор респондентом нескольких вариантов ответа.
Полузакрытые вопросы — позволяют респонденту самому дополнить варианты ответов на поставленный вопрос. Открытые вопросы не содержат никаких вариантов ответа, и респондент выражает свое мнение в свободной форме.
Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого объекта, неосновные — на проверку искренности ответов (контрольные вопросы) и выявление компетентности респондента (вопросы-фильтры). Серия косвенных вопросов уточняет информацию.
Требования к составлению вопросов анкеты:
Информация о работе Характеристика исследований в связях с общественностью