Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной работе является социальное управление. Предмет исследования – его сущность и общие закономерности.

Целью данного исследования является углублённое теоретическое изучение социального управления, его сущности, закономерностей существования, роли в обществе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 5.

1.1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ 5.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 8.

1.3. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 9.

1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11.

1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13.

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ 17.

2.1. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 17.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 22.


ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА 30.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37.

Файлы: 1 файл

Социальное управление.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      Вопросы, требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатывать программы, которые, в свою очередь, выступают регуляторами действий управляемых субъектов. Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могут руководствоваться нормами и целями, отличающимися от предписанных программой. Иными словами, если программы, выработанные субъектами управления, не восприняты исполнителями (управляемыми) субъективно как «руководство к действию», управление может и не иметь места. В этом заключается важное отличие социального управления от других его видов.

      «Проект управленческой деятельности — сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В его состав входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы условий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект представляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленческое решение выступает как фрагмент проекта»5, - отмечает Г.Е. Зборовский.

      Объект  управления — деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. Иными словами, объект управления и управляемый субъект в социальном управлении не совпадают. Проект, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, способных понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, реализующий выработанный субъектом управления проект деятельности, делает это не автоматически, а «пропуская» его через свое сознание и волю.

      Цель  управления — создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Организация является целью всякого управления. Цель социального управления объективируется не в каких-то вещах, а в организации деятельности по их производству, упорядоченности уже существующей системы.  

1.3. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      В обществе выделяются такие уровни управления как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы. Основанием для выделения уровней управления обществом выступают объекты социального управления — различные виды деятельности людей и отношений между социальными группами и субъекты управления. Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управления, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управления.

      В государственном управлении важнейшей  является функция регламентации  деятельности управляемых субъектов, разработки ее нормативных оснований и основополагающих направлений. С реализацией этой функции могут быть связаны непрофессиональная деятельность граждан государства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях и др.), деятельность профессиональных групп (шахтеры, транспортники, врачи, учителя и др.), а также условия жизни социально-демографических групп (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.).

      Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются  специальные государственные органы.

      Государственное регулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового правопорядка.

      Объектом  муниципального управления также выступает  деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей территории. На уровне управления муниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания. Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования).

      Если  государственное управление направлено на непосредственное управление гражданами государства, через регулирование выполнения ими действующего законодательства, то муниципальные органы власти в основном управляют не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ.

      Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент. «Без социального управления на уровне коллективов, «формальных групп», деятельность которых регламентируется чёткими юридическими предписаниями, уставами, определяющими их структуру, права и обязанности членов невозможно функционирование трудовых, учебных и иных объединений»6, - пишут С.Г. Спасибенко и В.В. Панферова.

      Поскольку основной целью, смыслом существования  фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели. Тем не менее нужно учитывать, что персонал фирмы — реальные люди, которых волнуют собственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень доходов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решение социальных проблем ее сотрудников. 

      1. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      Социальное  управление как регулирование процессов развития систем, образующих социальную сферу общественной жизни в любых её масштабах, складывается из своих, присущих именно данному виду деятельности функций.

      Разнообразные функции социального управления можно объединить в три основные группы:

      1. Изменения в условиях жизни  людей, которые в повседневной  жизни и имеются в виду, когда  говорится о социальных проблемах  и их решении.

      К этой группе функций, направленных на создание благоприятных условий жизни людей и их последовательное улучшение, совершенствование, относятся: обеспечение условий безопасности граждан; создание и упрочение условий, гарантирующих права и свободы граждан; помощь людям в обеспечении источниками средств к существованию, создание возможностей для повышения их доходов; обеспечение интересов работников при проведении приватизации предприятий; охрана труда и улучшение его условий; обеспечение охраны здоровья граждан; развитие социально-бытовой инфраструктуры; создание и совершенствование условий участия граждан в управлении делами общества, государства, производства.

      2. Формирование и развитие социальных  качеств людей и обусловленные  этим изменения в их образе  жизни.

     К данной группе функций относятся: обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей; организация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы; помощь людям в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение дисциплины и правопорядка; развитие трудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации.

     3. Формирование, функционирование и  развитие социальных систем как  целостных образований (социальных  общностей, организаций).

      В данном случае речь идет о подборе  и расстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива; развитии его социальной структуры; создании и изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива.

      В приведенной классификации выдерживается  принцип подхода к характеристике конкретных функций социального  управления, в соответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный спецификой объекта социального управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результатов конкретных видов деятельности.

      Перечисленные управленческие функции всех трёх групп  осуществляются в той или иной степени в любом обществе. Конечно, в общественных системах разных видов деятельность  по социальному управлению той или иной системы накладывает свой отпечаток. Но в любом случае деятельность по осуществлению всех перечисленных функций, по преследуемым целям и по последствиям, вызываемым в объекте воздействия, представляет собой важную составную часть  социального управления. 

1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

      «Методы управления характеризуют то, как управление осуществляется, какими наиболее типичными способами обеспечивается согласование видов работ в совместном трудовом процессе»7, - подчёркивает профессор В.Г. Смольков.

      В практике управления одновременно применяют  различные методы и их сочетания (комбинации), которые. дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

      Можно выделить основные методы социального управления:

      - социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения общественной активности людей;

      - экономические, обусловленные экономическими стимулами;

      - организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

      - самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.

      К социальным относятся методы:

      - нормирования, которые позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм (пример: регламентация социального поведения с помощью норм права);

      - регулирования, которые используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей);

      - стимулирования, которые используются для поощрения социально одобряемого поведения (оплата труда, премии);

      - наказания, состоящие в применении различных форм наказания к нарушителям социальных норм (уголовных, административных и др.).

      Социально-психологические  методы управления отличаются тем, что направлены на мотивацию (формирование) социально приемлемого поведения. К ним относятся применение форм воздействия в виде: норм морали; идеологии; пропаганды; традиций.

      «Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

      Социально-психологические  методы управления призваны воздействовать на сознание, чувства, настроение, убеждения, привычки людей с тем, чтобы обеспечить формирование отношений сотрудничества в трудовых коллективах, достижение высоких показателей в труде»8, - пишет В.Г. Смольков.

      Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается экономический эффект. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием.

      Важным  методом воздействия на экономическое  развитие является планирование.

      Большой эффект в экономическом управлении дают комплексные целевые программы. Решая преимущественно экономические задачи, целевые программы в связи с этим и на основе этого решают многие самые разнообразные социальные программы.

      Организационно-административные методы управления базируются на власти и праве субъекта управления отдавать приказы, распоряжения, издавать инструкции и другие нормативные документы, на обязанности подчиненного (объекта управления) их исполнять. В отличие от экономических методов, основанных на материальных интересах людей, административные методы опираются на авторитет власти и право руководителя отдавать распоряжения, обязательные для исполнителей.

      Выделяются  такие их преимущества: строгость  и однозначность установленных  правил и процедур, быстрота принятия решений, эффективность применения на их основе других методов управления.

Информация о работе Социальное управление