Экспертиза ДТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Оглавление

Введение.
3
Организация производства экспертизы. Правовая и технические основы.
4
Предмет и объект экспертизы ДТП. Виды экспертизы и основные задачи.
9
Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования.
14
Начальный этап расследования.
17
4.1 Осмотр места происшествия.
17
4.2 Осмотр транспортного средства.
20
Последующий этап расследования.
22
6.Материалы по ДТП для экспертизы.
24
7.Экспертное исследование ДТП с наездом на пешехода.
32
8. Технологический расчет типичного ДТП при наезде на пешехода.
34
Заключение.
36
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КП ГОТОВЫЙ ЭКСПЕРТИЗА ДТП.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

Экспертиза документов подразделяется на почерковедческую, исследующую почерк на систему движений, проявляющуюся в рукописи (тексте, подписи, цифровых обозначениях), и технико-криминалистическое исследование документов, объектами которого являются тексты документов, оттиски печатей, штампов, телеграфных и почтовых обозначений, машинописные тексты, полиграфическая продукция, а также чернила, пасты, бумага и др. Материалы документов. В рамках этих экспертиз в последнее время стали развиваться судебные автороведческие экспертизы для установления автора рукописного или машинописного текста.

Судебно-баллистическая экспертиза занимается исследованием  огнестрельного оружия, боеприпасов  и следов их применения, а также  предметов, используемых для их изготовления и хранения. Она решает вопросы  технического состояния оружия и  боеприпасов, их функциональной пригодности, отождествления конкретных экземпляров оружия по следам на пулях и гильзах, устанавливает обстоятельства выстрела.

Экспертиза по исследованию холодного оружия определяет относимость  к такому оружию ножей, кистеней, бит и др. предметов, за ношение и хранение которых наступает уголовная ответственность.

Фототехническая экспертиза проводится в целях идентификации  фотоаппарата по экспонированной пленке, кадрированной в рамке по фотоснимкам, определения групповой принадлежности фотоматериалов. По изображениям на фотоснимках возможна также идентификация различных предметов, обстановки места происшествия.

Фотопортретная экспертиза проводится с целью идентификации  личности по чертам внешности, запечатленным  в разное время на фотоснимках, а также по прижизненным фотоснимкам и черепу.


Потребности практики пробудили криминалистов  к разработке методик исследования ряда объектов, которые составили  основу экспертиз, объединенных общим  названием — криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ). К ним относят такие объекты, как почвы, лакокрасочные материалы, волокна, наркотические вещества, горюче-смазочные материалы и др. В рамках этих экспертиз разработаны методики исследования микрочастиц и микроследов. Данные исследования проводятся с целью определения групповой принадлежности объектов, а в отдельных случаях и для установления тождества.

Помимо криминалистических, по уголовным делам проводятся и  др. виды экспертиз, в ходе которых  используются знания из различных областей науки и техники.

Судебно-медицинская  экспертиза подразделяется на экспертизы трупов, вещественных доказательств  медицинского характера, живых лиц, медико-токсикологическую и экспертизу по материалам дела. К вещественным доказательствам медицинского характера относятся следы крови, волосы человека и животных, выделения тела человека, костные и мышечные ткани. Медико-токсилогическая экспертиза проводится в случаях отравления ядами, пищевых отравлений бактериального и небактериального происхождения. Экспертизы живых лиц устанавливают наличие и степень тяжести повреждений, состояние здоровья, искусственность и притворность болезней, полового состояния и его нарушений, беременности, родов, абортов, возраста человека, алкогольного опьянения.

Судебно-психиатрическая экспертиза заключается, главным образом, в обследовании лиц, психическая полноценность которых вызывает сомнение, в определении состояния вменяемости или невменяемости лица. Различают судебно-психиатрические экспертизы обвиняемых (подозреваемых, подсудимых), свидетелей и потерпевших.


В класс инженерно-технических  экспертиз входят судебно-автотехническая  экспертиза, а также экспертизы по технике безопасности, строительно-технологические, экспертизы взрывов. Перед автотехнической  экспертизой ставят вопросы, связанные с исследованием: а) состояния транспортных средств; б) обстановки дорожно-транспортного происшествия; в) механизма происшествия или отдельных его элементов.

Такое деление ориентирует  на определенный порядок при назначении и производственные экспертизы ДТП, как отказа какого-либо звена (звеньев) сложной системы «Водитель – Автомобиль – дорога – Среда»

В принципе для обеспечения  должного качества требуется специализация  экспертов по указанным видам  исследований. Но в настоящее время  это невозможно по кадровому составу сотрудников государственных экспертных организаций. А следствия и суды на практике выносят на экспертизу самые разнообразные вопросы по заявлению участников ДТП и их сторон, в том числе и правового характера. Таким образом, на практике всё объединяется в автотехническую экспертизу (АТЭ).

Служебная экспертиза или служебное исследование (расследование) проводится руководством предприятий транспорта, эксплуатации дорог и др. в связи с ДТП. В соответствии с приказом Минтранса РФ № 49 от 26.04.90 г. и приказом № 27 Министра транспорта РФ от 09.03.95 г., было предусмотрено обязательное служебное расследование ДТП. По его результатам составляется акт служебного расследования, в котором указываются: дата, точное место, описание ТС и его состояния, данные о водителе, его стаже, нарушения им ПДД, на каком часу работы произошло ДТП, время отдыха. Описываются обстоятельства ДТП, дорожные условия, выявленные причины и предлагаемые профилактические мероприятия. К акту прилагаются копии схемы ДТП, протокола с места ДТП, объяснения участников ДТП и должностных лиц, копии приказов. Эти материалы могут быть использованы для представления в суд и для защиты интересов предприятия по возмещению ущерба.


Судебная экспертиза проводится по постановлению органа дознания, следствия, прокуратуры и суда. По числу участников: единоличная, комиссионная (ст. 200 УПК), а в случае привлечения разных специалистов может быть комплексная экспертиза (ст. 202 УПК). По последовательности: первичная, дополнительная (тем же экспертом, но он разъясняет или отвечает на дополнительные вопросы), повторная (в случае подозрения в некомпетентности, неполноты исследования, противоречивости заключения, при выявлении новых обстоятельств и др. (ст. 207 УПК, ст. 87 ГПК). В повторной указываются причины расхождения выводов с первичной экспертизой. Судебная экспертиза по закону - это процессуальное действие в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Заключение судебной экспертизы является отдельным самостоятельным видом доказательства.

Заключение специалиста обычно получают на стадии первичного разбирательства по запросу ГИБДД и дознания. Специалисты могут проводить исследования и по запросам предприятий, адвокатов, участников ДТП по представленным материалам в виде ксерокопий. Это практикуется, когда одной из сторон отказывают в проведении официального исследования (экспертизы). Полученное заключение специалиста представляют следствию или суду и добиваются (иногда через прокуратуру) включить его в материалы дела по ДТП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования

Лица, совершившие ДТП, в основном действуют по неосторожности, хотя известны случаи умышленного совершения ДТП для сокрытия следов другого преступления либо маскировки другого преступления под ДТП.

Практическая деятельность по расследованию ДТП позволила  сформировать типовые ситуации, а  на их основе выдвинуть ряд типовых следственных версий. По делам о любых видах ДТП типовыми ситуациями и следственными версиями являются следующие:

1) обстановка на месте  происшествия зафиксирована без  существенных изменений, водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия). Следственные версии в такой наиболее распространенной ситуации следующие: а) происшествие возникло в результате нарушения правил дорожного движения водителем (неправильный расчет минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состояния проезжей части и др.); б) происшествие возникло в результате грубого нарушения правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход из неосвещенной зоны дороги и др.); в) происшествие возникло в результате выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных средств лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом ходовой системы, тормозной части и др.); г) происшествие возникло в результате непреодолимой силы природы (обвал, землетрясение и т.д.), а также случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП;

2) обстановка на месте  происшествия изменена его участниками. В данной ситуации необходимо дополнить названные версии следующей: изменение обстановки, реально характеризующей результаты ДТП, произведено с целью восстановления безопасности движения по


транспортной артерии либо уничтожения материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия;

3) обстановка на месте  происшествия не изменена, в ней  сохранены элементы ДТП, но водитель на автомашине скрылся с места происшествия (чаще всего эта ситуация встречается при серьезных вредных последствиях, либо при совершении ДТП в состоянии алкогольного или наркотического состояния, или при дюне транспортного средства). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП, и кто им управлял. В такой ситуации должна быть поставлена задача диагностирования обстоятельств происшествия, включая определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам наложения на теле и одежде жертвы;

4) обстановка, при которой  в зоне дорожного движения  обнаружен труп, но нет специфических признаков ДТП. В этом случае может быть выдвинута версия о попытке инсценировки ДТП с целью сокрытия другого преступления;

5) обстановка, при которой  обнаружен труп, но не на трассе  движения (на обочине, в лесном  массиве и т.д.), при этом комплекс  повреждений на теле и следы  наложения (частицы лакокрасочного  покрытия, смазочных материалов  и др.), следы волочения, свидетельствуют о совершенном ДТП. Следственные версии при такой ситуации: а) произошло ДТП, замаскированное под другое преступление; б) произошло иное преступление, инсценированное под ДТП. В данном случае суждения о характере смерти потерпевшего могут быть разрешены проверкой версий о давности и месте ее наступления, о механизме происшествия, о виновных в его совершении. В соответствии с полученной информацией о месте события и иных обстоятельствах, которые помогут ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, а также при помощи логических приемов мышления можно установить причинную связь с расследуемым преступлением.

Сложная деятельность следователя  при расследовании ДТП не может  быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования вплоть до его окончания. В соответствии с анализом первоначально полученных фактических данных о ДТП составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактических операций, а в случае надобности и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск скрывшегося водителя и транспортного средства с места ДТП.

На первом месте в  плане расследования следует  предусмотреть необходимые следственные осмотры; установление личности потерпевших (путем изучения документов, допросов); выявление очевидцев и иных свидетелей и их допрос, допрос водителя (водителей) транспортных средств, участвовавших в ДТП; судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего; назначение и проведение необходимых экспертиз (автомеханическая, судебно-медицинская, трассологическая и др.).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

4.Начальный этап расследования

На этом этапе надлежит тщательно продумать, какие предусмотренные планом расследования вопросы нуждаются в первоочередном выяснении исходя из следственной ситуации.

К числу первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения, осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (потерпевших) для установления состояния алкогольного или наркотического опьянения, изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается и проводится судебно-медицинская экспертиза трупа и проводится предъявление для опознания личности погибшего (если не опознан труп). При необходимости в число первоначальных действий могут быть включены и назначение других экспертиз (автотехническая, судебно-химическая и др.), следственный эксперимент, проверка показаний на месте, а также розыск и задержание скрывшегося водителя либо розыск водителя и транспортного средства.

В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным.


4.1 Осмотр места происшествия

Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.

Приступая к осмотру  места происшествия, надлежит обеспечить безопасность его проведения (для  чего выставляются соответствующие знаки-конусы, ограждения и т.д.). В состав следственно-оперативной группы целесообразно включить помимо следователя сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалиста криминалиста и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска (если водитель на машине скрылся с места ДТП и не выявлены свидетели), кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами или необходимо изъять следы биологического происхождения).  Если к моменту прибытия на место происшествия работники следственной группы застанут потерпевших, то им должна быть оказана доврачебная и первая медицинская помощь и обеспечен вызов бригады скорой медицинской помощи.

Информация о работе Экспертиза ДТП