Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:17, реферат
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей;
обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
направлено на достижение определенной управленческой цели;
характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей;
обеспечивает упорядоченное
направлено на достижение определенной управленческой цели;
характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления:
А) государственное управление; Б) местное (муниципальное) управление; В)общественное самоуправление
Элементы социального
А) субъект управления; Б) объект управления; В) управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
А) анализ управленческой ситуации; Б) выработка и принятие решения; В) организация и исполнение решения; Г) контроль за выполнением решения; Д) подведение итогов, внесение корректив.
4. Предмет административного права.
Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Виды управленческих отношений, регулируемых
нормами административного
По субъектному признаку:
между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);
между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
между субъектами исполнительной власти и гражданами;
между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.
По признаку государственно-территориальног
между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации;
между органами исполнительной власти субъектов федерации;
между органами исполнительной власти
субъектов федерации и исполнит
В зависимости от направления действия:
внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;
внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.
5. Метод административного права.
Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.
Характеристика
представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения;
наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
не исключает использования диспозитивных средств;
отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.
Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.
Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.
Дозволение – метод правового
регулирования, предоставляющий участникам
управленческих отношений возможности
самим выбирать наиболее приемлемый
вариант поведения в тех
6. Система административного права
Система административного права – внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.
Признаки системы административ
обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
представляет собой
характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
включает определенные элементы;
изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).
Институты административного права:
принципов государственного управления;
административно-правового
административно-правового статуса органов исполнительной власти;
государственной и муниципальной службы;
административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
административно-правовых режимов;
форм государственного управления;
методов государственного управления;
административной
административного процесса;
обеспечения законности в государственном управлении;
административно-правовых норм межотраслевого управления (координации);
административно-правовых основ управления в сфере экономики;
административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.
8. Понятие и виды
Административно-правовое отношение
– урегулированное
Особенности административно-правовых отношений:
это властноотношения, т.е. они обусловлены неравенством участников;
это результаты опосредования управленческих
отношений административно-
для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
возникают связи с практической
деятельностью органов
могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;
споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
при нарушении требований административно-правовой
нормы сторона отношений несет
ответственность перед
по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.
Виды административно-правовых отношений:
По содержанию:
Материальные – общественные отношения
в сфере управления, урегулированные
материальными нормами
Процессуальные – управленчески
По функциям права:
Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм;
Охранительные – складывающиеся на
основе охранительных административно-
По характеру связей между участниками правоотношений:
Вертикальные – отношения «
Горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами административного права.
По характеру юридических
Порожденные правомерными действиями;
Порожденные неправомерными действиями;
Порожденные событиями.
В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений:
Внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определение принципов взаимодействия между управленческими структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.
Внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.
В зависимости от способа защиты:
Защищаемые в судебном порядке;
Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.
Юридические факты.
Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут возникнуть.
Состав предпосылок:
административно-правовая норма;
административная
юридический факт;
Элементы административно-
субъекты административно-
объекты административно-правовых отношений;
содержание административно-
Субъекты административно-
Виды субъектов
физические лица (граждане);
государственные органы и их структурные подразделения;
государственные служащие;
общественные (некоммерческие) объединения;
предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение.
Виды объектов административно-правовых отношений:
предметы материального мира (земля, леса, деньги и т.п.);
продукты духовного творчества (литература, кино и др.);
личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь и т.п.);
поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии);
результаты поведения
Содержание административно-
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Виды юридических фактов:
По порождаемым последствиям:
Правообразующие;
Правоизменяющие;
Правопрекращающие.
По форме проявления:
Положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение правоотношений;
Отрицательные, отсутствие которых
необходимо для возникновения
По связи с волей субъекта:
События – это такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения;
Действия – это такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.
11. Граждане и их административно-
Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.
Элементы административно-
принципы административно-правового статуса граждан;
гражданство;
административная
права и обязанности граждан с сфере государственного управления;
административная
юридические гарантии административно-правового статуса граждан.
Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:
Конституция РФ, 12.12.1993;
Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22.11.1991;
ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», 10.10.1995;
ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», 26.02.1997;
ФЗ «Об общественных объединениях», 19.05 1995;
Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», 28.11.1991;
Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», 27.04.1993;
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», 19.09.1997;