Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:41, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является социальное управление. Предмет исследования – его сущность и общие закономерности.
Целью данного исследования является углублённое теоретическое изучение социального управления, его сущности, закономерностей существования, роли в обществе.
ВВЕДЕНИЕ 3.
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 5.
1.1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ 5.
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 8.
1.3. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 9.
1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11.
1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13.
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ 17.
2.1. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 17.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 22.
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА 30.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37.
Таким образом, принципы социального управления — это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются социальные общности в процессе своей жизнедеятельности. Если законы социального управления фиксируют существенные и повторяющиеся нормы профессиональной деятельности, то принципы социального управления устанавливают лишь основные правила этой деятельности. Посредством принципов организуется реальный процесс управления, т.е. продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого воздействия.
Принципов социального управления имеется большое количество. Они пока в достаточной мере никем не описаны и никак не систематизированы, что, естественно, затрудняет их изучение. Чтобы дать представление о них, можно предложить следующие группы этих принципов: 1) принципы принятия управленческих решений-, 2) принципы государственного управления; 3) карьерные принципы, 4) организационные принципы.
Социальный закон есть существенная, устойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям форма управления их деятельностью. Объективный характер социальных законов в конечном счете связан как с тем, что они действуют независимо от воли и сознания людей — социальных субъектов, так и с тем (и это главное), что свойственны социальному объекту, являются законами его формирования и развития.
Специфика законов социального управления: во-первых, они упорядочивают непосредственно нормативную деятельность людей; во-вторых, имеют отрицательный, негативный характер, направлены на разрушение данной управляющей подсистемы.
Законов
социального управления огромное множество.
Среди них выделяют законы, регулирующие
информационную деятельность (информационно-аналитическое
управление); а также организационно-
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Социальное управление вступает способом реализации социальной политики, направленной на защиту социальных групп и общностей, отдельных личностей от деструктивных процессов. Целью социальной политики является решение социальных проблем многочисленных групп и общностей, преодоление социальных конфликтов и развитие личности.
В основе методологии социального управления лежит концепция России как социального государства, закреплённая в ст. 7 Конституции РФ:
«1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»11.
Само понятие «политика», следуя методологии Т. Парсонса, определяется как целенаправленная, преобразующая деятельность, связанная с мобилизацией, использованием тех или иных видов общественных ресурсов. «Социальная политика предстаёт как целенаправленная, преобразующая деятельность, связанная с мобилизацией, использованием, перераспределением и воспроизводством социальных ресурсов»12, - пишет Л.В. Константинова.
«Социальная политика по своей сути является совокупностью идей, воплощённых в нормативных документах, которые становятся основой для осуществления деятельности государственных органов и учреждений, а также бизнес-структур и некоммерческих организаций. Такая деятельность в рамках социальной политики предполагает поиск и обеспечение социального баланса, - отмечает С. Чиганова, - Но при этом социальная политика – не просто идея о том, какого рода деятельность должна осуществляться в социальной сфере, но и о том, почему именно это направление и эти вид деятельности являются предпочтительными либо приоритетами»13.
Содержанием социальной политики выступает создание благоприятных условий для жизнедеятельности людей, для социального воспроизводства индивидов, общественных групп, отношений между ними во всем многообразии их проявлений. Посредством осуществления социальной политики реализуются права граждан на достойные условия бытия, свободное участие в жизни общества. Механизм выработки и реализации социальной политики включает в себя государственную идеологию, право, экономические и социальные стандарты, культуру, регуляторы национально-этнических отношений.
Социальную политику можно определить как «взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоёв, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, посёлка, региона и т.п.)»14.
Социальная политика нацелена на обеспечение наиболее полного удовлетворения индивидами своих жизненных потребностей. Она выражается в заботе о человеке на всех уровнях — государственном, территориальном, фирмы, общественной организации. Для этого используется разнообразный потенциал социальной системы — финансовый, кадровый, интеллектуальный.
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство.
Общеизвестно также, что социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое направление социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Но в конечном счете инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства. Вопреки этому в России традиционно шло выделение средств на реализацию социальной политики по «остаточному принципу». Непонимание политики удовлетворения социальных потребностей людей является следствием иррациональных воззрений властных структур относительно приоритетов в системе государственных функций, что в конечном счете способно привести к ослаблению и разрушению самого государства.
«В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, организаций и предприятий, общественных, благотворительных, церковных, международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей»15, - считает О.В. Чернова.
В качестве основных направлений социальной политики, как правило, выделяют следующие:
1.
Политика доходов населения (
2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения).
3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии).
4. Развитие отраслей социальной сферы: образование, культура, охрана здоровья, спорт.
5. Развитие инфраструктуры: жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание.
6. Социоэкологическая политика.
7. Миграционная политика (миграционные процессы внутри страны и за рубежом, защита интересов эмигрантов и иммигрантов).
8.
Политика в отношении
В реализации социальной политики можно выделить два аспекта. Во-первых, удовлетворение жизненных потребностей тех групп людей, которые в силу объективных условий не могут это сделать самостоятельно (инвалиды, пенсионеры, дети-сироты, вынужденные переселенцы и др.). Это предполагает организацию непосредственной деятельности по реализации соответствующих сервисных функций.
Во-вторых, создание на государственном, региональном, отраслевом уровнях, равно как и на уровне предприятия (фирмы), условий, при которых люди могли бы обеспечить себе достойное существование. К этим условиям относятся регулирующее воздействие на формирование доходов, порядок выплаты заработной платы, создание условий для развития образования, здравоохранения, досуговой сферы и т.п. Решение этих задач осуществляется государством, субъектами Федерации, муниципальными органами прежде всего посредством разработки нормативных систем и контроля за их соблюдением, управления финансовыми потоками.
К условиям, от которых зависит нормальное существование индивидов и социальных групп, относятся также: организация охраны общественного порядка, окружающей среды, транспортного обслуживания населения, услуг связи, эффективного функционирования торгового и бытового обслуживания населения, обеспечение экологической безопасности, планировка, застройка, благоустройство населенных пунктов, дорожное строительство. Названные направления социальной политики реализуются прежде всего на муниципальном и региональном уровнях, государством же разрабатываются общие принципы и законодательные основания их осуществления.
Таким
образом, различные направления
социальной политики в комплексе нацелены
на эффективную организацию социальной
защиты различных слоев населения, создание
условий, обеспечивающих не только материальное
благополучие, но и культурное и интеллектуальное
развитие, нравственное совершенствование
личности. При этом следует иметь в виду,
что социальная защита не сводится к помощи
наименее обеспеченным социальным группам.
В той или иной ее форме нуждаются все
социальные слои и группы (например, в
защите от преступных посягательств, произвола
чиновников, в экологической безопасности
и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, управление в обществе (социальное управление) характеризуется как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов.
Социальному управлению присущи особенные черты: социальное управление как общественно необходимая функция возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности; социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений — управленческих отношений; социальное управление имеет властно-волевой характер, предполагает подчинение воли объектов управления «чужой воле» (субъектов управления), предполагает авторитет, власть; социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности, как формы активного отношения человека к окружающему миру, включающей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности; социальное управление в современном мире носит политический, классовый характер.