Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной работе является социальное управление. Предмет исследования – его сущность и общие закономерности.

Целью данного исследования является углублённое теоретическое изучение социального управления, его сущности, закономерностей существования, роли в обществе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 5.

1.1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ 5.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 8.

1.3. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 9.

1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11.

1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13.

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ 17.

2.1. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 17.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 22.


ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА 30.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37.

Файлы: 1 файл

Социальное управление.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      Основное  свойство социальных субъектов заключается в их системообразующей функции, т.е. способности создавать в процессе взаимодействия особые социальные системы, (например, врачи создают систему здравоохранения и т.д.). В качестве своеобразной основы, особого фундамента этих систем выступают социальные объекты. Законы деятельности социальных объектов независимы от воли и сознания данных объектов — больных, учеников, подчиненных и др.

      «Специфика законов социального управления в том, что являясь частью социальных законов, они отличаются по меньшей мере двумя особенностями, - высказывает своё мнение В.Д. Граждан, - Во-первых, законы социального управления упорядочивают непосредственно нормативную деятельность людей. А во-вторых, по направленности своего воздействия на социальные процессы, на развитие социальных субъектов и социальных объектов имеют отрицательный, негативный характер. Если социальные законы, порождаемые деятельностью какой-либо социальной подсистемы, обычно направлены на укрепление данной подсистемы, то законы социального управления, напротив, направлены на разрушение управленческой подсистемы, в рамках которой они возникли.

      Данная  особенность объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, управляемая подсистема, как правило, не остается в статическом состоянии. Она постоянно развивается. Соответственно, должна постоянно самообновляться и управляющая подсистема. Но последняя имеет склонность отставать в своем развитии от управляемой подсистемы и в результате начинает тормозить ее самообновление. Во-вторых, управляющая подсистема, однажды возникнув под влиянием управляемой подсистемы, приобретает в дальнейшем свою внутреннюю логику развития, которая достаточно часто не отражает логику развития управляемой подсистемы. Это обстоятельство также приводит к возникновению в ней тормозящего негативного эффекта»10.

      Законов социального управления огромное множество. В массе социальных законов обращают на себя внимание те из них, которые регулируют информационную и организационную деятельность социальных общностей. Поскольку информация тесно связана с сознанием и анализом изменяющейся обстановки, то эту группу называют информационно-аналитической, а ту группу, которая направлена на регулирование материальных (вещных) отношений, — организационно-административной.

      Среди изученных информационно-аналитических  законов можно назвать такие, как закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (принцип Питера), закон самовозрастания бюрократизма управленческих организаций, закон единства, закон адекватности, закон оптимальности, закон предрасположенности, закон устойчивости, закон управляемости, закон повышения квалификации, закон документального обеспечения, закон привычных сумм и пр.

      Закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала впервые был открыт американским ученым Л. Д. Питером (1919—1989) из Калифорнийского университета. Питеру пришлось выполнить огромный объем научных исследований, прежде чем удалось сформулировать содержание данного закона. «В иерархии, — пишет он, — каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности». Вывод на первый взгляд кажется убийственным для государственных и муниципальных служащих. Если согласиться с ним, то как тогда быть с надеждами на служебную карьеру? Однако принцип Питера, как показывает изучение, не отвергает карьеры. Он только пытается предупредить, что возможности для продвижения по служебной лестнице у разных служащих различны. И наука, а также кадровые работники должны помочь каждому управленцу достаточно четко определиться в своих карьерных возможностях.

      На  самом деле если времени и ступеней в управляющей подсистеме окажется достаточно, то каждый служащий — государственный, муниципальный и др. — сможет подняться до того уровня, который предшествует уровню некомпетентности, и остаться на нем. В развитии каждой управляющей подсистемы общая тенденция такова, что со временем каждая должность может быть замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей.

      Однако  своего уровня некомпетентности работники  достигают не все сразу. На практике такие состояния управляющих  подсистем, когда бы все служащие стали некомпетентными, не встречаются. В большинстве случаев управляющие подсистемы выполняют основную часть своих функций для достижения официально провозглашенных целей. Кто же работает? Очевидно, необходимую работу выполняют те служащие, которые еще не достигли своего уровня некомпетентности.

      Питер всех служащих делит на пять групп: сверхкомпетентные, компетентные, ограниченно  компетентные, некомпетентные и сверхнекомпетентные. Для большинства управленческих организаций, считает он, «сверхкомпетентность принимается за большее зло, нежели некомпетентность». Обычная некомпетентность не служит причиной для увольнения. Она лишь преграда для повышения по службе. В то же время сверхкомпетентность подрывает иерархию.

     Закон самовозрастания бюрократизма. Сущность закона самовозрастания бюрократизма управленческих организаций можно сформулировать следующим образом: бюрократизм государственных и иных структур возрастает прямо пропорционально росту закрытости и времени существования этих структур

      Бюрократизм (фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — власть канцелярии (администрации), которая возникает при отгрыве работников канцелярий от управляемых ими социальных организмов. В результате происходит подчинение правил и задач функционирования данных управленческих организаций целям сохранения и укрепления их руководства и аппарата в ущерб управляемым о»6щностям. Это форма превратного понимания и осуществления социальной власти — политической, экономической, организационной и др.

      В настоящее время бюрократизм выступает как антисоциальное явление, суть которого выражается в отрыве лиц, наделенных властью, государственными полномочиями, от мнения и воли населения, в отрыве органов управления от управляемых. Он проявляется в преобладании значимости внешней формы деятельности над ее содержанием, в канцелярщине, волоките, формальном решении вопросов в ущерб интересам дела и нуждам людей.

      Без постоянной, настойчивой и последовательной борьбы с бюрократизмом решение многообразных задач по реформированию нашего общества практически невозможно. Бюрократизм может не только задержать реформы, сделать их мучительно долгими, но и задавить их, свести на нет все их привлекательные идеи и намерения.

      Вместе  с тем реальная тенденция такова, что чем дольше существует данный государственный и иной орган, чем менее прозрачной становится его деятельность, тем больше нарастают в нем элементы бюрократизма. И если ничего не предпринимать для их нейтрализации, то эти элементы разрастаются в практический бюрократизм, который способен погубить данный государственный и иной орган и всю систему в целом. Поскольку он сосредоточивается на самом себе, то делает себя ненужным, а нередко и вредным для государства и общества.

      Что можно было бы предпринять для  ограничения негативных последствий  закона самовозрастания бюрократизма государственных и других организаций? Основным путем преодоления данного закона в нашем обществе может и должно послужить резкое сокращение функций государства, ограничение круга его задач, сужение осуществляемых полномочий. Взамен все еще сложной иерархической системы государственного управления всем и вся необходимо повсеместно вводить различные формы социального самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные организмы (предприятия, села, поселки, города, регионы и т.д.) могут стать действенным рычагом в борьбе с бюрократизмом.

      Управление  такой большой и сложной социальной системой, каковой является Российская Федерация, не может быть жестким, детализированным, каким оно до сих пор является. Нам нужна система социального и прежде всего государственного управления, в которой бы основную роль играли самоуправляющиеся социальные общности (целостности), а система лишь координировала бы их взаимодействия.

      Не  менее важную роль в борьбе с бюрократизмом должна играть и хорошо отлаженная система контроля управляемых за деятельностью управляющих. Действенный контроль «низов» необходимо будет ставить заслон на пути различных злоупотреблений со стороны «верхов». Входящие в практику выборы глав исполнительной» власти снизу доверху хорошо вписываются в решение данной проблемы.

      Кроме того, нам нужно специальное антибюрократическое  законодательство, правовая защита человека от всех возможных форм бюрократизма, разработка и принятие нормативных актов о непременной компенсации за нанесенный человеку материальный и моральный ущерб. Своевременная нейтрализация бюрократизма руководителей любого уровня и любой сферы социального управления является залогом, необходимым условием, пробуждения инициативы и самодеятельности людей.

      Бюрократизм многолик, изменчив, он всегда стремится приспособиться к новым условиям и частенько небезуспешно. Поэтому готовых рецептов борьбы против него, универсальных на все случаи жизни, нет. Преодоление бюрократизма требует постоянного критического анализа происходящего и всемерного совершенствования системы управления.

      Законы  организационно-административного  управления.

     Организационно-административных законов насчитывается несколько десятков. Среди них можно назвать закон самовозрастания численности управленческого персонала, закон самовозрастания сложности управленческих организаций, закон самосохранения, закон развития, закон композиции, закон разделения и специализации труда, закон наименьших, закон эффективности организационной структуры, закон коррелятивности.

      Из  этих законов следует выделить два, которые были открыты английским ученым С.Н. Паркинсоном.

      Что представляет собой первый закон Паркинсона? Кратко сущность данного закона можно сформулировать так: численность персонала любой управляющей подсистемы ежегодно растет независимо от состояния управляемой подсистемы. Сам Паркинсон считал, что чиновники в той или иной степени подвержены размножению. При этом их организация больше заботится о себе, чем о той работе, которую она должна делать.

      В основе первого закона, по Паркинсону, лежат два «аксиоматических положения», которые как раз и объясняют склонность управленческого персонала к самовозрастанию независимо от объема работы.

      Пути  нейтрализации негативного действия первого закона Паркинсона: 1) периодическая инвентаризация функций государственных органов и структурное сокращение их количества и численности; 2) повышение профессионализма управленческого персонала; 3) переход на «гибкие команды»; 4) компьютеризация всей системы государственного и иного управления.

      Закон самовозрастания сложности управленческих организаций также открыт Паркинсоном  и известен под названием его  «третьего закона». Данный закон является прямым продолжением и дополнением первого закона Паркинсона. Сущность его в следующем: самовозрастание сложности управленческих организаций неминуемо ведет их к гибели. И действительно, рост численности управленческого персонала необходимо ведет к росту сложности управленческих организаций, что в конечном счете приводит их к дезорганизации и разрушению. Достаточно убедительным свидетельством действия данного закона является достижение уровня стагнации Советским Союзом, а затем и его распад.  

      Основным  средством нейтрализации пагубных последствий третьего закона Паркинсона является постоянно проводимая децентрализация управляющей подсистемы, а точнее — последовательное внедрение в ее деятельность демократических начал. Социальное управление всегда осуществляется при органичном единстве централизации и децентрализации как особых видов социального управления. Что они собою представляют?

      Централизация — это такой вид управления, при котором большая часть  функций по управлению общественными  делами сосредоточивается в центральных для каждой социальной общности органах (в федеральных для России, в региональных — для каждого субъекта Федерации, в районных для каждого района). При этом происходит значительная монополизация власти высшими для каждой территории уровнями управления. Здесь право принятия решений концентрируется во властных центрах каждой социальной общности.

      Децентрализация представляет собой вид управления, при котором управленческие функции более или менее равномерно рассредоточиваются по всем уровням и органам социального управления. При децентрализации каждая социальная общность получает возможность функционировать относительно самостоятельно, широко, развивая творческую инициативу и самодеятельность людей. Децентрализация выражается в передаче соответствующих полномочий и ответственности за принимаемые решения более низким ступеням иерархии.

Информация о работе Социальное управление