Шпаргалка по «Административное право»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Понятие основные черты и функции государственного управления. Государственное управление и исполнительная власть.
Государственное управление в узком аспекте — это деятельность органов исполнительной власти по управлению в трех больших сферах: в экономике (промышленность, транспорт, связь и т. д.); социально культурной сфере (образование, наука, культура, социальные вопросы); административно политической сфере (оборона, безопасность, внутренние и внешние дела).

Файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo_voprosy_k_zachetu_-Yu.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 

  1. Понятие и система методов управления.

Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Классификации:

  • По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.
  • Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
  • Методы прямого (административного) воздействия: осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления.
  • По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.
  • По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.
  • По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.
  • По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.

Существуют следующие средства (способы) убеждения: обучение ,агитация, пропаганда и т.д.

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.(благодарность,почетная грамота)

Методы косвенного государственного управления: воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования.

Социально-психологические методы - методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Экономические методы - вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.(прибыль,кредит,квота)

 

  1. Понятие и юридическое значение актов управления. Их отличие от иных правовых актов и документов.

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно -индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия - бессрочными, срочными и временными; по территории действия - действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции - общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли - плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.

Правовые акты управления имеют следующее юридическое значение: 

• выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов государственного управления;

• устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;

• устанавливают правовой статус субъектов административного права;

• выступают в качестве юридических фактов;

• служат основанием для издания других актов управления;

• служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела;

• являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;

• могут быть условием действенности других актов.

 

  1. Административное принуждение: понятие, основные признаки и классификация.

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

По целевому назначению меры административного принуждения могут быть подразделены на три группы:

• административно-предупредительные меры;

• административно-пресекательные меры;

• меры административной ответственности.

Административно-предупредительные меры применяются при отсутствии правонарушений, при наступлении определенных условий, чаще всего чрезвычайного характера. Целями их является предупреждение правонарушений, охрана общественной безопасности и предупреждение вредных, тяжелых последствий.

 Административно-пресекательные меры состоят в принудительном прекращении противоправных действий или деятельности граждан, должностных лиц, учреждений, организаций или предприятий.

Меры административной ответственности - меры ответственности (взыскания), которые обладают карательными свойствами. Именно через административные взыскания реализуется институт административной ответственности.

Классификации:

1. По характеру и специфике  правонарушения: меры психического  воздействия; меры физического воздействия; меры материального (имущественного) воздействия; меры организационного воздействия.

2. По субъекту применения:  применяемые индивидуальными субъектами;  применяемые коллективными субъектами.

3. По нормативным основаниям:  основанные на законах;  основанные на подзаконных актах.

4. По порядку применения:  применяемые в административном (внесудебном) порядке;  применяемые в судебном порядке.

5. По фактическим основаниям:  основанные на правонарушениях; основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

6. По сфере воздействия: внутриорганизационные меры; внешневластные меры.

Признаки:

    • является особым видом государственного принуждения
    • мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
    • по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей
    • применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами.
    • характеризуется внесудебным порядком применения
    • осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений
    • специфическая юридическая природа оснований применения (совершение административного правонарушения; наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации)

 

  1. Правовая характеристика административно-предупредительных мер.

Административно-предупредительные меры применяются при отсутствии правонарушений, при наступлении определенных условий, чаще всего чрезвычайного характера. Целями их является предупреждение правонарушений, охрана общественной безопасности и предупреждение вредных, тяжелых последствий.

Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что достаточно показательно характеризует их принудительную природу.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:

а) контроль и надзорные проверки;

б) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

в) проверка документов, удостоверяющих личность;

г) введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

д) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

е) освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;

ж) реквизиция имущества;

з) закрытие участков государственной границы и т.п.

 

  1. Правовая характеристика мер административного пресечения.

Административно-пресекательные меры состоят в принудительном прекращении противоправных действий или деятельности граждан, должностных лиц, учреждений, организаций или предприятий.

К их числу, например, относятся:

а) требования прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);

б) непосредственное физическое воздействие;

в) применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;

г) применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);

д) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

е) временное отстранение от работы инфекционных больных;

ж) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

з) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т.п.

 

  1. Правовая характеристика административных наказаний.

Цели административного наказания

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний:

(В отношении юридического лица  могут применяться административные  наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9.)

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на  посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

 

  1. Правовая характеристика мер административно- процессуального принуждения.

Главная особенность этой группы мер административного пресечения в том, что они применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делу, носят обеспечительный характер.

По содержанию принудительного воздействия среди мер процессуального принуждения следует различать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетельствование, личный досмотр), во-вторых, меры ограничения имущественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).

Информация о работе Шпаргалка по «Административное право»