Основы нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности федеральной службы безопасности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – подробное изучение деятельности с точки зрения нормативно-правового обеспечения федеральной службы безопасности.
Задачи данной работы:
 изучить историю Федеральной службы безопасности;
 определить функции, задачи и принципы деятельности федеральной службы безопасности;

Файлы: 1 файл

курсовая СОГУ урезан.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов Федеральной службы безопасности и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

Согласно указу Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 870 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» В структуру центрального аппарата ФСБ образованы самостоятельные подразделения - службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, упразднив департаменты указанной Федеральной службы. Службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации состоят из департаментов и управлений. В частности, имеются:

1. Служба контрразведки (СКР). В ее состав входят следующие департаменты, управления и центры: департамент контрразведывательных операций, управление координации и анализа контрразведывательной деятельности, управление специальных мероприятий, управление контрразведки на объектах, управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, центр информационной безопасности. Центр создан на основе Управления компьютерной и информационной безопасности департамента контрразведки, департамент военной контрразведки.

Деятельность службы осуществляется в сфере обеспечения безопасности российских учреждений и граждан за рубежом, режима въезда-выезда и пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, борьбы с незаконной миграцией, оперативного прикрытия госграницы, оперативного розыска. Кроме того, служба совместно с заинтересованными подразделениями ФСБ осуществляет меры, направленные на обеспечение безопасности представительств иностранных государств на территории РФ

2.      Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСиБТ).

При создании Управления конституционной безопасности государством преследовалась цель выделения из системы органов Федеральной службы безопасности самостоятельного подразделения, "специализирующегося" на борьбе с угрозами безопасности Российской Федерации в социально-политической сфере. До настоящего времени эти функции были "размыты" по различным ведомствам и управлениям, что приводило к ненужному дубляжу и определенной ведомственной неразберихе, существенно снижало эффективность действий органов государственной власти. По ряду объективных, связанных с фундаментальными особенностями России, причин в ней всегда особое внимание уделялось защите государства от "внутренней крамолы", то есть, говоря современным языком, от угроз безопасности в социально-политической сфере, ибо "внутр--енняя крамола" для России всегда была страшнее любого военного вторжения

В ее состав входят: управление по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом (УБТПЭ), антитеррористический центр / центр специального назначения, управление по борьбе с международным терроризмом (УБМТ), организационно-оперативное управление, оперативно-розыскное управление (ОРУ).

3.   Пограничная служба (ПС) ФСБ России - государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов. Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет директор ФСБ. Управление Пограничной службой осуществляет директор ФПС в ранге первого заместителя директора ФСБ России.

11 марта 2003 года Владимир Путин передал функции ФПС в ведение ФСБ.  

В мае 2005 года внутри Погранслужбы была создана новая структура - Береговая охрана ПС ФСБ.

4.   Служба экономической безопасности (СЭБ). В состав службы входят: управление по контрразведывательному обеспечению предприятий промышленности (Управление "П"), управление по контрразведывательному обеспечению транспорта "Управление Т", управление по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой системы (Управление "К"), управление по контрразведывательному обеспечению МВД, МЧС, Минюста (Управление "М"), организационно-аналитическое управление, управление по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков "Управление Н", административная служба.

5. Служба оперативной информации и международных связей

В состав службы входят: департамент оперативной информации (ДОИ), аналитическое управление, управление стратегического планирования, отдел открытой информации, управление международного сотрудничества.

Деятельность службы составляет государственную тайну.

6. Служба организационно-кадровой работы (СОКР)

В состав службы входят: управление специальных регистраций, организационно-плановое управление, управление кадров. Данная служба занимается организационной и кадровой работой.

7. Контрольная служба. Управление собственной безопасности занимается выявлением, пресечением и предупреждением противоправной  деятельности отдельных сотрудников госбезопасности, то Инспекторское управление отвечает в том числе и за "моральный облик" сотрудника ФСБ.

8. Научно-техническая служба.

В состав данной службы входят: управление заказов и поставок вооружений, военной и специальной техники, управление оперативно-технических мероприятий (УОТМ), НИИ информационных технологий. научно-исследовательский центр

Деятельность службы составляет государственную тайну.

9. Служба обеспечения деятельности. Занимается финансово-экономической деятельностью, материально-техническим обеспечением, капитальным строительством.

Службы и управления возглавляют заместители Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ эти органы представляют собой единую централизованную систему к ним относятся (Приложение 2):

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска;

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Создание органов и войск федеральной службы безопасности, не предусмотренных Федеральным законом «О безопасности», не допускается.

В органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об органах ФСБ структура и организация деятельности федеральной службы безопасности определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г.. На основании этих актов Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ст. 1 Положения о ФСБ).

Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, территориальные органы безопасности по регионам и субъектам Российской Федерации и приравненные к ним органы безопасности в войсках, территориальные органы безопасности по иным административно-территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в войсках.

Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков (ст. 6 Положения о ФСБ России).

Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона об органах ФСБ, ст. 5 Положения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако, в отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.

Данные органы безопасности создаются ФСБ России и находятся в ее прямом подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятельность со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводить единую государственную политику в сфере обеспечения безопасности России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопросов безопасности к исключительному ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе непосредственно вмешиваться в деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с аналогичными функциями.

Исходя из социально-политических и экономических условий развития того или иного региона Российской Федерации, особенностей сложившейся в нем оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных регионах (ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ). Они решают возложенные на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, например, созданы региональные управления — Управление ФСБ по Бурятии. Помимо территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках в зависимости от складывающейся оперативной и криминогенной обстановки в регионах могут создаваться и действовать региональные подразделения специального назначения (п. "о" ст. 13 Закона об органах ФСБ). На территории России созданы 12 филиалов Антитеррористического центра ФСБ, выполняющих специальные операции по борьбе с терроризмом и иными тяжкими преступлениями.

Руководители управлений (отделов) ФСБ по регионам и субъектам Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Директора ФСБ.

Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации являются отделы и отделения ФСБ в административно-территориальных единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности Директором ФСБ Российской Федерации.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности сформулированы в ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ в Российской Федерации и ст. 8, 9 Положения о ФСБ Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона об органах ФСБ органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке. Главным образом это касается органов внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы, Федерального агентства правительственной связи и информации, федеральных органов государственной охраны, налоговой полиции, таможенной службы

Таким образом, данная структура ФСБ России полностью удовлетворяет современным требованиям деятельности данной службы.

Специфика данной службы указывает на то, что при каких-либо угрожающих событиях, политических изменениях в стране, в ней создаются новые службы и подразделения.

Информация о работе Основы нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности федеральной службы безопасности Российской Федерации