Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной работе является социальное управление. Предмет исследования – его сущность и общие закономерности.

Целью данного исследования является углублённое теоретическое изучение социального управления, его сущности, закономерностей существования, роли в обществе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 5.

1.1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ 5.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 8.

1.3. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 9.

1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11.

1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13.

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ 17.

2.1. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 17.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 22.


ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА 30.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37.

Файлы: 1 файл

Социальное управление.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      Организационно-административное воздействие осуществляется в форме:

      - прямых директив (указаний), которые: имеют обязательный характер; адресуются конкретным управляемым объектам или лицам; воздействует на конкретную ситуацию;

      - согласительных мер: консультаций; компромиссов;

      - рекомендаций, пожеланий: советов; подсказок; разъяснений; предложений; неформального общения;

      - контроля и надзора за деятельностью управляемых субъектов.

      «Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распоряжение и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач»9.

      Объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

      Специфическими  методами социального травления являются: самоуправление;  самоорганизация. Данные методы по охвату своего воздействия ничем не уступают вышеуказанным методам.

      Пример: миллионы людей ежедневно без управленческого воздействия извне добросовестно выполняют свои функции: приходят на работу, выполняют трудовые функции.

      Таким образом, социальное управление характеризуется как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. Социальное управление как регулирование процессов развития систем, образующих социальную сферу общественной жизни в любых её масштабах, складывается из своих, присущих именно данному виду деятельности функций.

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ  СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      Принципы  социального управления — это  исходные основополагающие требования, которыми руководствуются социальные общности в процессе своей жизнедеятельности. В них выражены необходимые основания деятельности органов управления. Если законы социального управления фиксируют существенные и повторяющиеся нормы профессиональной управленческой деятельности, то принципы социального управления устанавливают лишь основные правила этой деятельности.

      Принципы  управления можно разделить на общие, организационно-технологические и частные. Все они взаимосвязаны между собой и только целостное их применение обеспечивает успех в управлении.

      1. Общие принципы. Общие принципы управления действуют прежде всего во всех динамичных системах: биологических, социальных и искусственно-технологических. Это — стратегические нормы управления. Кроме того, есть общие принципы, которые присущи всем видам социальной управленческой деятельности (экономическому, технологическому, политическому и духовному). Каждый из них лишь теоретически можно и сложить отдельно. В реальной жизни все они тесно взаимосвязаны и дают максимальные результаты лишь в своей совокупности.

      Принцип социальной ориентации управления. В системе управления проявляют свое действие три существенных фактора люди, финансы и техника. Согласно иерархии на первом месте стоят люди. Человеческий капитал ныне является краеугольным камнем конкурентоспособности и эффективности. Поэтому взгляды управленцев в последние годы радикально изменились, и затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо грамотно использовать.

      Принцип научной обоснованности. Его основное содержание заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Принцип предполагает целенаправленное воздействие на систему в целом или на отдельные ее звенья на основе познания и использования объективных закономерностей в процессах обеспечения оптимального функционирования всей системы.

      Искусство социального управления заключается в умении использовать на практике объективные закономерности. Одновременно необходимо научиться управлять и случайными, которыми наполнена жизнь.

      Принцип системности. В самом общем виде он может быть определен как упорядочение системы. Управление призвано обеспечивать и совершенствовать структурное и функциональное единство системы, вскрывать и устранять препятствия на пути к цели, ассимилировать или нейтрализовать возмущающие воздействия как внутри системы, так и вне ее. В этом прежде всего проявляется принцип системности в социальном управлении. В деловой практике принцип системности означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях.

      Принцип эффективности (оптимальности). Его суть в достижении поставленной цели в возможно короткий срок и при меньших затратах материальных средств и человеческой энергии. Эффективность управления обеспечивается различными методами и средствами. Важную роль играют социальные эксперименты, социологические исследования, они помогают раскрыть общественные процессы во всей их сложности и многообразии, дают управляющим органам достоверную информацию, позволяя оценить эффективность той или иной системы управления. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации.

      Принцип демократизма. Демократическое управление дает возможность втянуть в активную жизнь разнородные общественные структуры, охватывающие значительную часть членов общества, сопоставить их интересы, найти возможные общие подходы к решению проблем. Это обеспечивается наличием в системе широкого спектра прямых и обратных связей, пронизывающих ее не только по вертикали — в соответствии с иерархией подчинения, но и по горизонтали — на основе совместных интересов. Все это делает демократию весьма эффективной управляющей системой. Очень многое здесь зависит от конструктивного сотрудничества государства и гражданского общества, от самого активного участия в социальном управлении всех институтов власти и гражданского общества.

        Принцип состязательности, конкуренции. Жизнеспособность системы зависит от того, в какой степени в ней развиты состязательные начала. Роль конкуренции состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей социально-экономического развития, что выражается в сравнении, отборе и превращении в общественное достояние лучших способов производства и хозяйствования.

      Принцип стимулирования. Нельзя управлять общественными процессами, не научившись управлять мотивами человеческих поступков. Эту объективную потребность общественного развития отражает принцип рационального стимулирования. Наиболее общим выражением этого принципа является сочетание материальных и моральных стимулов повышения трудовой активности.

      Принцип саморегулирования. В данном случае важное значение имеет применение принципа кибернетики — гомеостазиса, позволяющего противостоять воздействию извне и перестраиваться в целях самосохранения, саморазвития системы.

       2. Организационно-технологические  принципы

      Существуют  две стороны социального управления: социально-политическая и организационно-технологическая. Организационно-технологическая сторона управления это — преимущественно организационно-распорядительная, административно-исполнительская деятельность. Эта сторона социального управления имеет свои принципы: разделения труда, иерархичности и обратной связи, оптимального сочетания централизации и децентрализации.

      Принцип разделения труда. Он означает, что вся деятельность по организации управления расчленяется на простейшие операции. Каждое звено этой организации имеет строго и формально (стандартно) отработанные обязанности.

      Разработка  системы стандартов, формальных правил вызвана необходимостью обеспечить единообразие в осуществлении каждого здания, независимо от числа лиц, занятых его выполнением. Четкие правила и инструкции определяют ответственность каждого члена фирмы в координации их деятельности. Строгое следование общим стандартам при решении специфических вопросов элиминирует возможные отклонения, вызываемые индивидуальными различиями.

      Принцип иерархичности и обратной связи. Он заключается в создании многоступенчатой (скалярной) структуры управления, при которой первичные звенья (нижний уровень) управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся более высоким по иерархии органом управления.

      Принцип оптимального сочетания централизации  и децентрализации. Существует неразрывная взаимосвязь между децентрализмом и централизмом, что находит выражение в диалектическом сочетании административного и самоуправленческого начал в социальном управлении. Необоснованный крен в сторону централизма ограничивает инициативу, самодеятельность работников. Что касается другой крайности, связанной с перекосом в сторону безбрежного демократизма, то она способна породить анархические и другие отрицательные тенденции.

     3. Частные принципы. Сфера действия частных принципов весьма ограничена, локальна. Например, существуют принципы социального партнерства, государственной службы, принципы управления кадрами, принципы морали и т.д.

      Принципы  социального партнерства:

      - трехсторонность на основе трипартизма — представительства правительства, профсоюзов и предпринимателей;

      - равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей;

      - приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;                                                                                               

      - каждый последующий уровень коллективных соглашений (договоров) не может ухудшать условий договора более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся;

      - обязательность исполнения договоренностей;

      - доверие и доверительность в отношениях;

      - регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

      - ответственность за принятые обязательства.                              

      В Положении «О федеральной государственной службе», утвержденном в декабре 1993 г., перечислены основные принципы организации и действия государственной службы. Это — законность; обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих, подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих; внепартийность государственной службы; равный доступ граждан к государственной службе; ответственность государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей; социальная защищенность государственных служащих; стабильность государственной службы.

      В американской корпорации ИБМ применяются  такие принципы: пожизненный найм; широкое использование не прямого, а косвенного контроля за работниками, основанного главным образом на доверии; сочетание такого контроля с сильной корпоративной культурой; обеспечение возможности неспециализированной карьеры в пределах корпорации.

    1. ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      Социальный  закон есть существенная, ycтойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям форма управления их деятельностью. Вне, и независимо от деятельности людей существование социальных законов невозможно. Причем в состав социальной деятельности обязательно входит сознание.

Информация о работе Социальное управление