Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа
Цель данной работы – подробное изучение деятельности с точки зрения нормативно-правового обеспечения федеральной службы безопасности.
Задачи данной работы:
изучить историю Федеральной службы безопасности;
определить функции, задачи и принципы деятельности федеральной службы безопасности;
1
ОСНОВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
В начале 21 века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом России от фактически унитарного государства к реальной федерации. Обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы, важную роль среди которых играют органы федеральной службы безопасности.
Цель данной работы – подробное изучение деятельности с точки зрения нормативно-правового обеспечения федеральной службы безопасности.
Задачи данной работы:
изучить историю Федеральной службы безопасности;
определить функции, задачи и принципы деятельности федеральной службы безопасности;
изучить нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности;
определить изменения, произошедшие в правовом регулировании деятельности федеральной службы безопасности.
Объектом данного исследования является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Предметом является нормативно-правовое и организационное обеспечение ФСБ.
Источниками данной работы являются:
Конституция Российской Федерации– основной закон, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Данный закон определяет и устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации, основанный на Конституции Российской Федерации. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства;
Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» № 40-ФЗ 1995 года. Настоящий Закон является основным и наиболее содержательным нормативно-правовым актом в сфере обеспечения безопасности и регламентации деятельности органов, ее обеспечивающих. Определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности;
Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. Данный закон раскрывает функции и задачи органов ФСБ России, ее структуру;
Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации». В данном документе изложены изменения в структуре и обязанностях ФСБ России;
Приказ ФСБ России №464 от 18 сентября 2008 г. "Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации". Приказ о Регламенте, который устанавливает общие правила внутренней организации ФСБ России при осуществлении функций в установленной сфере деятельности, в том числе структура и штатное расписание центрального аппарата, полномочия Директора Службы и его заместителей, правила документооборота, порядок законопроектной деятельности, исполнения поручений, рассмотрения запросов и обращений, приема граждан, создания координационных и совещательных органов, рабочих групп и др.
Методами исследования данной работы стали сравнительный и правовой, а также исторический методы.
Научная новизна состоит в том, что в ней впервые рассмотрены нормативно-правовые акты, согласно которых организована деятельность данной службы.
Практическая значимость. Результаты исследования могут послужить для разработки учебных дисциплин.
Структура данной работы состоит из:
введения, которое раскрывает цель, задачи, объект, источники, методы исследования, научную новизну и практическую значимость данной работы;
основной части, в которой изложены краткая историческая справка, функциональные задачи и принципы, нормативно- правовое обеспечение деятельности, организационная структура деятельности ФСБ России;
заключения, в котором содержатся выводы и итоги данной работы;
список источников и литературы;
приложения.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История создания Федеральной службы безопасности
В 1917 г. Совет Народных Комиссаров постановил создать Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) в задачи которой ставилась борьба с саботажем и контрреволюцией в Советской России. 6 февраля 1922 г., ВЦИК постановил упразднить ВЧК и вместо него при НКВД РСФСР создать Государственное политическое управление (ГПУ). а) сбор и сообщение подлежащим государственным учреждениям всех сведений, интересующих их с точки зрения борьбы с контрреволюцией, как в области политической, так и экономической;
б) агентурное наблюдение за преступным или подозрительными лицами, группами и организациями на территории РСФСР и за границей;
в) выдача разрешений на выезд за границу и въезд в РСФСР иностранных и русских граждан;
д) просмотр почтово-телеграфной и иной корреспонденции, как внутренней, так и заграничной;
е) производство в целях розыска с соблюдением правил и порядка, установления статей 7 декрета ВЦИК от 6 февраля 1922 года, арестов, обысков, выемок, истребование справок, сведений и выписок из деловых бумаг, отчетов и докладов;
ж) подавление при помощи войск ГПУ вооруженных контрреволюционных и бандитских выступлений; и т.д.
2 ноября 1923 г., при СНК СССР согласно приказу Президиума ЦИК СССР было создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ)[1], а 15 ноября утвердил "Положение об ОГПУ и его органах".
ОГПУ приобрело статус центрального государственного учреждения, а председатель ОГПУ стал входить в состав правительства.
10 июля 1934 г. ЦИК СССР постановил включить органы государственной безопасности в состав Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР.
3 февраля 1941 г. НКВД СССР был разделен на два независимых органа: Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР и НКВД СССР. Однако уже в июле 1941 г. НКГБ и НКВД вновь объединились в единую структуру – НКВД СССР, а в апреле 1943 г НКВД СССР преобразовали в Наркомат государственной безопасности СССР, который возглавил В.Н. Меркулов.
15 марта 1946 г. на базе НКГБ было образовано Министерство государственной безопасности, в 1953 г. объединено с Министерством внутренних дел.
После длительной череды реорганизаций 1922, 1934, 1941 и 1946 годов через ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД
13 марта 1954 года при совете Министров СССР был образован Комитет государственной безопасности (КГБ), руководителем которого назначили И.А. Серова.
2 апреля 1957 г. КГБ при СМ СССР были переданы из структуры МВД пограничные войска и для управления ими образовано Главное управление пограничных войск (ГУПВ).
Следует особо подчеркнуть, что образование КГБ СССР знаменовало собой серьезный шаг по утверждению законности в нашей стране, хотя сам принцип законности неотделим от существующей системы права имеющегося законодательства. Последнее, прежде всего уголовное законодательство, также претерпело серьезные изменения в конце 50-х годов XX в., что также самым благоприятным образом сказалось на деятельности всего государственного аппарата,
3 декабря 1991 г. КГБ на основании подписанного Президентом СССР М.С. Горбачевым Законом "О реорганизации органов государственной безопасности" был упразднен, а на его базе образованы Центральная служба разведки СССР (теперь - Служба внешней разведки РФ) и Межреспубликанская служба безопасности (МСБ). Работа МСБ регламентировалась подписанным ранее,
26 ноября 1991 г. Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным было подписано постановление о преобразовании КГБ РСФСР в АФБ (Агентство Федеральной безопасности) РСФСР. 24 января 1992 г. АФБ РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности были упразднены, и на их базе было образовано Министерство безопасности Российской Федерации.
21 декабря 1993 г. Министерство безопасности было упразднено Президентом РФ Б.Н. Ельциным, а на его базе образована Федеральная служба контрразведки.
3 апреля 1995 г. Приемником ФСК на основании подписанного Президентом закона стала Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ) Российской Федерации..
22 мая 1997 года указом Президента Российской Федерации была произведена реорганизация ФСБ, в результате которой 22 управления были преобразованы в 5 управлений и 5 департаментов.
11 марта 2003 года в ведение ФСБ России по указу Президента В.В. Путина передали Федеральную пограничную службу РФ и Федеральное Агентство Правительственной связи и информации (ФАПСИ)
11 июля 2004 года согласно Указу Президента РФ "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" в центральном аппарате проведена крупная реорганизация: департаменты ФСБ были заменены службами, а количество заместителей директора снизилось до 4 (из которых 2 первых) вместо прежних 12.
Организация, сменившая много названий - НКВД, ОГПУ, МГБ, КГБ. И оставившая глубокий и одновременно трагический след в судьбе страны.
Таким образом, история образования федеральной службы безопасности была сложной, постоянно подвергалась различным реорганизациям.
1.2. Функциональные задачи и принципы
Одним из основных элементов системы безопасности Российской Федерации являются федеральные органы безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о безопасности).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" №40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ), федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
В соответствии с «Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации» №960 федеральная служба безопасности в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее именуется - государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Основными задачами ФСБ России являются:
1) управление органами и войсками, а также организация их деятельности;
2) информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям - федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
3) организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;