Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:41, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является социальное управление. Предмет исследования – его сущность и общие закономерности.
Целью данного исследования является углублённое теоретическое изучение социального управления, его сущности, закономерностей существования, роли в обществе.
ВВЕДЕНИЕ 3.
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 5.
1.1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ 5.
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 8.
1.3. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 9.
1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11.
1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13.
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ 17.
2.1. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 17.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 22.
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА 30.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37.
Организационно-
- прямых директив (указаний), которые: имеют обязательный характер; адресуются конкретным управляемым объектам или лицам; воздействует на конкретную ситуацию;
- согласительных мер: консультаций; компромиссов;
- рекомендаций, пожеланий: советов; подсказок; разъяснений; предложений; неформального общения;
- контроля и надзора за деятельностью управляемых субъектов.
«Основной
формой реализации
и применения организационно-
Объективной
основой использования
Специфическими методами социального травления являются: самоуправление; самоорганизация. Данные методы по охвату своего воздействия ничем не уступают вышеуказанным методам.
Пример: миллионы людей ежедневно без управленческого воздействия извне добросовестно выполняют свои функции: приходят на работу, выполняют трудовые функции.
Таким образом, социальное управление характеризуется как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. Социальное управление как регулирование процессов развития систем, образующих социальную сферу общественной жизни в любых её масштабах, складывается из своих, присущих именно данному виду деятельности функций.
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Принципы социального управления — это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются социальные общности в процессе своей жизнедеятельности. В них выражены необходимые основания деятельности органов управления. Если законы социального управления фиксируют существенные и повторяющиеся нормы профессиональной управленческой деятельности, то принципы социального управления устанавливают лишь основные правила этой деятельности.
Принципы управления можно разделить на общие, организационно-технологические и частные. Все они взаимосвязаны между собой и только целостное их применение обеспечивает успех в управлении.
1. Общие принципы. Общие принципы управления действуют прежде всего во всех динамичных системах: биологических, социальных и искусственно-технологических. Это — стратегические нормы управления. Кроме того, есть общие принципы, которые присущи всем видам социальной управленческой деятельности (экономическому, технологическому, политическому и духовному). Каждый из них лишь теоретически можно и сложить отдельно. В реальной жизни все они тесно взаимосвязаны и дают максимальные результаты лишь в своей совокупности.
Принцип социальной ориентации управления. В системе управления проявляют свое действие три существенных фактора люди, финансы и техника. Согласно иерархии на первом месте стоят люди. Человеческий капитал ныне является краеугольным камнем конкурентоспособности и эффективности. Поэтому взгляды управленцев в последние годы радикально изменились, и затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо грамотно использовать.
Принцип научной обоснованности. Его основное содержание заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Принцип предполагает целенаправленное воздействие на систему в целом или на отдельные ее звенья на основе познания и использования объективных закономерностей в процессах обеспечения оптимального функционирования всей системы.
Искусство социального управления заключается в умении использовать на практике объективные закономерности. Одновременно необходимо научиться управлять и случайными, которыми наполнена жизнь.
Принцип системности. В самом общем виде он может быть определен как упорядочение системы. Управление призвано обеспечивать и совершенствовать структурное и функциональное единство системы, вскрывать и устранять препятствия на пути к цели, ассимилировать или нейтрализовать возмущающие воздействия как внутри системы, так и вне ее. В этом прежде всего проявляется принцип системности в социальном управлении. В деловой практике принцип системности означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях.
Принцип эффективности (оптимальности). Его суть в достижении поставленной цели в возможно короткий срок и при меньших затратах материальных средств и человеческой энергии. Эффективность управления обеспечивается различными методами и средствами. Важную роль играют социальные эксперименты, социологические исследования, они помогают раскрыть общественные процессы во всей их сложности и многообразии, дают управляющим органам достоверную информацию, позволяя оценить эффективность той или иной системы управления. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации.
Принцип демократизма. Демократическое управление дает возможность втянуть в активную жизнь разнородные общественные структуры, охватывающие значительную часть членов общества, сопоставить их интересы, найти возможные общие подходы к решению проблем. Это обеспечивается наличием в системе широкого спектра прямых и обратных связей, пронизывающих ее не только по вертикали — в соответствии с иерархией подчинения, но и по горизонтали — на основе совместных интересов. Все это делает демократию весьма эффективной управляющей системой. Очень многое здесь зависит от конструктивного сотрудничества государства и гражданского общества, от самого активного участия в социальном управлении всех институтов власти и гражданского общества.
Принцип состязательности, конкуренции. Жизнеспособность системы зависит от того, в какой степени в ней развиты состязательные начала. Роль конкуренции состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей социально-экономического развития, что выражается в сравнении, отборе и превращении в общественное достояние лучших способов производства и хозяйствования.
Принцип стимулирования. Нельзя управлять общественными процессами, не научившись управлять мотивами человеческих поступков. Эту объективную потребность общественного развития отражает принцип рационального стимулирования. Наиболее общим выражением этого принципа является сочетание материальных и моральных стимулов повышения трудовой активности.
Принцип саморегулирования. В данном случае важное значение имеет применение принципа кибернетики — гомеостазиса, позволяющего противостоять воздействию извне и перестраиваться в целях самосохранения, саморазвития системы.
2. Организационно-
Существуют
две стороны социального
Принцип разделения труда. Он означает, что вся деятельность по организации управления расчленяется на простейшие операции. Каждое звено этой организации имеет строго и формально (стандартно) отработанные обязанности.
Разработка системы стандартов, формальных правил вызвана необходимостью обеспечить единообразие в осуществлении каждого здания, независимо от числа лиц, занятых его выполнением. Четкие правила и инструкции определяют ответственность каждого члена фирмы в координации их деятельности. Строгое следование общим стандартам при решении специфических вопросов элиминирует возможные отклонения, вызываемые индивидуальными различиями.
Принцип иерархичности и обратной связи. Он заключается в создании многоступенчатой (скалярной) структуры управления, при которой первичные звенья (нижний уровень) управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся более высоким по иерархии органом управления.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации. Существует неразрывная взаимосвязь между децентрализмом и централизмом, что находит выражение в диалектическом сочетании административного и самоуправленческого начал в социальном управлении. Необоснованный крен в сторону централизма ограничивает инициативу, самодеятельность работников. Что касается другой крайности, связанной с перекосом в сторону безбрежного демократизма, то она способна породить анархические и другие отрицательные тенденции.
3. Частные принципы. Сфера действия частных принципов весьма ограничена, локальна. Например, существуют принципы социального партнерства, государственной службы, принципы управления кадрами, принципы морали и т.д.
Принципы социального партнерства:
- трехсторонность на основе трипартизма — представительства правительства, профсоюзов и предпринимателей;
- равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей;
-
приоритетность примирительных методов
и процедур в переговорах;
- каждый последующий уровень коллективных соглашений (договоров) не может ухудшать условий договора более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся;
- обязательность исполнения договоренностей;
- доверие и доверительность в отношениях;
- регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;
-
ответственность за принятые обязательства.
В Положении «О федеральной государственной службе», утвержденном в декабре 1993 г., перечислены основные принципы организации и действия государственной службы. Это — законность; обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих, подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих; внепартийность государственной службы; равный доступ граждан к государственной службе; ответственность государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей; социальная защищенность государственных служащих; стабильность государственной службы.
В американской корпорации ИБМ применяются такие принципы: пожизненный найм; широкое использование не прямого, а косвенного контроля за работниками, основанного главным образом на доверии; сочетание такого контроля с сильной корпоративной культурой; обеспечение возможности неспециализированной карьеры в пределах корпорации.
Социальный закон есть существенная, ycтойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям форма управления их деятельностью. Вне, и независимо от деятельности людей существование социальных законов невозможно. Причем в состав социальной деятельности обязательно входит сознание.