Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей;
обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
направлено на достижение определенной управленческой цели;
характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

Файлы: 1 файл

шпора адм право.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

 

В. Наложение взысканий за множественность административных проступков

 

Первый признак множественности  проступков — наличие нескольких самостоятельных составов нарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Вторым признаком множественности является то, что все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое одновременно или разновременно делает несколько самостоятельных нарушений. Третий признак множественности состоит в том, что каждое из образующих ее деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем деликте. Иными словами, отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за несколько нарушений сразу или за рецидив.

 

Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков — совершение нового нарушения да или после привлечения к ответственности за другое нарушение. Соответственно выделяются совокупность и рецидив. Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.

 

Идеальная совокупность — это одновременное  выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно. Разновременность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы — связь со сроком давности. Рассматриваемый критерий не может быть использован для классификации рецидива, который всегда представляет собой систему разновременно выполненных составов.

 

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в действиях деликвента имеется  реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП содержится правило, согласно которому взыскание налагается за каждое нарушение в отдельности. Иными словами, установлен принцип сложения взысканий. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допускается ч. 2 ст. 36 как исключение при наличии двух обстоятельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом) и притом одновременно.

 

Статьями 238 и 454 ТК установлено: при  совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК, взыскание налагается за каждое нарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

 

50.   Понятие и принципы  производства по делам об административных  нарушениях.

 

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных орагнов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

 

Рассматриваемое производство теснейшим  образом связано с гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении его к административной ответственности, то суд рассматривает ее в соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский процесс, а точнее, составная часть последнего — производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло административного процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм административного права.

 

В зависимости от объема и сложности  процессуальной деятельности можно  различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).

 

Производство представляет собой  разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, в котором действуют  ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм и принципов административного права. Выявление объективной истины по делу — важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.

 

Право на защиту реализуется предоставлением  лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство. Деликвент пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 247 КоАП он может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т. д. Реализации права на защиту посвящена ст. 266 КоАП, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном правонарушении; в ст. 235 сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его подписания. Ряд других статей КоАП РСФСР тоже закрепляют право граждан на защиту при совершении определенных процессуальных действий.

 

Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т. д.

 

Одной из важнейших основ права  на защиту является презумпция добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция невиновности. Она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.

 

Иначе обстоит дело при решении  вопроса об ответственности коллективных субъектов и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в ответственности  независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не распространяется. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если законом установлена ответственность организации за виновные действия, она обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в гражданско-правовых отношениях.

 

 

 

51.   Доказательства в производстве  по делам об административных нарушениях.

 

Доказательства по делу об административном правонарушении – любые фактические  данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают  наличие или отсутствие события  административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 

Источники доказательств:

 

А) протокол об административном правонарушении; Б) иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ; В) объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; Г) показания потерпевшего; Д) показания свидетелей; Е) заключения эксперта; Ж) иные документы; З) показания специальных технических средств;

 

И) вещественные доказательства.

 

Протокол об административном правонарушении должен содержать: дату и место составления; должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол; сведения о  лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (ФИО); адрес места жительства, ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших; место, время совершения и события административного правонарушения; статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; запись о разъяснении лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, его прав и обязанностей; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

 

Экспертиза – исследование, назначаемое  судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится  дело об административном правонарушении, на основании определения в  случаях необходимости специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

 

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

 

Документы признаются доказательствами, если сведения , изложенные или удостоверенные в низ организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

 

 

 

52.   Участники производства  по делам об административных  нарушениях

 

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий. В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству. Всех субъектов производства можно разделить на несколько групп.

 

Компетентные органы и должностные лица, наделенные правим принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты).

 

Субъекты, имеющие личный интерес  в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, руководители, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.

 

Лица и органы, содействующие  осуществлению производства: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них (свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу, другие (переводчики, понятые) нужны для закрепления доказательств либо обеспечения необходимых условий административного производства.

 

Важные новеллы не только для  таможенного, но и всего административного  права содержит глава 42 (ст. 316—319) и  ст. 451 ТК РФ, закрепляющие правила отводов  отдельных субъектов.

 

Должностное лицо таможенного органа не может вести производство, если:

 

оно ранее участвовало в нем  в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, законного представителя лица, привлекаемого  к ответственности;

 

оно является родственником лица, привлекаемого к ответственности, а также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые ранее участвовали в производстве;

 

если имеются другие обстоятельства, дающие основания полагать, что оно  лично заинтересовано в исходе дела.

 

Эксперт, ревизор, специалист не могут  участвовать в производстве, если они являются родственниками лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, должностного лица, ведущего производство, если имеются иные обстоятельства, дающие основание думать об их личной заинтересованности в исходе дела, а также если обнаружилась их некомпетентность.

 

В ч. 2 ст. 451 ТК РФ сказано, что должностное  лицо, судья не могут вести производство по делу о посягательстве на нормальную деятельность таможенных органов, а  эксперт, ревизор, специалист не могут  участвовать в производстве, если одно из этих лиц является потерпевшим или его родственником.

 

Таким образом, наличие обстоятельств, позволяющих считать, что должностное  лицо, ведущее дело, эксперт, ревизор, специалист лично заинтересованы в  результатах дела, что они могут  быть необъективными в своих выводах, исключает возможность их участия в производстве в таком качестве (лидирующего субъекта, эксперта, ревизора). Статьей 317 ТК РФ также предусмотрены обстоятельства, при которых в деле не должен участвовать конкретный адвокат или представитель лица.

 

В названных выше случаях должностное  лицо таможенного органа обязано  заявить самоотвод. Лицо, привлекаемое к ответственности, его адвокат  или представитель вправе заявить  отвод должностному лицу таможенного  органа, ведущему дело, эксперту, ревизору, специалисту.

 

Вопрос о возможности участия  в деле эксперта, ревизора, специалиста, адвоката, представителя лица, привлекаемого  к ответственности, решает должностное  лицо, ведущее дело.

 

 

 

54.   Подведомственность дел  об административных нарушениях

 

В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное число  различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей исполнительно-распорядительной деятельности и существующих в них отношений, и чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, представители общественности, которые систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.

Информация о работе Социальное управление