Экспертиза ДТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Оглавление

Введение.
3
Организация производства экспертизы. Правовая и технические основы.
4
Предмет и объект экспертизы ДТП. Виды экспертизы и основные задачи.
9
Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования.
14
Начальный этап расследования.
17
4.1 Осмотр места происшествия.
17
4.2 Осмотр транспортного средства.
20
Последующий этап расследования.
22
6.Материалы по ДТП для экспертизы.
24
7.Экспертное исследование ДТП с наездом на пешехода.
32
8. Технологический расчет типичного ДТП при наезде на пешехода.
34
Заключение.
36
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КП ГОТОВЫЙ ЭКСПЕРТИЗА ДТП.doc

— 383.00 Кб (Скачать)


При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов, следов, обнаруженных на месте происшествия, и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы, базовые ориентиры.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются конкретные дорожные условия. Следователь должен точно определить качество дорожного покрытия (асфальт, цементобетон и др.), его эксплуатационное состояние (сухое, заснеженное и т.д.) и особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров (например, для обнаружения и раздельного изучения следов протектора передних и задних колес автомашины, что, как известно, можно сделать лишь на повороте). На проезжей части могут быть, обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины (ручки от дверей, болты и т.п.).


Очень важно как можно  быстрее определить и осмотреть  с особой тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали. В целях максимально быстрого запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, целесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации.

Осмотр участка местности  или дороги, прилегающих к месту  ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут  быть обнаружены следы, относящиеся  непосредственно к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ). В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких-либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.). Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого-либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, штукатурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут понадобиться для идентификации автомашины, на которой было совершено преступное деяние.

При осмотре места  происшествия помимо традиционной передвижной криминалистической лаборатории используется стереофотограмметрическая установка для измерительной съемки ДТП (оператор в автоматическом режиме вычерчивает масштабный план места происшествия за короткий промежуток времени).


4.2 Осмотр транспортного средства

Осмотр транспортного  средства, участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспорта позволяет установить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверждает, что не он сидел за рулем).

Осмотр транспортного  средства производится как часть осмотра места происшествия или как самостоятельное следственное действие, если транспорт находится в другом месте (в гараже). Предпочтительнее осматривать транспорт на месте аварии, ибо при его перемещении имеющиеся на нем следы могут исчезнуть.

Обязательной фиксации подлежит положение транспортного  средства на месте происшествия по отношению к элементам дороги (тротуару, газону), постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. При этом производится фотографирование, вычерчивание плана.


Порядок осмотра транспортного  средства определяется следователем с учетом информации об обстоятельствах события. Начинать осмотр транспортного средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения, следы и вещественные доказательства. Но, как правило, осмотр обычно производят снизу вверх. Начинать его следует с передней части автомашины. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты бампер, фары, подфарники, лобовое стекло, капот, передние крылья и т.д. При осмотре нижней части автомашины внимание обращается на ходовую часть, выступающие части мостов, рессоры, картер двигателя, ось, где можно обнаружить частицы одежды, волосы, кровь, кусочки мозгового вещества, краску и т.д. Следы рук надо искать в таких местах, где они менее подвержены изменениям — колонка рулевого управления, рукоятка переключения передач, на приборной панели и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствующих предметов, которых касались водитель и пассажиры.

При осмотре автотранспортных средств используют приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицинский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами.


5.Последующий этап

Характер последующих  следственных действий зависит от той  ситуации, которая складывается после проведения первоначальных следственных действий. Она чаще всего определяется характером и объемом собранных доказательств вины правонарушителя и его отношением к ним. На этом этапе часто приходится допрашивать новых свидетелей, назначать различные экспертизы, а в случае необходимости проводить следственный эксперимент и предъявление для опознания.

По делам о ДТП  назначаются разнообразные экспертизы. Особое место при расследовании данной категории занимает автотехническая экспертиза, которая является одним из видов инженерно-транспортных экспертиз. Автотехническая экспертиза назначается для установления механизма, ДТП, определения технического состояния ТС, его отдельных узлов и агрегатов, технической оценки действий водителя во время ДТП, установления причинной связи между техническими неисправностями ТС и событием происшествия и решения других вопросов. Своеобразием автотехнической экспертизы является то, что в ней в качестве исходной информации выступают не только материальные объекты, но и фактические обстоятельства, содержащиеся в протоколах осмотра места происшествия и ТС, фотоснимках, киносъемке либо видеозаписи, схемах (планах), протоколах допроса очевидцев, потерпевших, следственного эксперимента, очной ставки и т.п. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенная следователем, может повлиять на вывод эксперта.

Кроме автотехнической  экспертизы по делам данной категории в зависимости от вида и характера события могут быть назначены иные экспертизы, в частности различные виды криминалистической экспертизы. Возможны также комплексные исследования объектов ДТП.


Поскольку при расследовании  ДТП важное значение имеет установление фактических обстоятельств происшествия, иногда возникает необходимость проведения следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к тем, при которых имело место, данное событие, по возможности на месте происшествия. При этом не допускается проверка опытным путем обстоятельств, связанных с экстренным торможением, маневрированием для определения технической возможности предотвращения наезда и т.д. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента являются проверка: степени видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному месту; скорости движения автомашины, возможности самопроизвольного движения ТС под уклон без принятия мер предосторожности; наличия у водителя профессиональных навыков для вождения машины и др.

При необходимости на заключительном этапе расследования  могут быть проведены предъявление для опознания водителя, ТС, очные  ставки и иные следственные действия. После вынесения следователем мотивированного постановления о привлечении водителя, в качестве обвиняемого, производится его допрос. На этом этапе расследования может возникнуть необходимость в проведении повторных или дополнительных экспертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его защитником.

 

 

 

 

 

 


6.Материалы по ДТП для экспертизы.

На экспертизу предоставляются  подлинники всех первичных документов с места ДТП и документы  расследования. Уголовные и гражданские  дела для судебной экспертизы предоставляются в полном объеме с указанием всех дополнительных материалов (видеозаписей, деталей, узлов).

Заключения специалистов по запросу сторон либо адвокатов  могут готовиться с использованием ксерокопий представленных документов.

Особое значение имеют  документы, составленные непосредственно на месте ДТП и по результатам расследования его обстоятельств. Качество этих документов в значительной мере определяет достоверность исследований и обоснованность выводов экспертизы.

По ДТП без ранения  и гибели людей в соответствии с приказами МВД составляются:

  1. протокол о нарушении ПДД участниками;
  2. схема ДТП к протоколу;
  3. описание повреждений с указанием принадлежности машин;
  4. объяснения участников и свидетелей.

В случае несогласия с  решением на месте ДТП участники  в течение 10 дней могут подать заявление  на имя вышестоящего начальника ГИБДД  с указанием мотивов несогласия. Проводится офицерами повторное  рассмотрение с приглашением участников, свидетелей и выезжавших на место ДТП инспекторов, принимается новое решение или оставляется прежнее. При несогласии участники настаивают на проведении автотехнического исследования или экспертизы и могут подать в суд на решение ГИБДД. Продвигается предложение вообще разбирательство по ДТП перенести в суды.


При наличии пострадавших при ДТП (раненый, госпитализируется  на сутки или более, возможно амбулаторное лечение; легкие телесные повреждения с расстройством и без расстройства здоровья; менее тяжкие - лечение от 7 до 21 дня; тяжкие - с последствиями, опасными для здоровья и жизни, смертельными, когда пострадавший проживает больше 7 суток; погибает на месте ДТП или проживший менее 7 суток) обычно на место ДТП выезжает группа дежурной части в составе дознавателя (следователя), инспекторов дежурной части и вызывается скорая помощь.

В этом случае составляются следующие документы:

  1. Справка по ДТП - это основной документ для отчета и отчетности с  указанием даты, обстоятельств, пострадавших, сведений о транспорте, водителях и очевидцах.

На ней ставится штамп регистрации  в книге учета происшествий.

Часто встречаемый недостаток в справке - это изложение обстоятельств  с указанием причин ДТП, чего делать не следует.

  1. Протокол осмотра места происшествия.

Во вводной части указывается  время получения и лицо, от которого получено сообщение о ДТП. Это  главный документ, составляемый следователем с учетом ст. 164, 166, 176, 177 Уголовно-процессуального  кодекса (УПК) обязанности по ст. 60 УПК, специалисту и эксперту по ст. 57, 58 УПК.

Следователь должен произвести описание всего, что видел сам  при указанном освещении: описание дороги, ее состояния, наличие дорожных знаков, радиусы, видимость, обзорность по направлениям и подходам. Координаты места происшествия - правильнее указывать расположение следов, осколков, осыпь земли и др. в зоне контактирования, а на практике следователи часто ставят только кресты по показаниям участников. Подробно следует описывать следы, положения машин и предметов с повторением размеров со схемы ДТП; направление движения участников - по следам либо по показаниям; подробно положение пострадавшего, следы контактирования.


В заключение следует указать, сколько  и с какого места сделано снимков, что изъято и опечатано, какие  технические средства использовались, какие были замечания участников осмотра с их подписями. В практике еще встречаются протоколы, составленные не на специальном бланке, часто упускаются важные данные, что осложняет дальнейшее расследование. Привлечение специалистов и экспертов позволяет получить более полную техническую информацию для этого важнейшего документа.

  1. Протокол осмотра транспорта составляется инспектором с учетом ст. 164, 166, 167, 176, 177 УПК в присутствии понятых (ст. 60 УПК).

Указывается наличие  груза, его крепление, какие и сколько было сделано снимков, подробно описываются повреждения, и дается заключение о техническом состоянии рулевого и тормозного управлений, осветительных и сигнальных приборов, стеклоочистителей, зеркал.

Указываются изъятые  предметы или детали.

Недостатки: часто не указывается  год выпуска, пробег, цвет ТС. Запись об исправности и неисправности  должна быть сделана на основе указанных  признаков либо проверочных действий, чего в протоколах часто нет. Протокол осмотра транспорта может быть в составе протокола осмотра места происшествия. Протокол дополнительного осмотра ТС может составляться с участием специалистов при детальном осмотре и проверке работы систем, узлов, агрегатов. В нем должны быть подробные описания с фотоматериалами.

Информация о работе Экспертиза ДТП