Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:14, реферат
Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений.
Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.
Введение 3
1. Исполнительная власть: понятие, цели, место в механизме разделения властей 4
2. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 6
3. Основные функции исполнительной власти 8
4. Основные принципы организации исполнительной власти 10
5. Система и виды органов исполнительной власти 12
a. Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти 15
b. Правительство Российской Федерации и его полномочия 16
c. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 17
d. Территориальные федеральные органы исполнительной власти 18
e. Органы местного самоуправления как субъекты административного права 19
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части своих полномочий.
Все органы исполнительной власти государства представляют собой единую систему. Система органов исполнительной власти - совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними.
Система органов исполнительной
власти – это юридически упорядоченная,
внутренне согласованная
Единая система органов
исполнительной власти действует только
в пределах ведения Федерации
и совместного ведения с
В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня (вида) органов:
Исполнительные органы субъекта
Федерации, в соответствии с основами
конституционного строя и общими
принципами государственного строительства,
установленными федеральными законами,
по вопросам своих исключительных полномочий
и предметов ведения независимы
от Федеральных органов
Орган исполнительной власти
– это организация, которая, являясь
составной частью государственного
аппарата, имеет свою структуру, компетенцию,
территориальный масштаб
Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:
Ядром административно-правового статуса органа исполнительной власти является компетенция, выражающая меру власти, которой он наделен для выполнения своих задач. Компетенция представляет собой нормативно определенный объем прав и обязанностей в отношении установленного предмета ведения. Её надо отличать от функций и задач: через функции определяются основные направления деятельности органа по достижению поставленных перед ним целей, а через компетенцию определяются пределы властных полномочий и предмета ведения при осуществлении возложенных на него функций. Различие компетенции между органами исполнительной власти происходит по объему прав и обязанностей.
Органы исполнительной власти разнообразны, что связано с различными сферами их деятельности, объемом компетенции и т.д. Это дает возможность группировать их по различным основания:
A. В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:
B. В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить:
C. Организационно-правовая форма являются признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:
1. правительства, советы
министров, имеющие статус
2. комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т. д. (на различных уровнях).
D. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:
Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент Российской Федерации возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
Около четверти федеральных
органов находятся в
Президент Российской Федерации, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:
Правительство Российской Федерации
- это коллегиальный орган, который
возглавляет систему
Правительство РФ является высшим исполнительным органом государства, возглавляет единую систему исполнительной власти. Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные указы Президента РФ.
Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей и министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах Федерации свои территориальные органы. Состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.
Президент может самостоятельно вводить должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства. Число заместителей определяется Президентом.
Министерство РФ – федеральный
орган исполнительной власти (отраслевые
и межотраслевые), проводящий государственную
политику и осуществляющий управление
в установленной сфере
Государственный комитет
и федеральная комиссия Российской
Федерации - федеральный орган
Федеральная служба (руководитель службы), российское агентство (генеральный директор), федеральный надзор России (начальник федерального надзора) – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.
Система и формы органов исполнительной власти в республиках определяются их Конституциями, законами и иными актами; других субъектов Российской Федерации - их уставами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законами, и указами Президента Российской Федерации.
Органы исполнительной власти
субъекта Федерации входят в единую
систему исполнительной власти наряду
с федеральными органами в пределах
ведения Федерации и
Руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемые субъектом Федерации, осуществляется главой исполнительной власти субъекта, который назначает их руководителей.
По предметам ведения
исключительной компетенции субъекта
Федерации им создаются органы исполнительной
власти специальной компетенции, подчиняющиеся
исключительно главе
Исключение составляют органы
исполнительной власти, ведающие вопросами
совместной компетенции – их руководители
назначаются соответствующим
В субъектах Российской Федерации действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.
Территориальные органы министерств
и ведомств Российской Федерации входят
в систему органов
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов осуществляется соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Основными принципами в деятельности территориальных органов являются:
Информация о работе Исполнительная власть: понятие, место в механизме разделения властей