Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей;
обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
направлено на достижение определенной управленческой цели;
характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

Файлы: 1 файл

шпора адм право.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

 

ФЗ «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», 26.11.1996;

 

ФЗ «О беженцах», 19.02.1993;

 

ФЗ «О вынужденных переселенцах», 19.02 1993;

 

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и  гарантиях деятельности», 12.01.1996;

 

ФЗ «О свободе собственности  и религиозных объединениях», 26.09.1996;

 

Уголовный кодекс РФ, Гражданский  кодекс РФ, КоАП, Трудовой кодекс РФ и  другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы  граждан.

 

Виды административно-правовых статусов граждан:

 

общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

 

родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового  положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);

 

индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального  физического лица в сфере государственного управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей

 

.

 

12.   Общественные объединения  и их административно-правовой  статус.

 

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

 

Основные черты общественных объединений:

 

являются видом некоммерческой организации, т.к. не преследуют цели извлечения прибыли;

 

образуются как физическими, так  и юридическими лицами;

 

формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению преследуются законом;

 

не наделены государственно-властными  полномочиями, но могут их получить от государственных органов и органов местного самоуправления;

 

действуют от своего имени.

 

Права общественных объединений:

 

свободно распространять информацию о своей деятельности;

 

участвовать в выработке решений  органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными ФЗ «Об общественных объединениях» и другими законами;

 

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

 

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

 

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и  участников, а также других граждан  в органах государственной власти, органах местного самоуправления и  общественных объединениях;

 

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

 

выступать с инициативами по различным  вопросам общественной жизни, вносить  предложения в органы государственной  власти;

 

участвовать в избирательных компаниях  в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах;

 

выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы ме6стного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного  объединения как политического общественного объединения).

 

Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть предусмотрены  дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

 

Обязанности общественных объединений:

 

соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

 

ежегодно публиковать отчет  об использовании своего имущества  или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

 

ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного  места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

 

представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов  и должностных лиц общественного  объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

 

допускать представителей органа, регистрирующего  общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

 

оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

 

9.    Структура административного  правоотношения.

 

Административное правоотношение имеет определенную структуру. Ее элементами являются: субъекты (участники); объект (то, по поводу чего возникли отношения); содержание правоотношения.

 

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).

 

По вопросу о том, что является объектом правоотношения, в юридической  литературе существуют разные мнения. Одни авторы в качестве единственного  объекта любого правового отношения признают действия, поведение людей, а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей).

 

Представляется, что здесь следует учитывать наличие непосредственного и более отдаленного объекта отношения. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию, продукты духовного творчества.

 

Субъектом права является участник общественных отношений которого юридическая  норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).

 

В общей теории права распространено мнение, что всех субъектов права  можно поделить на две группы: граждане и организации. Критерий деления  представляется вполне обоснованным, а названия обеих групп — неудачными, так как они неточно отражают круг участников правоотношений, не учитывают их огромного многообразия.

 

В науке административного права  полезнее было бы говорить об индивидуальных и коллективных субъектах. С понятием «гражданин» связана определенная совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и студентом, и военнослужащим, и поднадзорным, т. е. иметь различный круг прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами. Эти наслоения на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не может. Поэтому лучше назвать первую группу «индивидуальные субъекты административного права». Понятие «гражданин» отражает их общую административную правосубъектность, а понятие «студент» («военнослужащий» и т.д.)— специальную. Что же касается другой группы субъектов, то, кроме организаций, она включает и их структурные подразделения (цех, отделение связи, факультет), и их трудовые коллективы. Поэтому именовать вторую группу «коллективными субъектами» административного права правильнее, такое название более точно отражает состав этой общности и критерий классификации.

 

А к какому типу субъектов следует  относить должностное лицо? Осуществляя  свои полномочия, оно действует не как индивид, а как орган, представитель  организации. Поскольку его действия влекут юридические последствия для организации, они должны быть признаны действиями организации. Субъектом правоотношений здесь выступает именно организация, а не должностное лицо, действующее от ее имени.

 

 

 

Способы защиты прав граждан.

 

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

 

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:

 

1) от преступлений, деликтов и  иных неправомерных действий  других граждан;

 

2) от неправомерных и нецелесообразных  действий субъектов власти.

 

Административному праву принадлежит  важная роль в защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления.

 

Основными средствами защиты прав и  интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных  лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:

 

1) создание организационно-правового  механизма и повседневная работа  уполномоченных государственных  (муниципальных) органов (суда, прокуратуры,  государственных инспекций и  др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

 

2) существование и деятельность  независимых от государства институтов  гражданского общества, способных  оказать помощь гражданам. Среди  них есть институты: созданные  специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

 

3) активная деятельность самих  граждан, использующих предоставленные  им права. Учитывая большую  значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, здесь можно выделить и процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

 

В реальной жизни все названные  способы тесно связаны, чаще всего  используются одновременно. Гражданин  защищает свои права непосредственно  сам (необходимая оборона, отказ  выполнить незаконное распоряжение должностного лица, занятие по своему усмотрению свободной смежной комнаты, неявка на работу по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. п.) либо обращается за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

 

Основной гарантией прав граждан  является деятельность существующих в  стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как  по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают юридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит дело в административном процессе.

 

Для уяснения юридических свойств  и процедур разрешения все обращения  граждан следует поделить на два  типа:

 

1) административные, т. е. рассматриваемые  во внесудебном порядке, в административном процессе;

 

2) судебные, т. е. рассматриваемые  судами в процессе осуществления  правосудия, в порядке уголовного  или гражданского судопроизводства. Иными словами, ко второму типу  относятся обращения граждан  в суд, решения по которым  принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

 

Обращения граждан в суд закон  называет жалобами и исками, и общее  название — судебная жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

 

на административные акты, рассматриваемые  в порядке административной юстиции;

 

по делам частного обвинения;

 

кассационные.

 

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

 

Право гражданина обжаловать акты субъектов  власти — атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы.

 

Право на жалобу является средством  защиты прав и средством укрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.

 

Наряду с названными формами  индивидуальной защиты гражданином  своих прав, законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки, разнообразные формы публичного выражения мнений (демонстрации, митинги, собрания, пикеты) и др.

 

Право граждан на защиту значительно  расширено в 90-х годах: Конституцией РФ закреплено право на международно-правовую защиту, установлен институт уполномоченного по правам человека, право на необходимую оборону получило развитие в праве на оружие, резко увеличились юридические возможности судебного обжалования, возникли новые правозащитные организации.

 

 

 

Понятие и принципы государственной службы

 

Служба – вид общественно-полезной деятельности по отправлению определенных  полномочий.

 

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Информация о работе Социальное управление