Шпаргалка по «Административное право»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Понятие основные черты и функции государственного управления. Государственное управление и исполнительная власть.
Государственное управление в узком аспекте — это деятельность органов исполнительной власти по управлению в трех больших сферах: в экономике (промышленность, транспорт, связь и т. д.); социально культурной сфере (образование, наука, культура, социальные вопросы); административно политической сфере (оборона, безопасность, внутренние и внешние дела).

Файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo_voprosy_k_zachetu_-Yu.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 

  1. Понятие, основные признаки и система органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Виды органов исполнительной власти:

1) по федеративному устройству:

• федеральные органы исполнительной власти(министрества,фед.службы и т.д.);

• органы исполнительной власти субъектов Федерации

• территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

2) по характеру компетенции:

• общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);

• органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам);

3) по составу руководства:

• единоличные (различные министерства);

• коллегиальные (Правительство РФ);

4) по организационно-правовым формам:

• на федеральном уровне;

• на уровне субъекта Федерации;

5) по источникам финансирования:

• финансируемые за счет средств федерального бюджета;

• финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ

Признаки органов исполнительной власти:

  1. Орган исполнительной власти является частью системы государственных органов;
  2. Исполнительные органы обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;
  3. Органы исполнительной власти обладают определённой организационной структурой;
  4. Органам исполнительной власти свойственна определённая самостоятельность;
  5. Органы исполнительной власти действуют от имени государства;
  6. Органы исполнительной власти наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;
  7. Органы исполнительной власти являются подзаконными органами, ориентированными не деятельность на основе и во исполнения закона;
  8. В процессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственные только им правовые акты;
  9. Органы исполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;
  10. Органы исполнительной власти являются структурно-организованными;
  11. Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

 

  1. Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти (порядок образования, состав, компетенция, отставка).

Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

• разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

• обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• осуществляет управление федеральной собственностью;

• осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

• осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительство России состоит из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).

 

  1. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

На федеральном уровне система органов исполнительной власти в настоящее время представлена следующими звеньями: Правительство РФ; федеральные министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; российские агентства; федеральные надзоры; иные органы.

  • Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти РФ. Его статус определен Конституцией РФ (ст. 110–117), Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.), Федеральным конституционным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г.

Регламент Правительства РФ определяет организационные основы его деятельности (например, процедуры подготовки проектов его правовых актов). Он утвержден Правительством РФ 18 июня 1998 г.

Аппарат Правительства РФ образуется для обеспечения его деятельности и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством. Его возглавляет Руководитель Аппарата – заместитель Председателя Правительства или федеральный министр. Рабочими звеньями Аппарата являются департаменты.

(СМОТРИ ВОПРОС  №10 Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти (порядок образования, состав, компетенция, отставка)

  • Федеральные министерства. Их управленческое назначение определяется следующим образом: министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Из этого определения вытекают следующие выводы. Во-первых, министерство осуществляет управление, т.е. государственно-управленческую деятельность по реализаций исполнительной власти. Во-вторых, эта его деятельность ограничена определенными рамками, т.е. установленной для него сферой деятельности. В-третьих, помимо полномочий, осуществляемых в отношении объектов, находящихся в сфере его деятельности, министерство также наделено координационными полномочиями в отношении не подведомственных ему исполнительных органов, а следовательно, и в отношении находящихся в ведении таких органов соответствующих объектов.

Общее руководство деятельностью министерства осуществляет федеральный министр. Он распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителя структурных подразделений аппарата министерства (как правило, департаменты), а также его территориальных органов, издает приказы, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением, создает экспертные и иные советы и комиссии, утверждает их персональный состав и положения о них и т.д. Министр является председателем коллегии министерства, в которую входят по должности его заместители, а также другие работники центрального аппарата министерства. Решения коллегии оформляются протоколами и постановлениями, которые реализуются приказами министра. В министерствах могут создаваться научно-технические советы.

  • Государственные комитеты Российской Федерации. Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Первое, что обращает на себя внимание, это упоминание об определенной сфере деятельности. Значит, и у этого вида исполнительных органов, как и у федеральных министерств, есть своя сфера деятельности. В свою очередь есть достаточные основания для того, чтобы различия между федеральными министерствами и государственными комитетами проводить в зависимости от особенностей поручаемых им сфер деятельности.

Второе – это закрепление за государственными комитетами межотраслевой компетенции. Правда, при этом не говорится об осуществлении ими межотраслевого управления. Межотраслевой характер их компетенции проявляется через межотраслевую координацию. Но и подобная позиция фактически признает существование отраслей и отраслевого управления.

Третье – это нацеливание государственных комитетов на координацию по вопросам, отнесенным к их ведению.

Четвертое – это выделение в компетенции государственных комитетов функционального регулирования в определенной сфере деятельности.

  • Федеральные комиссии России – органы исполнительной власти, приравненные по своему статусу к государственным комитетам. Сейчас действуют две такие комиссии: по рынку ценных бумаг; энергетическая.
  • Федеральные службы. России – органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции в установленных сферах ведения.

Специальный характер их функций, являющийся единственным их специфическим признаком, раскрывается следующим образом: это исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции.

  • Федеральные надзоры России - органы исполнительной власти, осуществляющие государственный межведомственный (т.е. межотраслевой) контроль за соблюдением общеобязательных правил и специальных норм в сфере государственного управления.

В этой группе органов значатся: горный и промышленный; по ядерной и радиационной безопасности. Возглавляет их начальник надзора.

  • Российские агентства. Их три: по патентам и товарным знакам; космическое агентство; Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.
  • Иные федеральные органы исполнительной власти.

Под этим явно неюридическим наименованием значатся: Управление делами Президента РФ; Главное управление специальных программ Президента РФ; Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.

 

  1. Административный статус органов исполнительной власти субъектов РФ.

Каждый из 85 субъектов Федерации имеет собственную систему органов исполнительной власти, которую они формируют самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), в соответствии с основами конституционного строя государства.

Адм-правовое положение заключается в:

а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно;

б) исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации;

в) конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта, возглавляющего его высший исполнительный орган государственной власти;

г) высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта на срок не более пяти лет;

д) порядок выборов высшего должностного лица определяется законом субъекта Федерации, а их дата назначается постановлением законодательного органа субъекта;

е) законодательный орган субъекта Федерации устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта; утверждает представляемые высшим должностным лицом программы социально-экономического развития субъекта, а также бюджет субъекта и отчет о его исполнении; утверждает схему управления субъектом; определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти; назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц (по представлению высшего должностного лица); оформляет решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу;

Информация о работе Шпаргалка по «Административное право»