Порядок подготовки и принятия нормативно – правовых актов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение, выработка и определение порядка подготовки и принятия нормативно – правовых актов управления.
Исходя из цели работы можно выделить следующие задачи:
1. Дать понятие нормативно - правовому акту управления и раскрыть его основные особенности;
2. Раскрыть Виды правовых актов управления;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые акты управления: понятие и виды, юридическое значение и требования к правовым актам управления…………………………………………..
1.1 Понятие и юридическое значение актов управления…………………………..
1.2 Виды правовых актов управления………………………………………………
1.3 Требования к правовым актам управления……………………………………...
Глава 2. Порядок подготовки и принятия нормативных актов государственного управления……………………………………………………………………………..
2.1 Производство по подготовке нормативных актов государственного управления……………………………………………………………………………..
2.2 Производство по принятию нормативных актов государственного управления……………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….................
Список использованной литературы…………………………………........................

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 73.02 Кб (Скачать)

     1) принятие решения и организация  разработки документа;

     2) разработка проекта документа;

     3) рассмотрение проекта документа  в заинтересованных организациях  и его согласование;

     4) подписание (утверждение) нормативного  документа по пожарной безопасности;

     5) опубликование нормативного документа  и вступление его в силу10.

     Подготовка  проекта нормативного правового  акта Правительства Российской Федерации  осуществляется по следующим правилам:

     а) Проект нормативного акта, затрагивающий  интересы нескольких ведомств, подлежит согласованию с руководителями заинтересованных структур, а сам факт согласования оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его  заместителя и личную подпись  визирующего, расшифровку подписи  и дату.

     Проекты актов Правительства по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации направляются исполнителями  в органы государственной власти субъектов Российской Федерации  до внесения их в Правительство Российской Федерации. Предложения органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации.

     б) Подготовка проекта нормативного акта возлагается на одно или несколько  структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При  этом определяется круг должностных  лиц, ответственных за подготовку проекта, срок его подготовки, а при необходимости  — организации и специалисты, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта участвует юридическая  служба. Проекты постановлений Правительства  Российской Федерации разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции Российской Федерации. А  проекты постановлений, предусматривающие  расходы за счет средств федерального бюджета, подлежат также согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

     Проекты всех нормативных актов после  их согласования с заинтересованными  органами и организациями и до внесения в Правительство представляются на согласование в Министерство юстиции Российской Федерации.

     Срок  подготовки проекта и издания  нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений  и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать  одного месяца, если не установлен другой срок.

     в) Проект нормативного правового акта должен иметь соответствующую структуру, обеспечивающую логическое развитие темы правового регулирования. При необходимости  в тексте может быть выделена преамбула. В тексте проекта могут быть главы, подразделяющиеся на внутренние рубрики. Если в нормативном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться  в виде приложений, а соответствующие  пункты проекта должны иметь ссылки на эти приложения.

     г) Одновременно с разработкой проекта  должны быть подготовлены предложения  об изменении и дополнении или  признании утратившими силу соответствующих  ранее изданных актов или их части.

     Нормативные правовые акты, изданные совместно  с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются  или признаются утратившими силу по согласованию с этими органами исполнительной власти.

     д) Подготовленный проект нормативного правового  акта до его рассмотрения и принятия (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка, и завизирован руководителем  юридической службы данного органа исполнительной власти.

     Рассмотрение  проекта и принятие (утверждение) нормативного акта

     Порядок рассмотрения принятия (утверждения) нормативного акта органа исполнительной власти в  значительной степени зависит от того, каким — коллегиальным или  единоначальным, — является данный орган исполнительной власти. Так, коллегиальный орган исполнительной власти, например, Правительство Российской Федерации рассматривает поступающие проекты его постановлений на заседании, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.

     По  каждому из рассматриваемых на заседании  Правительства проектов приглашаются лица, имеющие к этому вопросу  непосредственное отношение. Поступившие  на заседание Правительства проекты  рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится рассматриваемый вопрос.

     На  заседаниях Правительства Российской Федерации решения принимаются как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства.

     Проекты актов нормативного характера могут  быть рассмотрены также на заседании  Президиума Правительства Российской Федерации. Решения Президиума Правительства  принимаются большинством голосов  от общего числа членов Президиума и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства.

     Принятые  на заседании Правительства Российской Федерации проекты нормативных  актов оформляются в виде постановлений, вступают в силу и подлежат опубликованию  в порядке, установленном федеральным  законодательством.

     Несколько иной порядок рассмотрения проектов нормативных правовых актов в  единоначальных органах исполнительной власти, например, федеральных министерствах. Так, в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г., Министерство образования Российской Федерации издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательных для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

     В Министерстве образования РФ, как  и в иных федеральных министерствах, существует коллегия, куда входит министр (Председатель коллегии), заместители  министра, входящие в коллегию по должности, руководители структурных подразделений  центрального аппарата министерства, а также ведущие ученые, специалисты, общественные деятели. Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в нее  по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению  министра. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 26 июня 2000 г. состав коллегии Министерства образования  Российской Федерации утвержден  в количестве 25 человек.

     Коллегия  является совещательным органом  и рассматривает на своих заседаниях, регулярно созываемых, основные вопросы, отнесенные к компетенции министерства, в том числе и проекты нормативных  юридических актов. Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит в жизнь свое решение как единоначальник, сообщив о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации. Члены коллегии, в свою очередь, имеют право также обратиться в Правительство Российской Федерации.

     Важной  стадией производства по принятию нормативных  актов государственного управления, возникшей сравнительно недавно, является государственная регистрация нормативных  правовых актов. Особенность этой стадии — в ее своеобразной двоякой природе: в данном контексте она выступает  как стадия производства и вместе с тем в необходимых случаях  — в качестве самостоятельного производства в административном процессе.

     На  государственную регистрацию нормативные  правовые акты направляют:

     — федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные  комитеты, федеральные службы, федеральные  комиссии, российские агентства, федеральные  надзоры;

     — иные органы и организации, нормативные  правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат регистрации  в Министерстве юстиции Российской Федерации (например, Центральный банк Российской Федерации).

     Государственной регистрации подлежат не все нормативные  правовые акты органов исполнительной власти, а только те, которые:

     а) содержат правовые нормы, затрагивающие  гражданские, политические, социально-экономические  и иные права, свободы и обязанности  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации  и иных законодательных актах  Российской Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

     б) устанавливают правовой статус организации  — типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим  органам исполнительной власти, а  также устанавливают правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

     в) имеют межведомственный характер, т. е. содержат правовые нормы, обязательные для других федеральных органов  исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более  федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

     При этом на государственную регистрацию  направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных  признаков, так и несколькими.

     Государственной регистрации подлежат нормативные  правовые акты независимо от срока  их действия — постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну  или сведения конфиденциального  характера.

     Подлежащие  государственной регистрации нормативные  правовые акты представляются в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения). К нормативному правовому  акту прилагается справка, подписанная  руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, представляющего нормативный акт  на регистрацию. В справке указываются  сведения, характеризующие основания  издания акта, компетенция органа, издавшего акт, перечень нормативных  источников, использованных при подготовке данного акта, сведения о согласовании нормативного акта с заинтересованными  сторонами и т. д.

     Государственная регистрация нормативных правовых актов органов исполнительной власти производится Министерством юстиции  Российской Федерации срок до 15 дней с даты получения акта.

     В случае отказа в государственной  регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти, представившего акт, в течение 10 дней с момента  получения отказа издает соответствующий  документ об отмене нормативного правового  акта и направляет его копию в  Министерство юстиции Российской Федерации.

     При получении решения о государственной  регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный  реестр нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

     В случае необходимости Правительство  Российской Федерации утверждает документы, регулирующие порядок государственной  регистрации отдельных видов  нормативных правовых актов в  сфере государственного управления. Так, постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 сентября 2000 г. утверждены «Правила государственной  регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии  ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных  ценных бумаг». Регистрация такого вида нормативных правовых актов  включает в себя (Приложение 4):

     — экспертизу соответствия акта законодательству Российской Федерации;

     — принятие решения о государственной  регистрации акта;

     — присвоение регистрационного номера;

     — занесение в реестр.

     Государственная регистрация нормативных актов  данного вида осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации в 30-дневный  срок.

     В государственной регистрации акта, содержащего условия эмиссии  ценных бумаг, может быть отказано по основаниям, предусмотренным Федеральным  законом от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг», а  также иными нормативными правовыми  актами. Эмитент не вправе обжаловать это решение в судебном порядке11.

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового  пространства Российской Федерации» Министерству юстиции Российской Федерации поручено создать федеральный банк нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации — федеральный регистр  нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации.

Информация о работе Порядок подготовки и принятия нормативно – правовых актов управления