Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей;
обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
направлено на достижение определенной управленческой цели;
характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

Файлы: 1 файл

шпора адм право.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

Социальное управление – вид  управления, процесс воздействия  на общество, социальные группы, отдельных  индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.

 

Общие черты социального управления:

 

существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей;

 

обеспечивает упорядоченное воздействие  на участников совместной деятельности;

 

направлено на достижение определенной управленческой цели;

 

характеризуется наличием субъекта и  объекта управления;

 

субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

 

объект управления является подвластным  субъектом, сознательно-волевое поведение  которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

 

реализуется в рамках определенного  механизма.

 

Виды социального управления:

 

А) государственное управление; Б) местное (муниципальное) управление; В)общественное самоуправление

 

Элементы социального управления:

 

А) субъект управления; Б) объект управления; В) управленческие связи (прямые связи  и обратные связи).

 

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных  управленческих стадий, характеризующихся  определенными задачами, составом участников.

 

Стадии процесса управления:

 

А) анализ управленческой ситуации; Б) выработка и принятие решения; В) организация и исполнение решения; Г) контроль за выполнением решения; Д) подведение итогов, внесение корректив.

 

 

 

4.    Предмет административного  права.

 

Предмет АП – общественные отношения  в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

 

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

 

По субъектному признаку:

 

между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

 

между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

 

между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

 

между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

 

между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

 

между субъектами исполнительной власти и гражданами;

 

между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

 

По признаку государственно-территориального устройства:

 

между центральными органами федеральной  исполнительной власти и исполнительными  органами субъектов федерации;

 

между органами исполнительной власти субъектов федерации;

 

между органами исполнительной власти субъектов федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

 

В зависимости от направления действия:

 

внешние отношения, отношения в  связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

 

внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

 

 

 

5.    Метод административного  права.

 

Метод административного права  – это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств  воздействия на управленческие отношения.

 

Характеристика административно-правового  метода:

 

представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения;

 

наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

 

чаще всего представляет одностороннее  волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

 

не исключает использования диспозитивных средств;

 

отличается динамизмом, что обусловлено  природой управленческих отношений.

 

Предписание – метод правового  урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

 

Запрет – метод правового  регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного  варианта поведения под угрозой  применения мер государственного принуждения.

 

Дозволение – метод правового  регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности  самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

 

 

 

6.    Система административного  права

 

Система административного права  – внутреннее строение административного  права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных  правовых институтов и норм.

 

Признаки системы административного права:

 

обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

 

представляет собой объективное  правовое явление;

 

характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

 

включает определенные элементы;

 

изменяется с учетом изменения  предмета правового регулирования (управленческих отношений).

 

Институты административного права:

 

принципов государственного управления;

 

административно-правового статуса  граждан (физических лиц);

 

административно-правового статуса органов исполнительной власти;

 

государственной и муниципальной службы;

 

административно-правового  статуса негосударственных (общественных) объединений;

 

административно-правового  статуса предприятий, учреждений и  иных субъектов управления;

 

административно-правовых режимов;

 

форм государственного управления;

 

методов государственного управления;

 

административной ответственности;

 

административного процесса;

 

обеспечения законности в государственном  управлении;

 

административно-правовых норм межотраслевого управления (координации);

 

административно-правовых основ управления в сфере экономики;

 

административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

 

административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

 

 

 

8. Понятие и виды административно-правовых  отношений.

 

Административно-правовое отношение  – урегулированное административно-правовой нормой управленческое отношений, участники  которого наделены субъективными правами  и юридическими обязанностями. Установленными данной юридической нормой.

 

Особенности административно-правовых отношений:

 

это властноотношения, т.е. они обусловлены  неравенством участников;

 

это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми  нормами;

 

для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

 

возникают связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;

 

могут возникать по инициативе любой  из сторон и согласие второй стороны  необязательно;

 

споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;

 

при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет  ответственность перед государством;

 

по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.

 

Виды административно-правовых отношений:

 

По содержанию:

 

Материальные – общественные отношения  в сфере управления, урегулированные  материальными нормами административного  права;

 

Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-процессуальных норм.

 

По функциям права:

 

Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм;

 

Охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.

 

По характеру связей между участниками  правоотношений:

 

Вертикальные – отношения «власть - подчиненный»;

 

Горизонтальные – отношения  между не соподчиненными субъектами административного права.

 

По характеру юридических фактов:

 

Порожденные правомерными действиями;

 

Порожденные неправомерными действиями;

 

Порожденные событиями.

 

В зависимости от конкретных целей  возникновения управленческих отношений:

 

Внутренние – отношения, связанные  с формированием управленческих структур, определение принципов взаимодействия между управленческими структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.

 

Внешние – отношения, связанные  с непосредственной реализацией  внешних функций управления.

 

В зависимости от способа защиты:

 

Защищаемые в судебном порядке;

 

Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

 

 

 

 Юридические факты. Предпосылки  правоотношения.

 

Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий  и обстоятельств, без которых  административно-правовые отношения не могут возникнуть.

 

Состав предпосылок:

 

административно-правовая норма;

 

административная правосубъектность;

 

юридический факт;

 

Элементы административно-правовых отношений:

 

субъекты административно-правовых отношений;

 

объекты административно-правовых отношений;

 

содержание административно-правовых отношений.

 

Субъекты административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными  правами и юридическими обязанностями.

 

Виды субъектов административно-правовых отношений:

 

физические лица (граждане);

 

государственные органы и их структурные  подразделения;

 

государственные служащие;

 

общественные (некоммерческие) объединения;

 

предприятия, учреждения, организации и др.

 

Объекты административно-правовых отношений  – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение.

 

Виды объектов административно-правовых отношений:

 

предметы материального мира (земля, леса, деньги и т.п.);

 

продукты духовного творчества (литература, кино и др.);

 

личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь и т.п.);

 

поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии);

 

результаты поведения участников правоотношений (те последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).

 

Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и  обязанностей участников административно  правовых отношений.

 

Юридический факт – конкретное жизненное  обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

 

Виды юридических фактов:

 

По порождаемым последствиям:

 

Правообразующие;

 

Правоизменяющие;

 

Правопрекращающие.

 

По форме проявления:

 

Положительные, с наличием которых  административно-правовая норма связывает  возникновение правоотношений;

 

Отрицательные, отсутствие которых  необходимо для возникновения правоотношений.

 

По связи с волей субъекта:

 

События – это такие факты, которые  не связаны с волей участников конкретного правоотношения;

 

Действия – это такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.

 

 

 

11.   Граждане и их административно-правовой  статус.

 

Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

 

Элементы административно-правового  статуса граждан:

 

принципы административно-правового статуса граждан;

 

гражданство;

 

административная правосубъектность (право-дееспособность граждан);

 

права и обязанности граждан  с сфере государственного управления;

 

административная ответственность  граждан;

 

юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

 

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

 

Конституция РФ, 12.12.1993;

 

Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22.11.1991;

 

ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», 10.10.1995;

 

ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», 26.02.1997;

 

ФЗ «Об общественных объединениях», 19.05 1995;

 

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», 28.11.1991;

 

Закон РФ «Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», 27.04.1993;

 

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ», 19.09.1997;

Информация о работе Социальное управление