Экспертиза ДТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Оглавление

Введение.
3
Организация производства экспертизы. Правовая и технические основы.
4
Предмет и объект экспертизы ДТП. Виды экспертизы и основные задачи.
9
Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования.
14
Начальный этап расследования.
17
4.1 Осмотр места происшествия.
17
4.2 Осмотр транспортного средства.
20
Последующий этап расследования.
22
6.Материалы по ДТП для экспертизы.
24
7.Экспертное исследование ДТП с наездом на пешехода.
32
8. Технологический расчет типичного ДТП при наезде на пешехода.
34
Заключение.
36
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КП ГОТОВЫЙ ЭКСПЕРТИЗА ДТП.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

      4)    Схема ДТП входит в состав протокола осмотра, но практически является самостоятельным документом. Имеется рациональная последовательность составления схемы:

а) определяются границы участка, который следует занести на схему (возможно большой участок и отдельно конкретное место);

б) отмечаются мелом быстроисчезающие следы, разбросанные предметы, пятна, положения пострадавших, которых следует быстро отправить в медучреждения. При перекрытии проезжей части с прекращением движения, возможно, придется отметить положение колес одного из транспортных средств и убрать его на обочину;


    в)выбираются направления продольной и поперечной координат с привязкой одного из ТС к неподвижному объекту. В случаях размещения участников и предметов примерно в круговой зоне применяются полярные координаты;

   г) составляется черновик схемы ДТП без масштаба, и наносятся все объекты, следы, предметы. При плотном расположении используется нумерация. Россыпь и пятна обозначаются обычно зоной с размерами;

  д) производятся измерения по осям координат. При сложном расположении используется система треугольника;

  е) при фотографировании проставляются координаты места съемки,

  ж)  с использованием чертежных приборов составляют масштабную схему, при этом сразу выявляется либо недостаток размеров, либо неверные измерения, что необходимо оперативно поправить с дополнительным выездом на место ДТП.

На сложных перекрестках схема составляется с использованием визирования, указания опорных точек  и с выбором осей координат (х, у) (рис.1). По линиям со стрелками производятся измерения для построения схемы в масштабе. Также необходимы надписи улиц или направлений дорог. В практике много недостатков при составлении схем. Имеются разные причины: сложные перекрестки, тяжелые последствия ДТП и большая интенсивность движения в этой зоне, отсутствие специальной подготовки и должного опыта измерений и регистрации.


Имеется, но не применяется  довольно совершенный метод фотограмметрии. На участке ДТП расставляются  вешки, производится фотографирование и по полученным данным с помощью ЭВМ строится схема в масштабе с проставлением размеров. Эксперту нередко приходится иметь дело с некачественными схемами, а без построения схемы ДТП в масштабе нельзя проводить расчеты, поэтому часто требуется дополнительный выезд на место ДТП с участием эксперта или специалиста.



5)  Объяснения участников и протоколы допросов.

Рис. 1. Схема ДТП на перекрестке.

1 - осыпь осколков 0,7x0,5м;

  1. - следы скольжения 7м


Перед получением объяснений необходимо сформулировать главные вопросы о скорости и направлении движения, месте обнаружения опасности, наличии других участников (спереди, сзади, сбоку), сигналах светофора и расстояниях, предпринятых действиях по маневру, разгону или торможению.

Написанные собственноручно  объяснения следователю необходимо прочитать, поставить дополнительные вопросы и сделать дополнения.

Протоколы допросов (ст. 187 - 190 и 192 УПК) должны составляться по продуманному плану, как и повторные  объяснения, их желательно получать с  использованием масштабных схем. Показания участников и свидетелей субъективные и очень неточные из-за малого времени формирования опасной дорожной ситуации. При оценке показаний о расстояниях и скорости желательно проверить способности участников и свидетелей определять эти параметры.

При проведении автотехнической  экспертизы по показаниям участников и свидетелей перед экспертом могут быть поставлены вопросы о соответствии (несоответствии) показаний расчетам или какие из показаний более соответствуют развитию данной дорожной ситуации. В судебном заседании эксперт может задавать вопросы участникам ДТП и свидетелям для оценки соответствия показаний объективным параметрам механизма ДТП.


  1. Акт медицинского освидетельствования водителей составляется медиками на предмет установления алкогольного опьянения, а также общего состояния с оценкой: поведения, состояния сознания, памяти, вегегососудистых реакций, дыхания, реакции зрачков. Оценивается двигательная сфера (походка, равновесие при закрытых глазах, ходьба с быстрыми поворотами, сухожильные рефлексы), фиксируются признаки нервно-психического состояния.
  2. Заключение медицинской экспертизы по пострадавшему и трупу составляется судебно-медицинскими экспертами на основе объективного исследования истории болезни, всех повреждений и результатов вскрытия. В заключении указывается степень тяжести телесных повреждений при ДТП по конкретной терминологии и указывается на связь с возможностью получения этих травм при данном ДТП.

В процессе автотехнической экспертизы (АТЭ) заключение медиков используется экспертом для выявления механизма получения травм при данном ДТП и положений пострадавшего в процессе контактирования. Эксперт-автотехник нередко с экспертом-медиком подготавливают совместно заключение комплексной экспертизы.

  1. Протокол следственного эксперимента составляется следователем или дознавателем для уточнения обстановки на месте ДТП и соответствия первичной схеме, для уточнения условий видимости и обзорности, расположения средств ОДД и др.

Следственный эксперимент по ст. 288 УПК может проводиться судом с участием сторон, специалистов и экспертов.

Главное условие по ст. 181 УПК - это соблюдение безопасности, а при оценке видимости и обзорности, состояния дороги необходимо соблюдение условий, которые были при ДТП.

Наиболее частый и  нужный эксперимент - это проверка эффективности торможения, определение сцепления, видимости и обзорности, а также скорости и времени движения объектов, их расположения в характерные моменты. 


Часто определяется время и скорость движения при создании помехи, при  разгоне автомобилей в реальном темпе с места на перекрестках, при медленном объезде препятствий и др. Без участия специалистов и экспертов, как правило, при этом не обходится.

Имеется опасность следственным экспериментом преднамеренно или  непреднамеренно получить совершенно не соответствующие прошлому событию данные

  1. Обследование повреждений и определение стоимости восстановления ТС обычно представляется в виде заключения экспертного бюро, которое исследует повреждения ТС в присутствии обеих сторон - истца и ответчика. Рассчитывается стоимость запасных частей, всех материалов и работ по восстановлению. Имеются специальные методики определения остаточной стоимости, потери товарного вида и др. При этом пользуются ценниками заводов- изготовителей и ремонтных организаций, учитываются со временем коэффициенты инфляции и проводятся новые расчеты.

В методиках расчета восстановления предусматривается установка новых  деталей и узлов с соответствующим  уровнем оплаты. Все это может  быть совершенно не нужно для данного  старого автомобиля. Часто объем такого ремонта по стоимости и затратам намного превосходит остаточную стоимость ТС. Таким образом обычно получается заключение автотовароведческой экспертизы. Проблемой является определение ущерба от данного ДТП на фоне имевших место повреждений до этого ДТП.

  1. Справки о режиме работы светофоров, о дорожных и метеоусловиях при расследовании получают от соответствующих организаций и учреждений.


  1. Постановление на проведение экспертизы (определение суда о назначении экспертизы) имеет вводную, основную и заключительную части. В вводной указывается: кто, на основании чего и когда вынес это постановление.

В основной части указываются обстоятельства ДТП: конкретные значения скоростей, времени  и расстояний по развитию ситуации, выявленные по первичным документам, а также в результате расследования. Затем формируются вопросы для экспертизы ДТП. В соответствии с положениями ст. 195, 196, 198 УПК и ст. 79, 80 ГПК указанные участники процесса имеют право ходатайствовать о дополнительных вопросах, а в гражданских делах - каждая сторона вправе представить свои вопросы.

Предусмотрено ходатайство  о проведении экспертизы в том  или другом учреждении или поручить конкретному специалисту. В конечном итоге следователь и суд определяют вынесенные на экспертизу вопросы. Отклонение некоторых вопросов по гражданским делам судом должно быть мотивировано.

В заключительной части  постановления указывается: кому поручено, какие материалы кроме постановления  предоставлены, производится запись о  предупреждении эксперта об ответственности в случае отказа, уклонения и за заведомо ложное заключение.

Качество постановления  зависит от квалификации следователя, прокурора или судьи, а также  от достоверности исходных материалов по ДТП.

В постановлении может  быть указан явно нереальный момент объективной опасности, по которому заранее предопределяется вывод эксперта. Поэтому эксперту следует отстаивать позиции формирования и развития данной ситуации по механике движения ТС и управляющих действий водителей на основе своих профессиональных знаний.

 

 

 

 

 

 

7.Экспертное исследование ДТП с наездом на пешехода.


Наезды на пешеходов составляют 35-55% от всех ДТП (последнее значение соответствует ситуациям в городах). На перегоны улиц в населенных пунктах по статистике приходится около 70% наездов, из них в зонах остановок общественного транспорта - около 10%. На перекрестки приходится 10-25% наездов. В 60% случаев пешеходы двигались справа налево (по ходу движения автомобиля) и примерно 10% пешеходов стояли или шли вдоль проезжей части.

Переход в неустановленном месте составляет около 30%, и примерно 60% пешеходов переходили в непосредственной близости перед ТС. Имеются данные, что пострадавшие пешеходы нарушают ПДД сознательно - 70%, а по неосторожности - 30%. В общей статистике нетрезвое состояние пешеходов отмечается в 30% случаев наездов.

Изучение движения пешеходов  вообще находится еще на начальной  стадии. Выбор пешеходом схемы  движения через дорогу зависит от уровня дорожного воспитания, психофизиологического  состояния, цели и срочности передвижения, ширины проезжей части и характеристик транспортного потока (скорость, интервалы, интенсивность, тип ТС)

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы вовлекаются  в ДТП из-за ошибки в оценке возможностей или в преднамеренном принятии излишнего риска.

Время терпеливого ожидания зависит от цели и срочности, адаптации, а также от скорости транспортного  потока. Нетерпение пешеходов начинает проявляться при задержке более 15 секунд перед дорогой шириной 9 м, а когда интенсивность движения транспорта повысится до 750 авт./ч, то возрастает темп перехода проезжей части. На регулируемых перекрестках со светофором среднее время ожидания возрастает до 40 секунд.

Скорость движения пешеходов  зависит от темпа движения, возраста, пола, роста, температуры окружающего воздуха. Максимальная скорость приходится на возраст 20-30 лет, а минимальная - на возраст 60-70 лет. Установлено, что распределение скоростей движения пешеходов в аналогичных ситуациях в пределах возрастной группы подчиняется нормальному закону. 


При отсутствии данных следственного  эксперимента по конкретному ДТП  следователи и эксперты используют имеющиеся табличные значения по результатам исследований.

Недостатком этих табличных  данных является их получение в городских  условиях на дорогах с сухим твердым покрытием. При движении же по мокрой, грунтовой, заснеженной и особенно обледенелой дороге скорости движения пешеходов существенно снижаются.

Кроме того, темп движения пешеходов может быть переменный. Так, если учесть только начало движения с места, то на пути 3-5 м средняя скорость по нашим наблюдениям получается заметно ниже значения средней скорости движения в таком же темпе на большем расстоянии. Нередко пешеходы со спокойного шага переходят на бег, а разграничение пройденных разными темпами путей достоверно сделать невозможно даже при большом числе свидетелей.

Траектория перехода пешеходами проезжей части может  быть под углом к оси продольной линии дороги и даже криволинейной. Много наездов происходит при  выходе пешехода на полосу движения ТС из-за стоящего или медленно начинающего движение по крайнему ряду маршрутного автобуса или троллейбуса. Поэтому требуется тщательное расследование всех обстоятельств ДТП с постановкой следственного эксперимента, при котором следует выявить видимость с места водителя опасного появления пешехода и время его движения в опасной зоне. Однако из-за объективных трудностей проведения таких экспериментов на реальном участке напряженной дорожной сети с воспроизведением всей обстановки следственные эксперименты проводятся очень редко.


8. Технологический расчет типичного ДТП при наезде на пешехода

Автомобиль, двигавшийся  со скоростью около 22 м/с, сбил пешехода - мужчину, пересекавшего улицу справа налево со скоростью 2 м/с, передней торцевой поверхностью. Мужчина успел пройти по полосе движения автомобиля примерно 2 м. Водитель вел автомобиль на расстоянии 4 м от правой границы проезжей части, перед наездом он не тормозил.

Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД? Каков  был бы исход ДТП, если бы водитель своевременно применил экстренное торможение с замедлением 5 м/с2 ?

Исходные данные для  анализа ДТП: Т=1 с; Ва=2,2м; интервал безопасности 0,3 м.

Исследование:

Информация о работе Экспертиза ДТП