Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей;
обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
направлено на достижение определенной управленческой цели;
характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

Файлы: 1 файл

шпора адм право.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Понятие и основания административной ответственности.

 

Основные подходы к пониманию  административной ответственности:

 

Позитивная административная ответственность  – это требование к будущей  активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

 

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченными органами и должными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

 

Особенности административной ответственности:

 

является разновидностью как мер юридической ответственности, так и мер административного принуждения;

 

регулируется нормами административного  права, которые в совокупности образуют институт административного права;

 

нормативные основания административной ответственности закрепляются как в законах, так и подзаконных актах;

 

фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

 

субъектами административной ответственности  могут быть как физические, так  и юридические лица (коллективные субъекты);

 

реализуется посредством применения мер административных взысканий;

 

к административной ответственности  привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

 

привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

 

к административной ответственности  чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

 

меры административной ответственности  реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

 

Основания административной ответственности:

 

нормативное основание административной ответственности – система юридических  норм, определяющих основания и порядок  реализации административной ответственности;

 

фактическое основание административной ответственности – совершение лицом  деяния, содержащего признаки состава  административного правонарушения;

 

процессуальное основание административной ответственности – вынесение  в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

 

 

 

45.   Понятие и состав административного  правонарушения.

 

47.   Понятие состава административного  правонарушения.

 

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Состав административного правонарушения – совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

 

Элементы состава административного  правонарушения:

 

объект административного правонарушения;

 

объективная сторона административного  правонарушения;

 

субъект административного правонарушения;

 

субъективная сторона административного  правонарушения.

 

Значение состава административного  правонарушения состоит в том, сто он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

 

Виды составов административных правонарушений:

 

По степени общественной опасности:

 

Основной;

 

С отягчающими обстоятельствами (квалифицированный);

 

С особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный)

 

По способу описания признаков  состава:

 

Простой (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины);

 

Сложный (содержит описание некоторых  правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины)

 

В зависимости от особенной законодательной  конструкции, связанной с определением момента окончания правонарушения:

 

Материальный (считается оконченным с момента наступления установленных  у законе последствий);

 

Формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и  не требует наступления конкретных последствий).

 

 

 

49.   Общие правила наложения административных взысканий.

 

Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение административного взыскания». Заголовок  первой в той главе ст. 33 такой: «Общие правила наложения взыскания  за административное правонарушение». И в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила наложения административных взысканий.

 

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР  закрепляет следующие общие правила (принципы) карательного воздействия:

 

законность;

 

целесообразность;

 

своевременность, оперативность воздействия;

 

сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений. В основном такие же правила содержатся и  в пятой главе УК РСФСР «О назначении наказания и об освобождении от наказания». Хотя и в разных формах, но эти  вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность.

 

Есть достаточные основания  считать, что названные общие  правила являются принципами применения любых карательных санкций.

 

А. Законность и целесообразность применения административных взысканий

 

Законность — важнейший принцип  юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как  основание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

 

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность  за деяние, а в противоправных действиях  выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье.

 

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать  лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции  той статьи, по которой квалифицированы  действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

 

Важнейший принцип применения административных взысканий — целесообразность. Его  главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).

 

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

 

чистосердечное раскаяние виновного;

 

предотвращение виновным вредных  последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

 

совершение правонарушения под  влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

 

совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

 

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими  и иные обстоятельства.

 

А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, закрыт. Поскольку  он закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятельствами признаны:

 

продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, прекратить его;

 

повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

 

вовлечение несовершеннолетнего  в правонарушение;

 

совершение правонарушения группой  лиц;

 

совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

 

совершение правонарушения в состоянии  опьянения. Но правоприменитель с учетом конкретных данных может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

 

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и правовыми нормами, предоставляющими правоприменителю возможности или прямо обязывающими его заменить взыскание иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения карательных мер.

 

Альтернатива первая (ст. 22): при  малозначительности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.

 

Альтернатива вторая (ст. 21): лицо освобождается  от ответственности с передачей  материалов на рассмотрение общественности, если с учетом обстоятельств дела и личности нарушителя к нему целесообразно применять меру общественного воздействия.

 

Альтернатива третья (ст. 16): передача материалов об административных правонарушениях  военнослужащих, работников ОВД и  других лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам (начальникам) для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16 дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений.

 

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201): материалы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершеннолетних.

 

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полномочиях правоприменителя, а две последние для него обязательны.

 

Б. Срок давности наложения административных взысканий

 

Эффективность деятельности исполнительной власти зависит и от последовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из проявлений этого принципа —  установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

 

Важное положение о сроке  давности наложения административного  взыскания содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, в течение  которого нарушитель может быть привлечен  к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

 

Нарушения как особый вид юридических  фактов порождают охранительные  правоотношения, в которых одна сторона  обязана претерпевать меры принуждения, а другая имеет право их Для того чтобы правильно исчислять сроки давности, процессуальные и иные сроки, необходимо руководствоваться правилом «РОКИ». Считая сроки, нужно знать: Р — размер срока; О — откуда считать; К — конечный момент срока; И — имеющиеся изъятия из срока.

 

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать  четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом  размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический акт прекращает его исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

 

Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически — фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

 

Из этого общего правила ст. 38 КоАП предусматривает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется  со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а одному месяцу.

 

Таким образом, в ст. 38 КоАП названы  три варианта определения старта срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

 

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП, действует только при привлечении  к ответственности индивидуальных субъектов. Кроме того, он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата, «могут быть наложены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой же статье сказано, что если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

Информация о работе Социальное управление