Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа
Организационную культуру следует рассматривать как действенный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность, облегчать общение и т.д. Эффективное управление организационной культурой повышает престиж организации и ее конкурентоспособность.
Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать следующее:
Организационная
культура представляет собой совокупность
социально приобретенных
Организационная культура является одной из важнейших составляющих работы любой организации. Она может быть важным и мощным инструментом при создании настроя персонала на высокую производительность и высокое качество в работе.
Культура организации в целом формируется как в результате взаимодействия культуры каждого из ее участников, так и под влиянием внешних условий – исторических и национальных традиций, религии, культуры других стран и народов. Считается, что сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.
Таким образом,
организационная культура (ОК) –
это совокупность связей, поддерживающая
организационные отношения
- обычаи, традиции, веру и символику,
- индивидуальные и групповые интересы,
- сложившиеся особенности поведения персонала,
- стиль руководства,
- показатели удовлетворенности работников условиями труда,
- уровень взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией,
- перспективу развития.
Организация является сложным организмом, основой жизненного потенциала которого является организационная культура, поскольку это то:
- ради чего люди стали членами организации;
- как строятся отношения между ними;
- какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют;
- что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относительно к ценностям и нормам.
Все перечисленное не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Организационная культура всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь, организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих команд.
В каждой категории
выделяются две взаимосвязанные, но
отличные особенности культуры. Эти
особенности могут служить
Содержание,
структура организационной
Существуют
разные подходы к анализу
1. Идентификация
и цель (Осознание себя и своего
места в организации). Культура
дает людям ощущение
2. Коммуникации и язык общения. Любая группа отличается своими собственными системами, как вербальной, так и невербальной связи. Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации варьируется от организации к организации: профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичен для организаций различной отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций. Дальнейшее дифференцирование происходит через диалекты, сленг, жаргон и т. д.
3. Одежда и
внешний вид. Культура
4. Пища и обычаи
подачи. Привычки и традиции, связанные
с приемом и ассортиментом
пищи (как организовано питание
работников в организации,
5. Время и
осознание времени. Временем
6. Взаимоотношение
и различие полов.
7. Ценности и
нормы. Ценности представляют
собой совокупности
8. Убеждения
и отношения. Каждая
В организационных культурах доминирующая деловая философия отражается в документах, процедурах и публикациях. Организационные убеждения и отношения определяют системы признания и вознаграждения — обряды и ритуалы, которые ранжируются от вечеров и церемоний награждения призами до учреждения клубов для ведущих сотрудников. Кроме того, убеждения и отношения включены в мифы, традиции, легенды о героях группы и их исключительном характере.
Убеждения могут проявлять себя в организации многими способами: например, в отношении к молодежи, ветеранам, женщинам, руководству и т.д. и т.п.
9. Ментальные привычки и обучение. Способ, которым люди думают, изучают, организовывают и обрабатывают информацию, уникален и часто различен. Некоторые культуры используют целостное мозговое мышление, другие предпочитают право- или левополушарное развитие. Например, в некоторых странах высоко ценится логика, в то время как в других – интуиция. Хотя рассуждение и изучение – это универсальные процессы, формы образования и обучения могут быть очень разными.
10. Особенности
и методы работы. Трудовая этика
и мотивирование. Культуры
С помощью культуры можно анализировать рабочую среду любого вида деятельности — от охоты и сельского хозяйства до производства машин и обработки информации. Сегодня происходит переход от «рабочей» этики к «ценностной» этике, которая подчеркивает важность качества рабочей жизни. Продвинутые рабочие культуры используют технологии помощи персоналу, перемещая рабочих и перераспределяя работу через управленческие команды, через неформальные ценности, через создание удобной рабочей среды. Работа — это также место для реализации возможностей, власти и лидерства. Некоторые организации сформированы как иерархии с концентрацией власти наверху, другие рабочие культуры распределяют власть и поощряют участие членов организации и сотрудничество.
С.П. Робинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации.
Личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации.
Степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск.
Направленность действий, т.е. организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения.
Согласованность
действий, т.е. положение, при котором
подразделения и люди внутри организации
координированно
Управленческая поддержка, т.е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб.
Контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников.
Идентичность, т.е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией.
Система вознаграждения, т.е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений.
Конфликтность, т.е. готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт.
10. Модели взаимодействия, т.е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Несколько иной подход к рассмотрению структуры культуры предлагает В.А. Спивак. Справедливо полагая, что распространенный в настоящее время подход к культуре корпораций, базирующийся на моделях стран с развитым рынком, не является вполне адекватным российской реальности в связи с различием изучаемых объектов как систем, он предлагает вернуться к нашему собственному опыту.
А.А. Погорадзе рассматривал культуру производства как сложное явление, включающее человека, культуру, науку, технику, производство. Структура культуры производства включала культуру условий труда и производства, культуру средств труда и трудового процесса, культуру управления и межличностных отношений в трудовом коллективе, культуру самих работников. Вот так автор определял эти элементы:
культура условий труда - это совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в процессе производственной деятельности. Эта часть культуры производства включает характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда; Это: условия труда, средства труда, социальное партнерство, социальная ответственность, инновации.
Важнейшим элементом
культуры труда является социальная
ответственность как
Информация о работе Сущность и структура корпоротивной культуры