Экспертиза права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Жесты и мимика, как и голос, могучие средства оратора эмоционально-воодушевленного типа. Существует множество движений мимики лица, положений и изгибов неуловимых для слова, в которых только и могут выразиться движения души. Игра красок лица и их оттенков высказывает тайны души красноречивее слова и часто именно то, чего оно не может высказать. Тоже можно сказать и о жестах. Древние греки до Демосфена избегали жестов. Перикл говорил спокойно, соблюдая величественную позу и лишь изредка поднимая руку для такого же спокойного величественного жеста. Но вот на трибуне Демосфен. Он весь огонь, весь одно движение. Его блестящие речи половина его действительных речей, вторую половину составляли жесты. Ему начинают подражать и другие. Спрошенный однажды, что нужно для хорошего оратора, Демосфен ответил: жесты, жесты и жесты! К сожалению, мы не можем так ответить читателям.

Файлы: 1 файл

риторика Жесты, мимика и позы оратора .docx

— 48.43 Кб (Скачать)

риторика старший Преподаватель: морозова вера ивановна

Жесты, мимика и позы оратора 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Жесты и мимика, как и голос, могучие  средства оратора эмоционально-воодушевленного типа. Существует множество движений мимики лица, положений и изгибов неуловимых для слова, в которых только и могут выразиться движения души. Игра красок лица и их оттенков высказывает тайны души красноречивее слова и часто именно то, чего оно не может высказать. Тоже можно сказать и о жестах.  Древние греки до Демосфена избегали жестов. Перикл говорил спокойно, соблюдая величественную позу и лишь изредка поднимая руку для такого же спокойного величественного жеста.  Но вот на трибуне Демосфен. Он весь огонь, весь одно движение. Его блестящие речи половина его действительных речей, вторую половину составляли жесты. Ему начинают подражать и другие. Спрошенный однажды, что нужно для хорошего оратора, Демосфен ответил: жесты, жесты и жесты! К сожалению, мы не можем так ответить читателям.

 К  красивому, убедительному жесту,  действительно выражающему мысль  и душевные переживания способен далеко не всякий. Неумелый жест может быть хуже неумелого слова. Мимика и слова должны соответствовать друг другу. Особенно обращай внимание на то, чтобы не переступать за границу естественного, советует Гамлет актеру.

 Не  следует забывать и совета  великого Петра: Не надобно  шататься вельми, будто веслом  гребет; не надобно руками всплескивать, в боки упиратися, да не надобно  и рыдать: вся бо сия лишняя, и необлагообразна суть, и слушателей  возмущает (Духовный Регламент).

Подвижное лицо, способное отражать мельчайшие душевные волнения и переживания, содействует  воодушевлению толпы, но бойтесь гримас и кривлянья. Хороши лишь естественные движения лица. Гримасы лица очень близко подходят к телесному кривлянью, и нельзя не скорбеть о том, что они еще не вывелись в наше утонченно-воспитанное время. Некоторые говорят с таким искаженным лицом, как будто принятая ими на себя задача причиняет им физическую боль. Другие стараются изобразить на своем лице величайшее презрение, гнев или насмешку. Но не всякому дано выражать чувства одним взглядом.

Блестящий оратор А. Ф. Кони говорит о себе: Я всегда считал вполне неуместным всякие жесты и говорил свои речи, опираясь обеими руками на поставленную стоймя книгу.

Эмоционально-воодушевленный оратор, разумеется, не удержится от жеста, но пусть эти жесты будут  естественны, непроизвольны, а не специально сделанные для эффекта. Как годятся для наших ораторов советы Гамлета: Не пили слишком усердно воздух руками. Так, будь умереннее. Среди потока, бури и, так сказать, водоворота твоей страсти ты должен сохранить умеренность Я видел актеров, которых превозносили до небес, а они, без всякого преувеличения, не подходят ни говором, ни походкой не только на христиан, но и на язычников, вообще, на людей; они так пыжились и лаяли, что я подумал: должно быть, людей сотворил какой-нибудь поденщик природы и сотворил прескверно, так гнусно они подражали человечеству.

Если  хотите, чтобы ваши речи производили  более сильное впечатление, то не отвлекайте на свою персону внимание слушателей.

Плохо, если слушатели вместо того, чтобы  сосредоточиться на мыслях оратора, невольно рассматривают и следят за движениями шатающегося из стороны  в сторону оратора или за его  гримасами, выкриками и резкими  жестами.  
 
 

Жесты и мимика как средство общения

Жест  — есть не движение тела, а движение души. 
Ф. И. Шаляпин

Лицо  говорит вместе с  языком. 
А. Ф. Кони

Живая речь немыслима без жестикуляции. Все мы жестикулируем, в большинстве  случаев даже не отдавая себе в  этом отчета. Обычно считается, что  жесты заключаются в движениях  рук и кистей. И действительно, это самые выразительные и  бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью  подчеркнуть значение произносимых слов — тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно  без неуловимо сложного сочетания  движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер  и ног. Таким образом, жестикуляция присуща всем людям, а не только профессиональным ораторам. Просто ораторы умеют с  помощью жестов усилить сообщение, прояснить смысл, выделить в речи важный момент. Жесты используют при  описаниях, с целью подражания, при  желании указать место и движение и т. д. Например, жест, сделанный  во время паузы, может быть красноречивее  слов. С помощью жеста можно  выразить чувство или настроение — нетерпение, гнев, безразличие, доброжелательность. Сжатый кулак выражает враждебность, открытая ладонь — приветствие и  открытость, скрещенные на груди руки отталкивают, протянутые вперед — призывают. В отношении жестов вы должны доверять своему чутью, потому что жесты должны быть естественным и логическим продолжением того, что вы говорите. Если вы не профессиональный оратор, то правильная жестикуляция — трудная задача. Во время речи не следует думать о жестикуляции, за исключением тех случаев, когда вы ощутите, что жестикуляция чрезмерна, ее нужно сократить. Исторически сложилось так, что положение и движения рук стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки — универсальный инструмент: ими пишут стихи, рубят дрова, обнимают любимых, угрожают врагам, приветствуют друзей. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. Жесты и сами выражают эмоции, и усиливают эмоциональное звучание слов. Именно этим свойством пользуются опытные ораторы. Нередко жест приобретает значение физического выражения творческих усилий оратора. В известных пределах слушателям даже нравится наблюдать за оратором во время выступления. Да и самому оратору при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Если у оратора слова льются без всякого видимого усилия, то это оставляет у слушателей какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная же и выразительная работа рук внушает доверие, потому что отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест помогает создать гармонию равновесия в позе оратора: мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

 Самые лучшие жесты — на уровне груди. Они создают ощущение силы, спокойной властности и уверенности в себе. А прикосновения к телу, волосам и лицу создают впечатление неуверенности и озабоченности. На виду руки лучше не держать (конечно, в том случае, если вы ими ничего не делаете). Сложите их или спокойно опустите вдоль туловища.

Во время  публичного выступления прибегайте к жесту, только когда ощутите  потребность в нем. Постоянно  помните, что жест никогда не должен отставать от подкрепляемого им слова.

 Если вам понравился какой-нибудь жест, то не следует пользоваться им во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Старайтесь вносить разнообразие в жестикуляцию. 

 Избавьтесь  от ненужных и раздражающих  жестов, которые могут только  усилиться при публичном выступлении: 
— не сидите, откинувшись назад и скрестив ноги; 
— не теребите беспрерывно ручку, платок, очки; 
— не постукивайте ритмически ногами, не качайте ногой; 
— не ерзайте на стуле; 
— не чешитесь во время выступления, не теребите волосы, не трите лоб; 
— не зевайте, особенно во весь рот; 
— не щелкайте ногтями и костяшками пальцев, не барабаньте пальцами по столу.

     Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального  стиля. Эти элементы кинетической системы  общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей  по слуховому каналу, повышают эмоциональность  и тем самым способствуют лучшему  усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем. Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Живая речь немыслима без жестикуляции. Все мы жестикулируем, в большинстве  случаев даже не отдавая себе в  этом отчета.

Жестикуляция  присуща всем людям, а не только профессиональным ораторам. Просто ораторы умеют с  помощью жестов усилить сообщение, прояснить смысл, выделить в речи важный момент. Мастерство оратора  проявляется в усилении воздействия  жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление  волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый  совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично  сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

- Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

- Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

- Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

- Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

- Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с  античных времен, ей посвящались специальные  главы. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

Оратор  пользуется не только языком слов, но и  «языком чувств» — неречевыми средствами выразительности. Не следует  думать, что речь — это одно, а  жесты, мимика, движения — другое. Все  это — единый экспрессивный поток  внутренней жизни человека. А так  как оратор воспринимается двумя  каналами (зрительным и слуховым), причем зрительное восприятие сильнее слухового, то необходимо добиваться, чтобы жестово-мимические средства общения составляли единое целое с речевым процессом. Следя  за мимикой, жестами, позой, движениями оратора, слушатели легче вникают  в процесс его мышления. А знание оратором классификации жестово-мимических средств выразительности, понимание  их сути, роли в ораторском искусстве  помогают ему добиваться большего взаимодействия с аудиторией, а значит, и действенности  выступления. Наука паралингвистика (рага в переводе с греческого —  возле, около) изучает факторы, которые  сопровождают речь, участвуют в передаче информации в процессе вербального (речевого) общения; раскрывает сущность и виды околоязыковых средств  выразительности, их роль в системе  обратных связей при речевом взаимодействии. Неречевые средства являются не самостоятельным, а вспомогательным средством коммуникации. Они подготавливают, сопровождают, комментируют, разъясняют речь, вскрывают ее глубинную суть. Паралингвистические (околоязыковые) средства общения характеризуются двойственностью. С одной стороны, они позволяют экономить речевые средства. Обращаясь, допустим, к продавцу, мы, указывая на предмет, говорим: «Покажите, пожалуйста, вот эту чашечку», — и не тратим лишних слов на ее описание. С другой стороны, они компенсируют многое из того, что недоговорено словами, вскрывают подтекст, многозначность речи, ее стилистические оттенки, чувства, отношения и т. д. Действительно, суть такой, например, незаконченной фразы, как «Ну, знаете?!», можно понять только через интонацию, мимику, жесты говорящего. Множество подтекстов, эмоций, отношений можно передать через паралингвистические средства, сопровождающие слова «Мой дорогой!». Откинулся назад корпус; в стороны развелись руки, готовые обнять долгожданного человека; широко раскрылись от приятного и радостного удивления глаза; неторопливо, мягко, окрашенная теплым тембром прозвучала фраза: «Мо-ой дорого-ой!», обращенная к желанному человеку. Но вот руки сделали резкое, быстрое движение в сторону и обратно, резко качнулась голова, сузились глаза, голос окрасился холодным металлическим звуком, и фраза прозвучала с раздражением, укором: «Мой дорогой!». В отрицательных эмоциях удвоились согласные. Угадайте подтекст: «Не думала я, что ты так подведешь меня!». Обратим внимание на то, что сначала в действие включились глаза, руки, корпус, а затем уже родилась фраза. По известному закону упреждения, жизнь тела подготавливает, упреждает слово: сначала повернулась в сторону собеседника голова, а затем вы обратились к нему с вопросом или просьбой. Конечно, есть такие речевые ситуации, когда свою речь мы не сопровождаем движениями головы и жестами (например, ведем диалог, не отрываясь от какого-либо важного дела). Но и тогда вступает в действие параязык1— интонация. Ведь параязык делится на два больших вида: кинесику и фонацию. Кинесика (от греческого kinesis — движение) — раздел науки, изучающий телодвижения (жесты, мимику, движения), соответствующие определенным интонационным моделям, словесным оборотам. Фонация изучает интонации живой речи, которые рассматриваются как «дополнительный паралингвистическии канал связи» в речевом взаимодействии: интонациям соответствуют определенные жесты, мимика, движения, позы. Поэтому мы и говорим: «Интонация — это жест; жест — это интонация». Выходя на трибуну, оратор перестает быть только индивидуальностью, а выступает как представитель какой-либо науки, искусства, культуры, производства. И это накладывает отпечаток на его действия и поведение. Причем регуляция поведения происходит часто рефлекторно. Параязык рассматривается как совокупность неязыковых средств, участвующих в речевом общении. культурой, воспитанностью, нормами поведения в обществе, отношением к собеседникам, целью речевого воздействия... Различают два характера связи: линейный (внешний) и нелинейный (внутренний). Так, в диалоге с собеседником мы пользуемся в основном линейной связью, получая сведения о реализации своей речи по слуховому каналу в виде ответных реплик. Оратор же использует нелинейный канал связи, и о характере реакции на свое выступление он узнает по выражению глаз слушателей, их улыбкам, кивкам или, наоборот, по отсутствующим взглядам, безразличным позам, перешептыванию, кашлю... Яркий пример того, как при помощи мимики, жестов, движений можно угадывать чувственный мир человека, дает нам Сервантес. Герой его романа Дон Кихот, отправляя с письмом к Дульцинее своего оруженосца, говорит ему:«Напряги свою память, да не изгладится из нее, как моя госпожа тебя примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу; встревожится ли и смутится, услышав мое имя... если же примет тебя стоя, то наблюдай, не будет ли переступать с ноги на ногу... не повторит ли свой ответ дважды или трижды; не превратится ли из ласковой в суровую или же, напротив того, из угрюмой в приветливую; поднимет ли руку, чтобы поправить волосы, хотя бы они были у нее в полном порядке; одним словом, сын мой, наблюдай за всеми действиями ее и движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души питает она ко мне чувства; должно тебе знать, Санчо, если ты этого не знаешь, что д е й с т -вия и внешние движения влюбленных, когда речь идет об их сердечных делах, являют собой самых верных гонцов, которые доставляют вести о том, что происходит в тайниках их души». Любое действие имеет слитые воедино две стороны — психическую и физическую. Эта двойственность структуры действия состоит в том, что, с одной стороны, действия направляются на решение «предметно-технической» задачи (взять, допустим, со стола книгу), а с другой — действие выражает отношение человека к этому действию, к предмету, к окружающим обстоятельствам (взять книгу, не разбудив товарища), то есть заключает в себе социальные позиции, называемые позиционно-тоническим фоном. В бытовом движении (взять книгу) проявляется воля, а в окраске движения (взять осторожно) — чувство. Вот эта смысловая структура действия и является выразителем позиционного тона, отношения. «В психологическом жесте невидимо жестикулирует наша душа», — говорил известный русский актер М. Чехов.

Обратите внимание на то, что в выразительном психологическом жесте участвует весь человек, вся его поза. Умение наблюдать и учитывать элементы неречевого поведения слушателей позволяет вносить коррективы в свое выступление, превращать монологическую речь в активный диалог со слушателями, «втягивать» их в процесс взаимостимуляции. Ведь тонус выступления во многом зависит от реакции аудитории, от того, насколько она поддерживает или охлаждает выступающего. Поэтому и надо уметь видеть, чувствовать «дыхание» аудитории, чтобы регулировать ее поведение. Следует подчеркнуть, что регуляция поведения аудитории, взаимодействие оратора со слушателями начинается с момента его появления в зале, с того, как он подходит к столу, трибуне, какова его поза: говорит ли она о том, что оратор полон желания выступить перед слушателями. Ведь поза человека является выражением целостного состояния при выполнении какого-либо психофизического или речевого действия. Объясняется это тем, что любое речевое или физическое действие не может осуществляться без вспомогательных движений частей тела или просто мускулатуры. И в этом проявляется высокая координация, свойственная человеческому организму. Учеными доказано, например, что при подготовке к стрельбе человек целится не только глазом, но и «пятками», то есть вся поза активна, мускулатура тела собрана, мобилизована на выполнение заданного действия — поразить цель. «Позовая» мускулатура участвует в действиях отдельных частей тела, но эти действия, почти невидимые глазом, можно скорее лишь ощутить. Зато сама поза выступающего человека видна зрителям, по ней они о многом догадываются. К трибуне оратор должен направляться решительным шагом (ступни ног слегка развернуты носками наружу), с хорошей осанкой (прямой спиной, поднятой головой, опущенными плечами), с руками, свободно «сброшенными» (или «сброшенной» одной рукой, если в другой портфель, папка), со взглядом, устремленным к трибуне или аудитории (не стоит боязливо смотреть под ноги). Взойдя на трибуну, нельзя сразу же «с места в карьер» начинать: аудитория еще не готова к восприятию. В организации восприятия речи аудиторией важную роль играет так называемая «начальная пауза», психологическое назначение которой состоит в том, что она позволяет слушателям привыкнуть к оратору: оценить его внешний вид, одежду (должна быть не броской), по выражению глаз и активности позы увидеть заинтересованность предстоящим выступлением. В свою очередь, оратор устанавливает молчаливый контакт с аудиторией: осматривает ее (но не разглядывает), как бы молча здоровается. В этой начальной паузе слушатели и настраиваются на восприятие речи, а оратор успокаивается, пытается уловить настроение аудитории, ее отношение к теме выступления, определяет тон своего общения с аудиторией, создавая атмосферу делового контакта с нею. Поза должна быть естественной, устойчивой. Удобнее всего, конечно, стоять, опираясь на обе ноги, но одна из них может быть несколько расслабленной, выдвинутой слегка вперед. Не следует часто переступать с ноги на ногу, переминаться и раскачиваться из стороны в сторону, ибо это создает впечатление о человеке, неуверенном в себе, стесняющемся слушателей. Вместе с тем весьма выразительны движения вперед-назад: делая движения вперед, оратор подчеркивает важность своей мысли. Закончив же изложение важной мысли, он переносит тяжесть тела на другую ногу, несколько отклоняется назад, давая понять, что можно передохнуть, чтобы осмыслить, осознать сказанное, подготовиться к восприятию дальнейшей информации. Нередко можно наблюдать, как оратор усиленно вытягивает шею вперед, поднимая голову (что особенно свойственно женщинам), а это ведет к напряжению в звучании голоса, да и поза выглядит неэстетично. Не следует часто и низко наклоняться к записям, лучше держать их в руке и, обращаясь к ним, не терять контакта с аудиторией. Постоянное подчеркивание важных моментов речи кивком головы (а с этим тоже встречаешься на практике) лишь свидетельствует о мышечных зажимах — и только. А некоторые думают, что если ткнул подбородком или клюнул носом, то этим выразил все, что хотел. Нет! Нельзя забывать, что у человека все, в том числе и позы, жесты, движения, мимика должны быть естественны и красивы. Заканчивая мысль о том, что активность позы пронизывает всё выступление оратора, остановимся на главных неречевых средствах выразительности — жестах и мимике. Среди всех внешних средств выразительности особое место занимают руки. В жестикуляции ярко проявляется сущность человеческого характера. Сложный и разнообразный арсенал жестовых средств помогает раскрыть суть речь или, наоборот, может существенно помешать и даже навредить. Жесты разделяются на две группы: условные и неусловные. Условные жесты носят интернациональный, национальный, узкосоциальный характеры. К условным жестам относятся: военное приветствие, пионерский салют, осенение крестом, жесты одобрения (хлопки), жесты солидарности (поднятая рука, сжатая в кулак), бытовые жесты, показывающие, что человек пьян, не в своем уме, болтлив и т. д. Некоторые из условных жестов играют самостоятельную роль, как определенные коды вне связи с языком (например, дирижирование). Условные жесты иногда заменяют речь. Так, вместо того, чтобы сказать «да», русский кивает головой, а вместо «нет» --качает головой из стороны в сторону. А вот болгары, греки, румыны, македонцы делают наоборот: качают головой из стороны в сторону в знак согласия, а кивают в знак отрицания. Арабы в знак отрицания откидывают голову назад. Высовыванием языка русские, европейские народы поддразнивают собеседника, китайцы — угрожают, индийцы — гневаются, а у народности майя — это движение языка выражает мудрость. Не все народы мира выражают чувство любви поцелуем. Русский человек, прощаясь, обращает ладонь от себя и покачивает ею вперед и назад. Итальянцы же обращают ладонь к себе и покачивают ею также вперед и назад (по-русски «иди сюда»). Англичане очень медленно покачивают ладонь из стороны в сторону. В Испании, прощаясь, похлопывают друг друга по спине. Разными жестами останавливают машину (русские — вытянув руку вперед) и т. д. Условные жесты могут быть непонятны непосвященному человеку. У русских — небольшое число принятых общепонятных условных жестов. Неусловные жесты понятны всем без объяснения. По своей природе они весьма действенны, выражают эмоциональное состояние и волю человека, всегда имеют конкретную цель. Жест может быть произведен и рукой, и ногой, и головой, и туловищем. Но чаще, конечно, человек жестикулирует руками. Именно рука наиболее активно выражает внутреннюю жизнь человека. Неусловные жесты разделяются на четыре группы: 1) указывающие, 2) передающие, 3) подчеркивающие, 4) ритмические.

Информация о работе Экспертиза права