Основы нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности федеральной службы безопасности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – подробное изучение деятельности с точки зрения нормативно-правового обеспечения федеральной службы безопасности.
Задачи данной работы:
 изучить историю Федеральной службы безопасности;
 определить функции, задачи и принципы деятельности федеральной службы безопасности;

Файлы: 1 файл

курсовая СОГУ урезан.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

4) координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

5) организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов и войск;

6) организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

7) обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью;

8) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности

 9) организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной информации;

10) организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы;

11) обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;

12) обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов и войск;

13) организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

14) формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;

 15) организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.

ФСБ России для выполнения задач, возложенных на органы и войска, и обеспечения их деятельности создает в установленном порядке структурные подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы и войска, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность. Для документирования деятельности органов ФСБ и ее результатов могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерба жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

Контрразведывательная деятельность — это деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона об органах ФСБ).

Органы Федеральной службы безопасности в соответствии с российским законодательством осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом об органах ФСБ в Российской Федерации (ст. 10).

В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена в качестве самостоятельного направления деятельности, появилась необходимость в создании специализированных подразделений по борьбе с преступностью.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

Сведения об организации, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Таким образом, важнейшими задачами ФСБ, согласно существующему законодательству являются обеспечение конституционной безопасности страны, ее экономической безопасности, в том числе и в кредитно-финансовой сфере. Также борьба с терроризмом, обеспечение безопасности вооруженных сил, защита государственных секретов и государственной границы.

Впервые в истории страны, включая и царский период, законодатель регламентировал деятельность (в том числе и негласную) спецслужб, обозначил задачи и функции ФСБ, определил ее права и полномочия, прописал механизмы государственного и общественного контроля за ее деятельностью.

ГЛАВА II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.  Нормативно-правовое обеспечение деятельности

 Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.

 ФСБ России в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

               Конституция Российской Федерации представляет собой основной закон государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Конституция Российской Федерации закрепляет идеологические, политические и юридические особенности государства. Данный документ имеет высшую юридическую силу, поэтому все законы России должны соответствовать ему;

               Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Система правовых норм, регулирующих деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению дел о преступлениях и отношения, возникающие в ходе этой деятельности между отдельными органами государства, между органами государства и гражданами, а также организациями, участвующими в производстве по уголовным делам. В законе сформулированы назначение и принципы уголовного судопроизводства, отражено содержание и целевое назначение его отдельных стадий; регламентированы права и обязанности всех участников уголовно-процессуальной деятельности, условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

               Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с данным законом оперативно–розыскная  деятельность  по  предупреждению  и раскрытию  преступлений,  совершенных   организованными  преступными группами, бандами, преступными организациями и сообществами осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов пограничной службы Российской Федерации, Федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации;

                Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности» №40-ФЗ 1995 года Данный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности;

               Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. В данном Положении определены основные задачи и функции,  организация деятельности ФСБ России;

               Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» В данном документе  изложены вопросы по реорганизации деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

Приказ ФСБ России №464 "Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации" . В Регламенте изложены общие правила внутренней организации ФСБ России при осуществлении функций в установленной сфере деятельности, правила документооборота, порядок законопроектной деятельности, исполнения поручений, рассмотрения запросов и обращений, приема граждан, создания координационных и совещательных органов, рабочих групп и др.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке"

В сфере информационной безопасности служба руководствуется федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» 2006 г. № 149 – ФЗ.

Информирование средств массовой информации и общественности осуществляется по решению директора ФСБ России, его заместителей или иных, уполномоченных на это должностных лиц ФСБ России, в соответствии и законодательством  РФ о государственной тайне.

Таким образом, нормативно-правовое обеспечение Федеральной службы безопасности России строго регламентируется российским законодательством и обеспечивает ее работу в повседневной деятельности.

2.2. Организационная структура деятельности

 

Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена необходимостью применения ими специальных методов и средств для решения возложенных на них обязанностей, что в свою очередь неизбежно связано с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

Управление Федеральной службой безопасности России осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор (Приложение 1) на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ, ст. 10 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ в Российской Федерации).

На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы безопасности и организация их деятельности, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).

В соответствии со ст. 12 Положения о ФСБ России в ФСБ Российской Федерации образуется коллегия в составе Директора ФСБ России (председатель коллегии), одного первого заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одного первого заместителя директора - руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и четырех заместителей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в том числе одного статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации и одного заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации - руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета, а также руководящих работников органов Федеральной службы безопасности (Приложение 1). Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Информация о работе Основы нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности федеральной службы безопасности Российской Федерации