Административные правонарушения в области связи и информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущим количеством и разновидностью правонарушений в области связи и информации и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к упорядочению общественных отношений в данной области.
Рассмотренные в данной работе вопросы позволяют сформулировать причины, препятствующие эффективному применению статьи 13.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… ………1
Глава I. Административные правонарушения и
административная ответственность

1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения………7
2. Понятие, признаки и основания административной ответственности…….20
3. Цели, функции и стадии административной ответственности……………..27
Глава II. Административная ответственность за
административные правонарушения в области связи и информации
1. Общая характеристика составов административных правонарушений в области связи и информации……………………………………………………30
2. Теоретические и практические аспекты применения статьи 13.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов…………..37
Заключение………………………………………………………………………..54
Библиографический список……………………………………….......................58

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области связи и информации (диплом) .doc

— 289.50 Кб (Скачать)

      Квалификация  признаков административного правонарушения необходима для последующей квалификации состава административного правонарушения.

      Состав  административного правонарушения представляет собой совокупность признаков, позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания.

      Состав административного правонарушения аналогичен квалификационному составу преступления  и включает в себя объективные элементы состава (объект и объективная сторона) и субъективные (субъект и субъективная сторона).

      Отсутствие  хотя бы одного из перечисленных элементов свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

      Административная  ответственность - это особый вид  юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением).

      Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:

      - представляет собой меру государственного  воздействия (принуждения);

      - наступает при совершении правонарушения  и наличии вины;

      - применяется компетентными органами и должностными лицами;

      - состоит в применении к правонарушителю  определенных санкций;

      - применяемые санкции строго определены  законом.

      В то же время выделяются характерные  черты и основные отличительные  признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности:

      1) Административная ответственность  имеет собственную нормативно-правовую  основу, отличную от нормативно-правовых  основ других видов ответственности,  а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права.

      2) Административная ответственность  устанавливается законами, подзаконными  актами, либо их нормами об  административных правонарушениях. 

      3) Основанием административной ответственности  является совершение административного правонарушения.

      4) К административной ответственности  привлекают органы, которые являются  субъектами функциональной власти.

      5) К ней привлекаются индивидуальные  субъекты и юридические лица.

      6) Санкции (то есть меры юридической  ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, - административные взыскания.

      Цель  административной ответственности  опосредуется через функции, которые  она выполняет: превентивную, репрессивную, сигнализационную, восстановительную, ограничительную.

      В своем развитии административная ответственность  проходит следующие самостоятельные  стадии: возникновения, конкретизации, реализации. 

      Административные  правонарушения в области связи  и информации, в  число которых  входят административные правонарушения в области архивного  дела, наименее изученная область в науке административного права.  

      Во  вступительном слове на заседании  президиума Государственного совета 17 июля 2008 года в г. Петрозаводске «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, давая оценку и состоянию дел в архивной отрасли, отметил, что «в целом пока это очень унылая, заброшенная сфера»  (http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/07/204252.shtml).

      Рассмотренные в данной работе вопросы позволяют  сформулировать причины, препятствующие эффективному применению статьи 13.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность  за  нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, а именно:

      - ограниченный круг лиц, уполномоченных  составлять протоколы;

      - незначительный размер административного  штрафа;

      - отсутствие на федеральном уровне  нормативного правового акта, устанавливающего  правила хранения, комплектования, учета и использования архивных документов для организаций;

      - отсутствие в числе субъектов,  подлежащих административной ответственности,  юридических лиц;

      - низкая правовая культура в  отношении документационного обеспечения  управления и архивного дела.

      В целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования в указанной сфере автором сделан вывод о необходимости установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях административную ответственность для юридических лиц, увеличить размер административных штрафов для должностных лиц и граждан за правонарушения в сфере архивного дела, а также – расширить  круг должностных лиц, наделенных правом составлять протоколы об административных правонарушениях в области архивного дела.   
 
 

Библиографический список 

Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М., 2000. С. 29. 

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1996. С. 275. 

Бахрах  Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. Москва, 1996. С. 280. 

Бочаров С.Н. и др. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М., 2005. С. 12. 

Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник для юридических вузов. М., Эксмо. 2005. С. 288. 

Зацепина Е.М. Административное правонарушение в области финансов: понятие и признаки // Административное и муниципальное право, 2009. № 1. С. 16. 

Конин Н.М. Административное право России: Учебник. М., 2004. С. 204. 

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Н.Г. Салищевой, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова и др. М., ТК Велби, 2002. 

Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. д.ю.н., проф. Р.Л. Хачатурова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 108. 

Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие. Под ред. Г.А. Туманова. М., 1997. С. 29. 

Попов Л.Л. Административное право. М., 2005. С. 165. 

Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 438. 

Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие. Ростов-на Дону. Издательский центр «Март»., 2004. С.15. 

Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении // Административное право и процесс. 2007. № 1. С.38. 

Четвериков В.С. Административное право. Ростов-на-Дону. Феникс., 2004. С. 54. 

Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998. С. 41 - 48: 

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). 

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909. 

Закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации  // Собрание законодательства РФ. N 43. ст. 4169. 

Закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах   // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1. 

Закон Российской Федерации от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785. 

Закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»  // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140. 

Закон  Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448. 

Закон  Российской Федерации от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О связи" // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, ст. 2895. 

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.12.2008, с изм. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации" // "Российская газета", N 32, 08.02.1992. 

Закон Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О почтовой связи" (принят ГД ФС РФ 24.06.1999) // "Российская газета", N 140-141, 22.07.1999. 

Закон Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430. 

 Закон Российской Федерации от 29.12.1994 N 77-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об обязательном экземпляре документов" (принят ГД ФС РФ 23.11.1994) // "Российская газета", N 11-12, 17.01.1995. 

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 01.12.2007) "О государственной тайне" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.12.2007) // "Российская газета", N 182, 21.09.1993. 

Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 06.09.2008) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // "Российская газета", N 246, 27.12.1995. 

Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945. 

Указ  Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 31.12.2008) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2009)  //  Собрание законодательства РФ", 19.05.2008, N 20, ст. 2290. 

Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 290 (ред. от 07.11.2008) "О Федеральном архивном агентстве" // "Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, N 25, ст. 2572. 

Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 110 (ред. от 13.10.2008) "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи" // "Российская Бизнес-газета", N 9, 22.03.2005. 

Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 17.03.2009) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // "Российская газета", N 161, 21.08.1997. 

Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // Собрание законодательства РФ», 14.11.2005, N 46, ст. 4720. 

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации». 

Информация о работе Административные правонарушения в области связи и информации