Административные правонарушения в области связи и информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущим количеством и разновидностью правонарушений в области связи и информации и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к упорядочению общественных отношений в данной области.
Рассмотренные в данной работе вопросы позволяют сформулировать причины, препятствующие эффективному применению статьи 13.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… ………1
Глава I. Административные правонарушения и
административная ответственность

1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения………7
2. Понятие, признаки и основания административной ответственности…….20
3. Цели, функции и стадии административной ответственности……………..27
Глава II. Административная ответственность за
административные правонарушения в области связи и информации
1. Общая характеристика составов административных правонарушений в области связи и информации……………………………………………………30
2. Теоретические и практические аспекты применения статьи 13.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов…………..37
Заключение………………………………………………………………………..54
Библиографический список……………………………………….......................58

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области связи и информации (диплом) .doc

— 289.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………… ………1

Глава I. Административные правонарушения и

 административная  ответственность 

1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения………7 

2. Понятие,  признаки и основания административной ответственности…….20 

3. Цели, функции и стадии административной  ответственности……………..27 

Глава II. Административная ответственность за

административные  правонарушения в области связи  и информации 

1. Общая характеристика составов административных правонарушений в области связи и информации……………………………………………………30 

2. Теоретические  и практические аспекты применения  статьи 13.20  Кодекса об административных  правонарушениях Российской Федерации,  предусматривающей ответственность  за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов…………..37 

Заключение………………………………………………………………………..54 

Библиографический список……………………………………….......................58 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Представленная  дипломная работа посвящена теме «Административные правонарушения в области связи и информации». Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

      За  всю историю развития человечества можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество каждый раз приобретало новое качество. Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению. Затем    в результате изобретения книгопечатания в середине 16 века стало возможным тиражировать и активно распространять информацию. С изобретением в конце 19 века электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио существенно возросла роль информации  как средства воздействия на развитие общества и государства. В середине 20 века появляется вычислительная техника, создаются сети связей и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме.

      Сегодня мы переживаем очередную информационную революцию, обусловленную формированием  и развитием трансграничных глобальных информационно - телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты. Наиболее яркий пример такого явления - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных ресурсов как единой информационной инфраструктуры, в которой активно взаимодействуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

      Актуальность  темы исследования обусловлена растущим количеством и разновидностью правонарушений в области связи и информации и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к упорядочению общественных отношений в данной области.

      За  последнее десятилетие принято  значительное число нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере информации (к примеру, Законы Российской Федерации «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О рекламе» и др.). Появились программные документы, которые хотя и не носят нормативно-правового характера, но служат при этом определенным ориентиром для государственной политики в информационной сфере. Среди подобных документов необходимо назвать Доктрину информационной безопасности и Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». Особенно хочется отметить, что, несмотря на значительный объем новейшего законотворчества, оно не в должной мере учитывает современные реалии общества и не способствует организации эффективной деятельности уполномоченных органов.

      Научная и учебная литература рассматривает  в основном общетеоретические вопросы  административной ответственности  за правонарушения в области связи  и информации. 

      Вопрос  административных правонарушений рассматривали в своих трудах Агапов А.Б., Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Додин Е.В., Зацепина Е.М., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Конин Н.М., Овсянко Д.М, Попов Л.Л.,  Салищева Н.Г., Тимошенко И.В., Хатова Ж.М.

      Для постановки проблем требуется детальное  рассмотрение административных правонарушений в указанных сферах деятельности.

      Целью исследования является изучение теоретических  и практических аспектов административных правонарушений в области связи  и информации.

      В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

      1. Изучение теоретических вопросов  административного правонарушения  и административной ответственности  и взаимосвязи между этими  понятиями.

      2. Характеристика административных  правонарушений в области связи  и информации (глава 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

      3. Изучение и характеристика административных  правонарушений правил хранения, комплектования, учета и использования  архивных документов (статья 13.20 КоАП  РФ). Определение проблем, препятствующих привлечению субъектов к административной ответственности.

      4. Подготовка проекта административного  регламента по исполнению государственной  функции по составлению протоколов  административных правонарушений  в области архивного дела.

      Рассмотрение  вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую научную, так и практическую значимость.

      Научная значимость исследования административных правонарушений в области связи  и информации определена недостаточной  теоретической разработанностью темы, а также тем, что данный вопрос входит в компетенцию не только административного права, но и относительно новой отрасли информационного права.

      Внимание  к вопросу обусловлено необходимостью обоснованного разрешения частных  актуальных проблем тематики данного исследования. Результаты могут быть использованы для практической деятельности при составлении протоколов об административных правонарушениях.

      Объектом  исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере  административных правонарушений в области связи и информации.

      Предметом являются нормы права, предусматривающие  ответственность за административные правонарушения, а также правоотношения между субъектами права в области  связи и информации.

      Источниками информации для написания работы по теме послужили: российское федеральное законодательство, законодательство субъекта РФ,  подзаконные акты, ненормативные программные документы, учебная литература, теоретические работы ученых в рассматриваемой области, результаты практической работы автора, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике.

      В качестве методологической основы настоящего исследования были использованы: метод  анализа и синтеза; методы формально-юридического, грамматического и логического толкования права; метод сравнительного правоведения.

      Автором подвергнуты анализу научные  источники, нормативные правовые акты. При формулировании отдельных положений  и выводов использован  опыт практической работы автора.

      Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя  введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение,  список литературы.

      Во  введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

      Глава первая раскрывает общие вопросы  понятий «административное правонарушение»  и «административная ответственность».

      В главе второй дается общая характеристика административных  правонарушений в области связи и информации, а также рассматриваются теоретические и практические аспекты применения статьи 13.20  КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

      Приложением к работе является проект административного регламента

по  исполнению государственной функции  по составлению протоколов об административных правонарушениях в области архивного дела, подготовленный в соответствии с требованиями федерального законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Административные правонарушения и

  административная  ответственность 

  1. Понятие, признаки и состав административного  правонарушения
 

      Все правонарушения делятся на преступления, административные правонарушения или  деликты, дисциплинарные (служебные) проступки. Нормативными актами, которыми определяются виды, основания юридической ответственности и меры наказания за правонарушения, а также порядок их применения, являются Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, дисциплинарные уставы и положения о прохождении службы.

      В настоящее время действует большое  количество различных административных правил и норм. Например, правила  паспортной системы, правила безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, правила противопожарной безопасности, правила торговли, налоговые правила, таможенные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила по технике безопасности и охране труда, пограничного режима, правила воинского учета и другие. В большинстве случаев за нарушение этих правил наступает административная ответственность, которая представляет собой применение административных мер наказания за совершение административных правонарушений.

      Статья 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет административное правонарушение как «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

      Новое определение административного  правонарушения в отличие от определения  данного в Кодексе РСФСР не перечисляет объекты посягательства (государственный или общественный порядок, права и свободы граждан,  установленный порядок управления) и не содержит условие наступления административной ответственности, в случае если законодательством не предусмотрена уголовная ответственность.

      Научные определения административного правонарушения ставят акцент на объекте правонарушения. Например, у А.Б. Агапова  «административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный порядок, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность»1.

      Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки, такие, как противоправность, виновность и наказуемость и общественная опасность деяния.

      Во-первых, административное правонарушение - это деяние. Деяние, представляющее собой акт волевого поведения, проявляющееся в форме действия либо бездействия является исходным при характеристике признаков административного правонарушения. Действие представляет собой активное невыполнение предусмотренных нормой или правилом обязанностей или нарушение запрета. Бездействие - это пассивное невыполнение обязанности. Одно и то же правило может быть нарушено как действием, так и бездействием.

Информация о работе Административные правонарушения в области связи и информации