Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной работе является социальное управление. Предмет исследования – его сущность и общие закономерности.

Целью данного исследования является углублённое теоретическое изучение социального управления, его сущности, закономерностей существования, роли в обществе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 5.

1.1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ 5.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 8.

1.3. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 9.

1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11.

1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13.

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ 17.

2.1. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 17.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 22.


ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА 30.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37.

Файлы: 1 файл

Социальное управление.doc

— 195.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                3. 

      ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД

    УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ                5.                                     

    1.1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ                                                                              5.

    1.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ               8.

1.3. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ          9.

1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ                                     11.

1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ                                        13. 

    ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ  СОЦИАЛЬНОГО

    УПРАВЛЕНИЯ                                                                                          17.

2.1. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ         17.

    1. ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ          22.
 

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ

     ПОЛИТИКА              30. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                35. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ          37. 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      В любом обществе действуют два  механизма регулирования общественной жизни: стихийный и сознательный. Ярким примером стихийного регулирования, например экономических процессов, является рынок. Аналогичными примерами могут быть миграционные и демографические процессы, когда без включения административных, экономическим или иных рычагов мы наблюдаем отток или приток населения в различных регионах, падение либо возрастание рождаемости.

      Регулирование, управление характеризует всякую сознательную деятельность, отличающуюся целенаправленностью, согласованием действий человека, группы или общества с действиями других субъектов, выработкой соответствующих навыков, технологии решения социальных проблем.

      Социальное управление можно определить как целенаправленное воздействие на социальную систему для получения заданных результатов.

      В современных условиях представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение проблем управления общественными  системами в связи с возрастанием значимости идеи социальной ориентации  различных общественных структур, институтов, видов деятельности. Суть этой идеи в том, что экономика, политическая власть и другие структуры и институт общества конечной целью своего функционирования должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей населения.

     Возрастание роли и эффективности социального  управления связано также с превращением науки в непосредственную производительную силу, с процессами информатизации общества, внедрением ЭВМ, с возникновением и развитием социологии как самостоятельной науки, имеющей целью анализ социальных процессов и их преобразование.

     Всё это подчёркивает несомненную актуальность темы данной работы: «Сущность социального  управления и его общие закономерности».

      Исследования проблем социального управления в современном российском обществе особенно актуально в условиях неустойчивого состояния социальной системы, когда любое незначительное на первый взгляд внешнее воздействие на неё может иметь далеко идущие последствия.

      В современной России, начавшей радикальные  социально-экономические преобразования возрастает интерес учёных к теоретическому рассмотрению проблем социального  управления. Можно выделить таких  исследователей,  как: Волгин Н.А., Ануфриев Е.А., Волков Ю.Е., Зборовский Г.Е., Граждан В.Д., Спасибенко С.Г., которые активно занимаются изучением различных аспектов социального управления.

      Объектом  исследования в данной работе является социальное управление.  Предмет  исследования – его сущность и  общие закономерности.

      Целью данного исследования является углублённое  теоретическое изучение социального  управления, его сущности, закономерностей  существования, роли в обществе.

      Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

    1.     отобрать и проанализировать материал по теме;
    2.     раскрыть понятие «социальное управление»;
  1. дать характеристику сущности социального управления и его особенным чертам;
    1.    показать уровни социального управления;
    2.    отразить функции социального управления в обществе;
    3.    охарактеризовать методы социального управления;
    4.    раскрыть  законы социального управления;

  8) показать социальное управление как способ реализации социальной политики.

     В работе, состоящей из трёх глав, последовательно  раскрывающих тему исследования, использованы законодательные акты,  учебный материал, а также статьи, опубликованные в специальных научных, социальных  и общественно-гуманитарных периодических изданиях. 
 

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ

1.1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ

      Для обозначения управления в обществе используется термин «социальное управление». Управление в обществе (социальное управление) характеризуется как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. В данном случае термин «социальное управление» употребляется в широком смысле слова.

      В отличие от управления в технических  и биологических системах, управление в обществе подразумевает разработку программ, формирование у субъектов мотивации к деятельности, к эффективному труду для достижения поставленных целей. Управление в живой природе бессубъектно, на уровне организма управляет генетическая программа, которая является средством управления, а не его субъектом. И управляет она не субъектами, а процессами, происходящими в организме. В автоматических технических системах также имеются программы управления и процессы, организуемые последними. Управление на уровне общества — субъектное, его отличает то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления сознательно, представляет собой определенный информационный образ, предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого проекта.

      Можно выделить ещё одно определение социального управления также широко распространенное, трактующее его через воздействие управляющей системы на управляемую. Именно таким образом характеризует управление авторы учебника «Социальный менеджмент» определяя управление как «целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей»1.

      Доктор  философских наук Ю.Е. Волков даёт такое  определение: «Социальное управление – регулирование процессов, происходящих в социальной сфере, как целенаправленное воздействие на различные социальные системы»2.

      Г.Е. Зборовский и Н.Б. Костина пишут: «Социальное управление (управление в обществе) представляет собой такую форму информационного взаимодействия людей, когда одна из сторон вырабатывает решения, доводит их до исполнителя, контролирует их исполнение, а другая сторона эти решения исполняет. Во взаимодействии происходит и воздействие одних субъектов на другие. Если одни субъекты вырабатывают программу деятельности (информационный образец) и контролируют ее реализацию другими субъектами, происходит разделение труда на управленческий и исполнительский. Однако субъект, вырабатывающий программу и реализующий ее, могут совпадать. В таком случае мы имеем дело с самоуправлением»3.

      Социальное  управление представляет собой управление не только устойчивой деятельностью людей, входящих в общности, но и изменением этой деятельности, т.е. это управление не только функциональными, но и процессуальными изменениями (управление процессами).

     «Социальное управление в широком плане - это организация целенаправленных воздействий, обеспечивающих целостность, качественную специфику социальной системы, ее воспроизводство и развитие. Социальное управление представляет собой наиболее важную часть управления, связанную с государственными и общественными отношениями и процессами. Его миссия (предназначение) - в организации, упорядочении социума в целом, его жизненных сфер, каждой социальной подсистемы в отдельности. Данный подход преодолевает традиционное сведение социального управления только к социальной сфере (в государственном социальном управлении - к защите пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан, не способных обеспечить себя собственной трудовой деятельностью)»4, - считают доктор социологических наук О.В. Афанасьева и Д.В. Обухов.

      Социальное управление характеризуется особенными чертами, обусловленными спецификой объекта социального управления (люди, наделённые сознанием и волей):

      1) Социальное управление как общественно необходимая функция возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной их деятельности условие их нормального функционирования.

      2) Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности.

      3) Социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений — управленческих отношений. В качестве субъектов (или институтов) социального управления выступают, прежде всего, государство, политические партии, общественные организации, неформальные, самодеятельные движения, трудовые коллективы. Человек выступает и объектом, и субъектом управления.

      4) Социальное управление имеет властно-волевой характер, предполагает подчинение воли объектов управления «чужой воле» (субъектов управления), предполагает авторитет, власть.

      5) Социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности, как формы активного отношения человека к окружающему миру, включающей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности.

      6) Социальное управление в современном мире носит политический, классовый характер. В основе социального управления лежит организация общественной жизни и деятельности людей, объединенных в различные группы и общности (коллективы, партии, классы, слои и т. д.), которые руководствуются своими интересами. Поэтому в обществе, поделенном на классы и другие социальные слои и группы, управление обусловливается не только объективными потребностями организации людей, но и интересами, состоящими либо в сохранении существующих позиций в экономической, политической и других областях, либо в изменении этих позиций. 

      1. ОСНОВНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      В качестве основных элементов социального  управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субъект; проект деятельности; объект управления; цель управления. Субъектами  управления выступают индивиды, способные вырабатывать программы деятельности и реализующие данную способность, а управляемыми субъектами — люди, осуществляющие программы, созданные другими. Субъекты управления также управляются определенной информационной программой, которая включает в себя совокупность проблем, норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Информация о работе Социальное управление