Исполнительная власть: понятие, место в механизме разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:14, реферат

Краткое описание

Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений.
Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

Оглавление

Введение 3
1. Исполнительная власть: понятие, цели, место в механизме разделения властей 4
2. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 6
3. Основные функции исполнительной власти 8
4. Основные принципы организации исполнительной власти 10
5. Система и виды органов исполнительной власти 12
a. Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти 15
b. Правительство Российской Федерации и его полномочия 16
c. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 17
d. Территориальные федеральные органы исполнительной власти 18
e. Органы местного самоуправления как субъекты административного права 19
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.55 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра Государственно-правового обеспечения  управления

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Административное право»

Тема: Исполнительная власть: понятие, место в механизме разделения властей.

 

 

 

Выполнил:

студент группы 8201

Лукьянов Дмитрий

 

Руководитель:

Дергачев А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011 г. 

Оглавление

Введение 3

1. Исполнительная власть: понятие, цели, место в механизме разделения властей 4

2. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 6

3. Основные функции исполнительной власти 8

4. Основные принципы организации исполнительной власти 10

5. Система и виды органов исполнительной власти 12

a. Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти 15

b. Правительство Российской Федерации и его полномочия 16

c. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 17

d. Территориальные федеральные органы исполнительной власти 18

e. Органы местного самоуправления как субъекты административного права 19

Заключение 21

Список используемой литературы 22

 

 

Введение

Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений.

Многоаспектность данного  понятия обуславливает и соответствующую  типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей. Однако это не означает, что ранее в  структуре власти данный элемент  отсутствовал. Во времена Древнего мира и средневековья в монархических  государствах функции исполнительной власти выполняли главы этих стран, являвшиеся одновременно и источниками  законодательного нормотворчества. В  республиках же доиндустриальной эпохи  исполнительная власть осуществлялась различными высшими должностными лицами (консулы в Древнем Риме, дожи в Венеции, государственные капитаны в Генуе, посадники и архиепископы в Новгороде). В Новое и Новейшее время сложилась конституционная практика, согласно которой в президентских республиках исполнительная власть принадлежит президенту: в конституционных монархиях и парламентских республиках главой исполнительной власти номинально считается монарх или президент, но реально эту роль выполняет глава правительства.

По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом  повседневного управления страной, что предопределяет определенный и  динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной  базы в виде многочисленных подзаконных  актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая  точно и своевременно проводить  в жизнь принятые решения. 

    1. Исполнительная  власть: понятие, место в механизме разделения властей

 Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

 Главные цели исполнительной  власти:

  • обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
  • создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;
  • создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

Признаки исполнительной власти:

  • универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);
  • предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);
  • принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);
  • организующий характер.

Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти:

  • каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;
  • приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам;
  • не допускается отмена актов исполнительной власти по мо­тивам их нецелесообразности;
  • осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;
  • гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;
  • для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов.

Сфера отношений, в которой  действует исполнительная власть:

  • отношения власти с гражданином;
  • хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений;
  • отношения с предприятиями, учреждениями и иными организация­ми, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

 

    1. Органы  исполнительной власти как субъекты административного права

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь  частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией).

Отличительные особенности  органов исполнительной власти:

  • самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. В целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;
  • обладают государственно-властными полномочия­ми строго в пределах установленной для них компетенции;
  • их деятельность носит подзаконный характер;
  • находятся на бюджетном финансировании.

Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ.

Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с  его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи  с упразднением.

Образование, структура, порядок  деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязаннос­ти, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соот­ветствующих законах, положениях и иных нормативных актах.

Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:

  • осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
  • наделены оперативной самостоятельностью;
  • имеют, как правило, постоянные штаты;
  • образуются вышестоящими органами;
  • подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит  из следующих блоков:

  1. целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);
  2. организационно-структурный (включает в себя правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);
  3. компетенционный как совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).

 

    1. Основные  функции исполнительной власти

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.

Функции ориентирования системы:

  • анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);
  • прогнозирование (предвидение изменений в развитии событий или процессов на основе имеющейся информации);
  • планирование (определение направлений, целей, задач и возможных результатов управленческой деятельности);
  • правовое регулирование (установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур);
  • методическое руководство.

Функции обеспечения системы:

  • материально-техническое обеспечение;
  • финансовое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • информационное обеспечение.

Функции оперативного управления системой:

  • организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);
  • общее руководство и оперативное распорядительство;
  • предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;
  • контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка);
  • учет (систематический сбор сведений);
  • оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).

 

    1. Основные  принципы организации исполнительной власти

Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются следующими принципами.

Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип народовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти.

Принцип законности. Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Принцип разделения властей. Принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти - законодатель­ной, исполнительной, судебной. Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.

 

Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Принцип федерализма отражается:

а) на структуре системы ОИВ, состоящей из федеральных ОИВ и ОИВ субъектов Федерации. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ ФОИВ и ОИВ субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);

б) на юридическом положении  ОИВ:

- определение компетенции ОИВ основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;

- законные акты ФОИВ обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты ОИВ субъектов Федерации подлежат соблюдению ФОИВ;

- формой регулирования  взаимоотношений между ОИВ выступают  административные соглашения, в  результате которых ФОИВ могут передать осуществление части своих полномочий ОИВ субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;

Принцип гласности. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Принцип приоритета и гарантированности  прав личности. Права личности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами.

Принцип сочетания централизации  и децентрализации, которые действует на различных уровнях системы ОИВ, влияет на функционирование всей системы исполнительной власти.

Принцип централизации - сосредоточение большей части предметов ведения и полномочий, государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти.

Информация о работе Исполнительная власть: понятие, место в механизме разделения властей